В далеком уже 2007 году на проспекте Стачек, через мост от станции метро «Автово», установили и открыли памятник блокадному трамваю - виду транспорта, который не прекращал свою работу даже в самые страшные дни в истории нашего города. В 2022 году, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, один из петербуржцев остановился у памятника, вгляделся в размещенные на нем фотографии, одна и которых, по-видимому, его сильно оскорбила. Кажется, мужчина решил, что создатели экспозиции могли перепутать солдат и вместо советских разместить на снимке немецких.
Новость тут же подхватили некоторые СМИ. Но остается неясным: подобное заявление — это обычное непонимание того, что изображено на фото или, как говорится, попытка словить хайп на фоне предостережений о фальсификации истории.
«Проходил мимо этого памятника. Решил посмотреть фото тех времен. Стал вглядываться, чтобы понять, где сделан кадр и что сейчас на том месте. Но вот эта фотография несла какое-то зловещее чувство, — цитирует слова петербуржца издание MR7. - Мне показалось, что солдаты не советские. Винтовка и ремни на спине бойца не похожи на наши. Потом нашел подборку снимков «Немцы в Стрельне», среди прочих был и этот кадр. На фото видно, что немецкие солдаты идут вдоль разбитых трамваев. В руках несут каски».
По словам горожанина, ему непонятно, во-первых, зачем авторы экспозиции разместили солдат вермахта рядом с защитниками Ленинграда, а, во-вторых, «кому в таком случае возлагают цветы в памятные даты».
Конечно, попытки фальсификации истории и уж тем более «реабилитации нацизма» в России преследуются по закону, поэтому столь громогласное заявление петербуржца, особенно если оно направлено в правоохранительные органы с целью проверить и разобраться, может быть поводом для реагирования прокуратуры. Однако замечание, сделанное горожанином, больше похоже на попытку историю цензурировать, поскольку ошибочная или умышленная подмена тех же солдат одних на других — это одно, а стирание из памяти событий, которые имели место быть - совсем другое.
Дело в том, что на том снимке действительно изображены немецкие солдаты. Они идут мимо трамваев в оккупированной Стрельне. Существуют материалы, подтверждающие этот факт. К таким, в частности, относится киноэпопея «Блокада», снятая советским режиссером Михаилом Ершовым в 1973–1977 годах. Фильм, являющийся экранизацией одноименного романа Александра Чайковского, состоит из четырех серий, в одной из которых есть сцена с расстрелом вагонов. А вот как о событиях того времени пишет газета «Петербургские магистрали», выходящая с мая 1945 года: «Враг быстро дошел до пригородов Ленинграда . 16 сентября 1941 года в «Ленинградской правде» читатели нашли заголовок «Враг у ворот». И это правда - немецкие войска заняли ближайший пригород - Урицк. А еще накануне в Урицк можно было доехать на трамвае по Стрельнинской линии. Заголовки газет от 24 сентября 1941 года: «Враг в нескольких трамвайных остановках от Кировского завода». И отсчет остановок идет как раз по этой самой линии в Стрельну. Всего за сентябрь 1941 года на этой линии пропало 18 трамвайных поездов. Вполне возможно, что часть вагонов была расстреляна или сошла с рельс, но некоторые все-таки выезжали прямо в руки к немцам!».
С тем, что некоторые факты, какими бы они ни были, из истории уже не вырежешь, похоже, согласны и в СПб ГУП «Горэлектротранс». Именно начальник Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) (так называлось предприятие с 1936 по 1989 годы), а также автор книги «Фронтовой трамвай» Михаил Сорока много лет добивался открытия памятника на проспекте Стачек. Он писал так: «... Есть мемориалы и комплексы, увековечившие подвиги защитников Ленинграда. Стоят на пьедесталах танки, пушки, самолеты. Водружен на гранит и поднятый со дна Ладоги грузовик - один из тех, что возили нам хлеб по Дороге жизни. Но нет памятника фронтовому трамваю».
Пресс-служба Горэлектротранса комментируя ситуацию «МК в Питере» обратила внимание на последнюю формулировку «памятник фронтовому трамваю»:
«В войну и блокаду трамваи не отстаивались в депо и не ездили по безопасным улицам, они работали на нужды фронта и в условиях бомбежек и обстрелов, а также помогали пассажирам беречь драгоценные жизненные силы на борьбу и защиту Родины от врага. На подлинном вагоне размещена фотолетопись «Фронтового трамвая», реально отражающая хроники военных лет и те ужасы, которые враг творил на нашей территории».
«Блокадный трамвай», уточнили в Горэлектротрансе, — это подлинный вагон МС (моторный стальной), который функционировал в блокаду. На нем указан маршрут №12 - один из пяти, которые работали после возобновления трамвайного движения 15 апреля 1942 года. Трасса пролегала через Невский проспект. Место для установки памятника выбрано не случайно: он находится рядом с нынешним трамвайным парком №8, который из-за близости линии фронта в войну был законсервирован, и блокадный трамвай находится именно там, где была организована баррикада из старых вагонов. Сам парк в мирное время обслуживал Стрельнинскую линию, как и в наши дни.
«И на этом подлинном вагоне - реальном участнике военных событий размещена фотохроника военных дней о работе Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны, в том числе в этой фотохронике отражены те разрушения и тот ущерб, который враг наносил трамвайному и троллейбусному хозяйству. Однако несмотря на это пассажирский трамвай и ленинградские транспортники продолжали свою работу в блокадном Ленинграде», - заключили в СПб ГУП «Горэлектротранс».
Великая Отечественная война стала трагедией и тяжелейшим испытанием, в том числе для нашего города. И попытки перекроить историю можно сравнить с ударом ножом в спину советских солдат и простых ленинградцев, познавших ужас потерь и разрушений. Однако история с фотографиями на блокадном трамвае все же больше походит на попытку снискать себе дешевую славу, опорочив создателей экспозиции. Что в общем-то также можно расценить как плевок в сторону павших героев.