Блоги ведем и мы, обычные люди: одни делятся частичкой своей жизни только с близкими друзьями, другие стараются привлечь подписчиков, обзавестись своей аудиторией. Ведут страницы в социальных сетях и священники. «МК в Питере» узнал, как священнослужители пришли к блогерской деятельности и насколько жизнь в соцсетях с ее погоней за лайками, комментариями и острыми темами сочетаются с православием.
«Интернет — это инструмент»
Настоятель храма Димитрия Солунского в «Балтийской жемчужине» Сергей Кубышкин ведет несколько страниц в социальных сетях: свою личную «ВКонтакте», группу, посвященную строительству храма Димитрия Солунского, канал в Telegram. Социальные сети для отца Сергия — способ доносить информацию до аудитории, которая не переступает пороги храмов, рассказывать им о Боге.
Сам Сергей Кубышкин пришел к Богу еще в детстве: родители водили его на службу, он пел в церковном хоре.
«Сложно быть верующим в школьном коллективе. Когда тебя не понимают, ты, получается, немножко как инопланетянин. Я со всеми дружил, но эту сферу мне было не с кем обсудить. А в хор приходили дети верующих родителей, мы дружили и дружим до сих пор. Мы ездили вместе в паломнические поездки. Для меня это было очень большой отдушиной», — рассказывает Сергей Кубышкин.
Окончив школу, отец Сергей не был уверен, что хочет быть священником. По совету своего духовника он выбрал светский путь. После учебы в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов он успел поработать в Смольном — в комитете по внешним связям, занимался грузоперевозками, трудясь в международной логистической компании, практиковал английский язык.
«Но мне хотелось в своей жизни сделать что-то большее. И я в возрасте 23 лет пошел получать второе высшее образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Потом стал диаконом, затем священником. Мне пригодилось мое экономическое образование. Я помогал отцу-настоятелю в восстановлении собора, в ведении документации. Пригодился английский язык: на нем я проводил экскурсии для иностранных туристов, которые приходили в собор. Потом я открыл для себя новую страницу — это строительство храма Димитрия Солунского в «Балтийской жемчужине», — делится с «МК в Питере» Сергей Кубышкин.
Когда отец Сергей пришел в собор и начал с ним знакомиться, то сразу заметил, какой старенький у храма сайт. Первое, что он решил сделать, — создать новую страницу для собора. Затем начал развивать группу в соцсети «ВКонтакте». Сначала в ней было всего 200 подписчиков, а сейчас уже больше 4 тысяч. Информацию в социальных сетях Сергей публикует разную: расписание богослужений, фото- и видеоотчеты с церковных мероприятий, рассказы о социальном служении прихода — благотворительных обедах для людей в тяжелых жизненных обстоятельствах, которые делает молодежная община, выездах в психоневрологические интернаты и многое другое.
«Когда я начал строить храм Димитрия Солунского в «Балтийской жемчужине», мы организовали сайт храма, потом YouTube-канал, потом группу «ВКонтакте». Мы должны обращаться к молодежи. Интернет — это не есть что-то такое страшное. Интернет — это инструмент. Как молоток. Мы молотком можем построить что-то прекрасное, а можем убить человека. Точно так же и интернет. Это может быть инструмент и для пользы человека, и для смерти его души. Вопрос только в том, как мы этим инструментом пользуемся. Я считаю, что через социальные сети мы можем достучаться до молодежи», — говорит Сергей Кубышкин.
Отец Сергей, конечно, следит за активностью в социальных сетях, но не гонится за тем, что называется хайпом. Считает, что нельзя уподобляться кумирам молодежи в попытках донести до нее информацию.
«Церковь — она одна, и она такая на все века. Мы должны говорить о вечных евангельских истинах, которые были, есть и всегда будут. Истина от того, какие средства коммуникации мы используем, не меняется. Мы можем через социальные сети доносить любую информацию, можем через какие-то инициативы молодежь привлекать, рассказывать о Христе», — говорит священник.
«Использую интернет для проповеди»
Руководитель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, священник Николай Святченко в храм Божий пришел в очень юном возрасте, затем получил духовное и светское образование в области теологии, религиоведения и философии и стал активно заниматься миссионерской деятельностью в рамках православного апологетического центра «Ставрос».
«Этот центр был организован нами как духовное братство для свидетельства о Боге среди представителей сект и культов, атеистов и сомневающихся в православии людей. В течение многих лет мной проводилась миссионерская деятельность в разных форматах — лекции, диспуты, полемика, в том числе через интернет-чаты, социальные сети, форумы и прочее. YouTube-канал нашего апологетического движения мы организовали еще около 10 лет назад», — рассказывает священник Николай Святченко.
Ведением блогов на разных площадках социальных сетей Николай занимается уже много лет. Еще в начале 2000‑х он понял, что информатизация в обществе становится все более массовой и пренебрегать возможностями интернета просто нельзя. Для своей проповеди священник использовал все виды интернет-ресурсов — YouTube, Telegram, TikTok, «ВКонтакте», «ЖЖ» («Живой Журнал») и другие социальные сети.
«Задачи заниматься раскручиванием личного блога или канала у меня никогда не возникало, потому что личный блог священника интересен уже воцерковленным людям, тем, которые нуждаются в духовном руководстве. Моей основной стратегией всегда были чаты, блоги и тому подобное, с критикой относящиеся к христианству, к православию в частности. Самое полезное для меня, что происходит благодаря этим ресурсам, — со многими неверующими людьми начинается диалог, так как у них возникает интерес. В частности, я часто использую трансляцию «ВКонтакте», когда провожу изучение Священного Писания с молодежью. Эти видео образовательных встреч рассылаются в светские паблики и потом собирают несколько тысяч просмотров», — говорит Николай Святченко.
Уже более 10 лет отец Николай является регулярным участником международных православных конференций и съездов, посвященных темам православного свидетельства в мире, а также участником зарубежных миссий Русской православной церкви в Юго-Восточную Азию. С 2020 года он стал руководителем Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, где существует целое направление «Медиамиссия», которым занимаются несколько десятков специалистов. Сейчас Николай вместе с коллегами отвечают, в частности, за наполнение сайта Миссионерского отдела. Также недавно был запущен просветительский YouTube-канал под названием «Пойдем по воде», на котором священнослужители рассуждают об актуальных вопросах, которые будут интересны самым разным людям. В ближайших планах Николая и его коллег — заняться раскруткой этого канала, чтобы как можно больше зрителей смогли узнать для себя что-то полезное и новое.
«С помощью соцсетей хочу восстановить храм»
Священник Дионисий (Денис) Каменщиков, настоятель Свято-Ильинского храма в Саратове, также ведет несколько страниц в социальных сетях. На своей личной странице «ВКонтакте» он пишет на актуальные для общества темы. Например, о том, что важно жить не мечтами, а реальной жизнью, разбирает книги о Гарри Поттере, в которых православный человек может найти пользу, но в то же время есть в этих книгах и такие вещи, на которых лучше меньше концентрироваться. Отец Дионисий ведет также Telegram-канал и группу «ВКонтакте».
«Социальные сети позволяют донести позицию церкви до людей. Это такое явление в наше время удивительное, мощное, всепоглощающее. Конечно, понятно, что церковь не может стоять в стороне. Я вообще люблю читать книги и проводить беседы, лекции, но формат сейчас немного другой — социальные сети, поэтому подстраиваюсь под это. Но я не поклоняюсь этому явлению, воспринимаю его как инструмент. Вы сами видите, что сейчас произошло с несколькими соцсетями. Некоторые блогеры просто жили этим, зарабатывали огромные состояния. Есть истории, когда человек благодаря соцсетям перебирался из глубинки в Москву и Петербург, покупал элитную недвижимость. А потом в один момент это взяли и выключили. Инструмент перестал существовать, и люди с небес на землю спустились. Поэтому я не обольщаюсь. Пока такой инструмент есть, я им пользуюсь», — рассказывает Дионисий Каменщиков.
Вести страницы в социальных сетях отцу Дионисию интересно. На личной странице он общается с людьми, рассказывает о церковной жизни, православных праздниках. Но своей основной целью, для которой и ведет блоги, считает восстановление Свято-Никольского храма в селе Стригай.
«Сейчас моя задача утилитарная — мне нужно строить храм, восстанавливать. Крупных помощников — миллионеров и миллиардеров — у нас нет. Храм огромный. Площадь застройки — 800 квадратных метров. Мы недавно закупили полтора километра кровельного металла, чтобы покрыть храм. Нужно найти людей, помощников, мне интересно, как это сделать через социальные сети. Это хорошее дело. Когда нас не будет, наш земной путь закончится, храм останется, люди будут приходить, молиться. Сейчас необходимо создать систему и объединить людей для восстановления храма», — говорит Дионисий Каменщиков.
Отец Дионисий долгое время работал с молодежью и пришел к выводу, что ориентироваться только на молодых людей или исключительно на взрослых в социальных сетях не нужно.
«Если ты пишешь интересный материал, то он будет интересен всем. А все это заигрывание с молодежью… Молодые люди всегда это видят и не воспринимают. Пушкин — он молодежный поэт или нет? Его сказки интересные не только детям, но и взрослым. Как-то так», — добавляет отец Дионисий.
Сам священник обучался SMM, знаком с алгоритмами, по которым нужно работать в социальных сетях. Свои посты он анализирует, проверяет, какая информация больше «заходит» читателям, а какая нет. Конечно, обратная связь отца Дионисия радует, но за какой-то популярностью он точно не гонится.
«Конечно, удобно доносить через соцсети истину Евангелия. Люди могут задать вопрос, получить ответ. Это стирает границы, расстояния между странами. В этом есть и плюсы, и минусы, но плюсов, несомненно, много», — говорит отец Дионисий.