«Прыгал с парализованным человеком»
Павел Медведев прыгает с парашютом уже 24 года. Первый прыжок совершил в 14 лет. Что, впрочем, было ожидаемо — отец Павла был инструктором парашютного спорта.
«Я хорошо помню, как меня забирают из детского сада и мы едем на занятия. Лет с 5–6 я все время крутился среди парашютистов. Когда студенты, курсанты совершали прыжки, а папа занимался своими делами, меня отдавали летчикам, и я целый день летал на самолете на месте второго пилота», — вспоминает ныне директор парашютного клуба Extreme Павел Медведев.
На тот момент совершать прыжки в России можно было только с круглыми десантными парашютами, и прыгать разрешалось лишь по достижении 14 лет. Прыжков в тандеме с инструктором, которые популярны сейчас, тогда не было. В семье Павла с парашютом прыгали и сестра, и мама, но по профессиональному пути за отцом пошел только он. Мама же Павла, например, стала двухтысячным клиентом, с которым парашютист прыгнул в тандеме.
«Так совпали и звезды, и карты. Я оказался в России и специально подарил маме прыжок. Она в тот момент работала на аэродроме, у нее было свое кафе. Весь персонал аэродрома ее знал. Когда она пошла на прыжок, то на двери кафе оставила записку: “Ушла прыгать, вернусь позже, накормлю”», — вспоминает Павел.
Парашютист за годы своей карьеры успел поработать в нескольких странах: в Индии, Африке, Мексике, США. И с каждой из них связаны истории, которые кажутся невероятными для обычного человека. Например, в Индии он прыгал в тандеме с парализованным человеком.
«Я был единственным инструктором. Прыжок стоил $500. Для местных жителей это баснословные деньги, позволить прыгнуть себе могут только обеспеченные люди. Когда ко мне подошли и спросили, смогу ли я прыгнуть с инвалидом, я сразу ответил, что смогу. Отец, мать и сын приезжали ко мне раза три на беседу, я им все рассказывал, показывал, как будет происходить прыжок. Демонстрировал подвесную систему, парашют, видео, фото. Ранее в России у меня были такие прыжки. А в чем была проблема тут? Молодой человек после ДТП стал полностью парализованным. Родители, чтобы у сына появился интерес к жизни, решили попробовать идею с парашютом. И вот мы сделали этот прыжок. После него была организована большая пресс-конференция. В Индии это был первый случай, когда прыгал парализованный человек. Парень остался доволен и хотел прыгать еще», — рассказывает Павел.
Мексика работает на количество
А в Мексике петербуржец работал в месте, где выполняется самое большое количество тандемных прыжков в мире. Цена за прыжок была низкой, поэтому инструкторы зарабатывали на количестве. Выполнять 300–400 тандемов в день считалось нормальным. На такое количество обычно работают около 30 инструкторов и 2 самолета.
«Я приехал к ним в пятницу и сделал два тренировочных прыжка, чтобы посмотреть площадку. На следующий день мы все сделали 350 тандемов, из них я — 12. В России до этого максимум за день прыгал 11 раз. А они мне говорят, что 350 — это, мол, ни о чем, при этом неофициальный рекорд России — 160 тандемов. За то время, что я там работал, наша команда сделала максимум 484 тандема за день, из них я — 17. Это был рекорд, побить который смогли только спустя год — ребята сделали 501 тандем», — рассказывает Павел.
Парашютист добавляет, что работать было не тяжело. Ждать не приходилось, все было готово. Задача парашютиста была простая — найти своего пассажира, получить парашют и сесть в самолет. Начинали работу в 9 утра, заканчивали в 17:00. Никаких нештатных ситуаций. Однако в практике Павла случаи, когда, например, не раскрылся парашют, были.
«Как-то раз прыгаем, и возникают проблемы с парашютом. Но на этот случай всегда есть запасной. Поэтому приземлились мы без проблем. А пассажир говорит, что это у него не первый случай. Оказалось, что он одновременно и самый невезучий, и самый везучий человек. Попадал под лавину — его выкопали, утонул — откачали, в аварии серьезной был — из машины с помощью спецтехники достали. И вот теперь парашют не хотел раскрываться. Я тогда его спросил, почему сразу не предупредил. Мы оба посмеялись. Так он тут же попросился еще раз прыгнуть, чтоб закрепить успех», — говорит Павел.
Прыгают дети и бабушки
Сейчас у Павла свой собственный парашютный клуб, открыть который было не так просто. Потребовались немалые вложения, чтобы закупить парашютные системы, необходимое оборудование, договориться с аэродромом и, самое главное, собрать хорошую команду.
«Кстати, прыгать с инструктором можно с 8 лет. Я прыгал со своей дочкой, когда ей было 7, и первое, что она сказала после прыжка: “Папа, я хочу еще”. Верхней планки по возрасту нет. У меня был пассажир — бабушка 89 лет с сиреневыми волосами. А еще мы сейчас делаем цикл прыжков с музыкантами. Например, я прыгал с саксофонистом, он играл на земле, играл в воздухе. Мой инструктор прыгнул с музыкантом, который играл на кларнете. Сейчас, кстати, еще готовится ряд музыкантов для прыжков», — рассказывает Павел.
Ради прыжков устроилась работать в парашютный клуб
Маргарита Надыкто мечтала о прыжке с парашютом с подросткового возраста. Но тогда могла найти только информацию о прыжках, которые совершаются с высоты в километр, при этом открытие купола происходит принудительно сразу после выхода из самолета.
«А потом я прочитала, что существуют тандем-прыжки: люди прыгают с четырех километров, и около минуты длится свободное падение. Это мне показалось интереснее, но все варианты, что я находила, были дорогими. Поэтому я периодически забывала о своей мечте», — рассказывает Маргарита.
Прошло 10 лет с момента появления мысли о полете под куполом. Маргарита успела переехать в Сочи и случайно наткнулась на объявление о прыжке с парашютом над Красной Поляной. Стоимость 25 тысяч рублей девушку совсем не порадовала.
«Ценник, конечно, ужасает. Но я люблю самолеты, парашюты, горы. Решила — это знак, нужно прыгать. А вскоре опять увидела объявление, но уже со скидкой — цена составляла 17 тысяч рублей. Сразу записалась и через неделю совершила свой первый прыжок», — говорит Маргарита.
В то время девушка работала в Красной Поляне инструктором по сноуборду и горным лыжам. Для нее было вдвойне интересно посмотреть сверху на те места, по которым она катается зимой.
«После прыжка первые два часа я чувствовала, что больше прыгать не хочу. Но постепенно это ощущение угасло, и я решила повторить опыт», — вспоминает Маргарита.
Отдавая себе отчет в том, что при существующей высокой стоимости часто не попрыгаешь, Рита… устроилась работать в компанию, организующие прыжки, и при появлении возможности прыгала в тандеме (для самостоятельных прыжков нужно проходить курс AFF).
«В итоге я прыгнула пять тандемов и уже собралась проходить курс AFF, но, к сожалению, сломала ногу, поэтому с этой мечтой придется повременить. Но курс пройду обязательно и буду прыгать уже сама», — говорит Маргарита.
От парашюта к аэротрубе
Полеты в аэротрубе с каждым годом становятся популярнее. В Петербурге таким развлечением жители могут побаловать себя в нескольких местах. Это такой безопасный способ почувствовать настоящий полет. Поток воздуха тебя держит, не нужно бояться делать первый шаг из самолета, как происходит при прыжке с парашютом, и беспокоиться о приземлении. Не многим известно, что именно в аэротрубе парашютисты отрабатывают технику полета, а многие инструкторы — в прошлом парашютисты, которые поменяли один вид полета на другой.
Инструктор аэротрубы Алексей Заморский еще лет 15 назад увлекся парашютным спортом, но через какое-то время попробовал аэротрубу, и этот вид полетов захватил его полностью. Так он нашел дело, к которому лежит душа и которым хочется заниматься. Хобби и работа в одном виде.
«У меня всего 500 прыжков с парашютом — это совсем немного. В первый раз прыгнул, потому что в жизни требовалась перезагрузка. И я ее получил. Вообще, если этим спортом заниматься плотно, 500 раз напрыгиваются за сезон. Если, конечно, позволяют финансы», — рассказывает Алексей.
Сначала Алексей прыгал с десантным парашютом с системой принудительного раскрытия вскоре после выхода человека из самолета. Совершил около 30 прыжков.
«Второй вариант — с тобой выходят два инструктора с парашютом типа крыло. Крыло очень требовательно к открытию, падать нужно в определенной позе. Далеко не у всех это получается сразу. Мне в итоге посоветовали аэротрубу. Я попробовал, и у меня сразу начало получаться. В трубе все сразу становится понятнее, навык свободного падения отрабатывается в разы быстрее, чем в парашютном спорте», — говорит Алексей Заморский.
Алексею нравилось именно ощущение свободного полета, и технику правильного падения ему помогла отработать аэротруба. В ней какие-то ошибки можно разобрать сразу на месте.
«Аэротруба сразу ставит все точки над “и”, там сразу все понятно. Ты полетал, тут же посмотрел видео и разобрал с тренером ошибки. На аэродроме, чтобы обговорить что-то с тренером и просмотреть видео вашего прыжка, нужно сначала сесть в самолет, забраться на высоту, прыгнуть, открыться, спуститься, добрести до старта, уложить парашют и уже после разбирать прыжок. На это уходит больше часа», — делится Алексей.
В итоге мужчина устроился работать инструктором в аэротрубе. Сейчас Алексей называет себя парашютистом выходного дня. По его словам, чтобы развиваться в качестве парашютиста, прыгать нужно очень много. Алексею сейчас больше нравится свободное падение в аэротрубе, чем работа с куполом. Он, кстати, не раз принимал участие в командных соревнованиях и даже становился чемпионом России в динамических четверках.
Но о своих заслугах говорит скромно, отмечая, что в его команде были топовые флаеры. Он признается, что по-прежнему испытывает острые ощущения во время прыжков с парашютом, но в то же время у него есть понимание, что в этом спорте он каких-либо высот не достигнет. А вот в бодифлаинге (полетах в аэротрубе) может достичь многого.
Из досье «МК»
История Дня парашютиста началась в СССР. В 1928 году начальник летной части 1‑й Московской высшей школы военных летчиков Леонид Минов на совещании руководящего состава ВВС РККА выступил за обеспечение всего летного состава парашютами. Так как закупка американских изделий обходилась дорого, в Союзе решили выпускать собственные «купола» — был создан парашютный отдел НИИ ВВС Красной армии.
В 1929 году Минов побывал в Америке на заводе компании «Ирвин», где лично опробовал товар и закупил для нужд РККА несколько спасательных парашютов. К началу 1930 года сотрудники парашютного отдела НИИ ВВС, взяв за основу американский парашют «Ирвинг», разработали собственную конструкцию — НИИ‑1. Они стали первыми серийными парашютами. Минов же, которого по прибытии из Америки назначили на должность инструктора по парашютной подготовке, летом 1930 года провел ряд занятий в 11‑й авиационной бригаде. 26 июля Минов и шестеро летчиков совершили массовый прыжок с парашютами. Они стали первыми советскими парашютистами.
Спустя несколько дней — 2 августа — прыжок совершили вооруженные парашютисты — так зародились ВДВ. Вскоре парашютный спорт увлек и женщин. В 1931 году советская парашютная фабрика выпустила более 5000 куполов всех модификаций. К концу того года парашютисты СССР выполнили более 600 показательных и тренировочных прыжков.