О блюдах на 100 рублей
— Александр, как родилась идея приготовить блюдо всего за… 100 рублей?
— Это была совместная идея, не только моя. И программа выстрелила, потому что она, безусловно, актуальна. Причем не только из-за кризисов последних лет. Любой человек в определенный период времени сталкивается с вопросом, как бы потратить на еду как можно меньше денег, не жертвуя при этом вкусовыми качествами. К тому же нам было неинтересно делать какое-то очередное кулинарное шоу с банальными рецептами. Мы хотели сделать что-то любопытное. И сделали — показали всей России, что можно питаться разнообразно и вкусно, потратив при этом всего 100 рублей на порцию!
— К слову, откуда взялась эта сумма, 100 рублей?
— Ее как-то просчитали. И я с ней согласился. 100 рублей — это такая золотая середина. Даже в ресторанах, совладельцем которых я являюсь, есть блюда, себестоимость которых не превышает эту сумму. Так что на эти деньги я действительно могу приготовить множество самых разнообразных блюд. Я практически не ограничен в этом бюджете. Хотя, конечно, дорогие морепродукты или икру я использовать, к сожалению, не могу.
«Всегда готов есть пасту»
— Как вы вообще решили стать в свое время поваром?
— Я всегда любил вкусно поесть. Был таким маленьким обжорой. (Улыбается.) Постоянно тусовался на кухне вместе с мамой и бабушкой — смотрел, как они готовят, пробовал. А уже лет в шесть начал готовить самостоятельно. В детстве я много занимался спортом — плавание, карате. Я даже чемпионом Северодвинска, где родился, несколько раз становился! Так вот, отправляясь на сборы, я сам готовил себе какие-то оригинальные вкусные бутерброды, делал йогурты тогда, когда их еще и в помине не было! Смешивал кисломолочный продукт «Снежок» с разными ягодами и взбивал все это миксером. Желающих попробовать всегда было много. Я старался постоянно готовить что-то новенькое. Зимой это было сложно, поскольку в это время года в моем родном Северодвинске, по сути, ничего, кроме полуфабрикатов, не продается. Зима же там длится чуть ли не полгода. Зато я оттягивался по полной, когда летом приезжал к бабушке в Краснодарский край, в Адыгею!
— К слову, родные не удивлялись, не отговаривали, узнав, с какой профессией вы хотите связать свою жизнь?
— Нет. У нас был друг семьи — молодой мужчина, который выучился в кооперативном техникуме, стал шеф-поваром, затем руководителем ресторана, а потом и вовсе открыл в Архангельске несколько заведений. Так что никто не был против. Наоборот, меня поддерживали, говорили: смотри, какой пример у тебя перед глазами! А поскольку мне самому это все нравилось, я пошел учиться. Тоже окончил кооперативный техникум, а потом уехал в Москву.
— Как в вашей жизни появился Петербург?
— В Москве я четыре года отработал в ресторане Correa’s. Шеф-поваром там был пуэрториканец Айзек Корреа, настоящий революционер! Он первым сделал фьюжен простым и демократичным. То есть готовил качественную еду, доступную всем желающим, как в Америке и Европе. Мне повезло работать под его руководством. Ведь в Нью-Йорке, где он трудился много лет, все нации сплетены воедино. Соответственно, Айзек знал все кухни разных стран мира. И я набрался от него этих знаний — мог готовить блюда и индийской, и азиатской, и европейской кухни. Это гораздо лучше, чем если бы я несколько лет занимался только какой-то одной национальной кухней. В 21 год я получил предложение стать шефом ресторана «Терраса» в Москве. Там у нас была открытая кухня, боссы всегда видели меня и однажды предложили переехать в Петербург, возглавить другие рестораны своего холдинга — первое время я выступал в роли бренд-менеджера.
— В интернете сейчас весьма противоречивая информация о том, где вы живете. В Петербурге или в Москве…
— Я человек мира. (Улыбается.) Потому что очень часто летаю по разным городам и странам — снимаюсь на телевидении, практикуюсь в разных ресторанах, открываю новые заведения. Я никогда не хотел быть привязан к одному месту, потому что люблю кочевую жизнь и могу ее себе позволить. Допустим, мне нужно поехать в Америку, я отправлюсь туда и сниму там жилье, нужно вернуться — вернусь.
— Кухням каких стран вы отдаете предпочтение? Какие блюда можете назвать своими любимыми?
— Для шеф-повара это, пожалуй, один из самых сложных вопросов. До недавнего времени я отвечал так: если бы мне предложили выбрать какую-то кухню, чтобы я питался до конца жизни только определенными блюдами, я бы назвал русскую кухню. Потому что она, конечно, привычнее нашему желудку. К тому же в ней много всего полезного и вкусного. Не есть же мне всю жизнь суши или пиццу. Но теперь мне кажется, что нужно питаться как можно более разнообразно. Так что нельзя ограничиваться какой-то одной кухней! Выделить одно любимое блюдо еще сложнее. Потому что все зависит от многих причин. Но, пожалуй, у меня есть блюдо, которое я готов есть всегда. Это паста с морепродуктами.
«Мужчины — это гриль, плита, мясо»
— Александр, скажите, а дома вы готовите сами? Или домашняя готовка — прерогатива жены?
— Бывает, готовлю сам. Но происходит это крайне редко. В прошедшее воскресенье, к примеру, приготовил и завтрак, и обед, и ужин. На завтрак у нас были обалденные сырники, панированные в кукурузной муке. На обед я сделал салат — заправил помидоры, огурцы, мяту, кинзу, тархун и свежайший сыр сулугуни оливковым маслом домашнего производства. А на ужин запек ножку ягненка с корнеплодами. Но такой «праздник» действительно случается редко. Потому что работа отнимает очень много времени. Рестораны — это живой бизнес, за которым постоянно нужно следить. Так что дома обычно готовит жена.
— Вкусно готовит?
— Уже да. (Смеется.) На самом деле она и раньше готовила хорошо, просто стеснялась. А потом стесняться перестала. Мне нравится любое ее блюдо! Однако я дома в принципе неприхотлив в еде.
— Согласны ли вы с утверждением, что мужчины-повара готовят лучше, чем женщины?
— Возможно, мужчины просто относятся к этому делу немножко серьезнее. Хотя в целом я, конечно, так не считаю. К примеру, в одном из моих ресторанов шефом работала девушка. Все очень удивлялись этому факту, но для меня главное — талант! Вообще как-то так получается, что мужчины — это больше гриль, плита, мясо. Женщины же очень часто являются хорошими кондитерами. Но вообще я уверен, что каждый человек может научиться и стать лучшим. В любой сфере.
«Худею, лежа на диване»
— Легко ли вам, шеф-повару, находиться в прекрасной спортивной форме?
— Я в принципе не склонен к полноте — спасибо генам. К тому же у меня ускоренный метаболизм, он буквально зашкаливает. Это говорит о том, что я могу просто лежать на диване, а у меня в это время сгорит несколько тысяч килокалорий. Если же я начну двигаться, то улетит еще больше! Так что если захочу, то похудею довольно быстро. К тому же я очень эмоциональный человек. Я всегда быстро двигаюсь, быстро думаю. Поэтому каждую секунду своей жизни трачу много энергии, зачастую даже не задумываясь об этом.
— То есть диеты — это не про вас?
— Точно. А вот спортом я занимаюсь. Конечно, хотел бы делать это чаще. Но, к сожалению, на это не хватает времени. Сегодня, к примеру, уже десятый день, как я не был в спортзале. Но стараюсь заниматься дома. Так, утром отжимался и качал пресс. Вообще спорт — это здорово! Спортзал, сауна, бассейн… Гантели покачать, грушу побить, просто порастягиваться, поразминаться. У меня есть один тренер, с которым мы боксируем время от времени. Все это заряжает меня энергией и позитивом.
— Как вы любите проводить свободное время?
— Я обожаю русскую баню. Веники, ледяная купель. Все, что связано с водой, — озеро, река, море, аквапарки, спа-комплексы — это про меня. А вообще я стараюсь свободное время проводить с семьей. Мне очень нравится гулять с дочкой, ходить с ней, к примеру, на батуты прыгать. Я шальной становлюсь, будто снова в детство возвращаюсь!