МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Аллюзия на современность – гостиница «Октябрьская» застряла в 90-х

В гранд-отеле «Октябрьская» проходит Ивановская ярмарка-распродажа текстиля. Фото: «МК в Питере»

Когда из каждого утюга кричат про коронавирус и заботу о пожилых, забавно наблюдать как толпы бабушек с утра пораньше набиваются в общественный транспорт и без масок едут в центр города. Корреспондент «МК в Питере» случайно побывала на вещевой ярмарке в самом сердце города – у площади Восстания и как на машине времени перенеслась из XXI века в начало 90-х годов.

В этот раз народный сход пожилых людей образовался из-за Ивановской ярмарки-распродажи текстиля в гранд-отеле «Октябрьская», которую возглавляет Владимир Иванов. Пенсионеров манит туда как магнитом. Каждому из пришедших вдруг срочно понадобились домашние халаты, подушки, постельное белье и вязаные тапочки, качество которых, на первый взгляд, оставляет желать только лучшего. То есть, вещи ради которых действительно (не)стоит рисковать, жертвовать своим здоровьем и при неблагоприятном стечении обстоятельств подвергать опасности близких. Но бабушки и дедушки об этом не думают. Их мысли занимает халат с рынка, который они купят на ярмарке отнюдь не по рыночной цене – стоимость товаров, кажется, не уступает ценам в крупных сетевых магазинах, а иногда и превышает их. А вот качество… думается, на любителя. Но пожилым лучше знать. Только им решать с кем и как толкаться в очереди, грубить подвернувшимся под руку. Вообще, ярмарка в самом центре Петербурга для человека, привыкшего к ТРК, выглядит диковато. Эффект усиливает и местоположение. Ивановский текстиль расположился в бизнес-зале гостиницы «Октябрьской». Картинка такая, что без слез смотреть на нее почти нельзя. Как если бы торговцев с «Апрашки», с этими лотками и палатками пустили на Дворцовую, прямо ко входу в Эрмитаж.

Назад в 90-е: как выглядит вещевая ярмарка в гостинице «Октябрьская»

Смотрите фотогалерею по теме

На входе в гостиницу повешены таблички с напоминаниями о масках и кодах. Сама ярмарка по идее тоже должна быть доступна только для привитых. Однако на входе в Октябрьскую QR-коды, похоже, проверяют избирательно, посетители по холлу без масок, а охрана на глаза вообще не попадалась. Все как в магазинах – ходи смотри свободно, но на ресепшене-кассе «масочку, будьте добры». На входе в бизнес-зал, где проходит мероприятие, меня никто не остановил, не спросил наличие кода, даже о маске не заикнулись. Честно говоря, кажется, меня вообще не заметили. Только посетители глядели на молодую кровь как-то странно. Я на этом празднике жизни была чужой. Посетители ярмарки маски носили через раз, да и QR-код, кажется, тоже спрашивали выборочно. Одна из женщин, что были рядом со мной, и вовсе заявила, что кода у нее «нет и не будет».

Сейчас «МК в Питере» готовит жалобу в Роспотребнадзор на имя главного санитарного врача Санкт-Петербурга Наталии Башкетовой. Жителям непонятно куда смотрит ведомство. Ведь действительно, мы только и слышим об ограничениях и запретах, но реальной пользы от этого в обычной жизни среднестатистический горожанин не замечает. Цифры доступные специалистам не видны рядовым гражданам, а меры защиты населения, которые должны демонстрировать людям защищенность и контроль над ситуацией – не выполняются. Журналист убедилась в этом лично в гостинице «Октябрьская». Пока я бродила между рыночными столиками с от руки нарисованными ценниками, невольно задумывалась об истории самой гостиницы и о том, как сложно бизнес-залу принимать таких гостей. Была бы комната живой – ей было бы не очень комфортно.

Но стоит отметить, что гостиница видала вещи и похуже. Ранее здесь базировалось государственное общежитие пролетариата №1(ГОП), что и породило понятие гопник. А ранее в этих же локациях существовало Городское общество призрения, бравшее под опеку подростков-беспризорников. Обитателями этого злачного места были рабочие и крестьяне, приезжавшие на заработки, а также безработные люмпен-пролетарии с малолетними бродягами. Изначально, здание гостиницы было известно как Доходный дом Эссен-Стенбок-Фермора. Лиговский проспект, на котором стоял ГОП, после Гражданской войны был районом высокой концентрации уличных банд. По заверениям исследователей, порядки внутри общежития были похожи на бандитский клуб, который жил по воровским законам. В 1923 году на Лиговке насчитывалось двенадцать воровских притонов и масса ночлежек. В доме № 10, например, селились квартирные воры, шулеры, мошенники, грабители и налетчики. Здесь частенько укрывался и Ленька Пантелеев – следует из книги «Страницы истории Ленинградского уголовного розыска». По информации петербургского писателя Ильи Стогова - государственное общежитие пролетариата было закрыто после того, как в 1926 году его обитатели устроили групповое изнасилование рабочей. После закрытия ГОПа «Октябрьская» вновь стала выполнять функции гостиницы. А вот слово «гопник» осталось в нашем лексиконе навсегда.

Сам факт нахождения здесь ярмарки -выглядит очень странным. Возможно, локацию выбрали за неимением других вариантов, а может организаторы напротив решили приобщиться к другому уровню, нежели типичный базар. Но результата не добились. Целевая аудитория та же, оформление и расположение товаров как на рынке. А офисные стены только подчеркивают странность и несвоевременность этого мероприятия. Говорят, если люди покинут города, то природа очень быстро возьмет свое. А если освободить места под микробизнес, это место моментально займут рыночные торгаши. То, что я увидела – живая картинка из 90-х. Утрированная и аляповатая как в фильме Алексея Балабанова «Брат».

Ощущение 90-х в гостинице подкрепляется вполне реальными фактами. В июне 2016 года были задержаны председатель совета директоров ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами Ленобласти» Алексей Варичев и авторитетный предприниматель, гражданин США Семён Кузьмин. Впоследствии, Варичев получил пять лет условного срока по статьям «Мошенничество» и «Незаконная банковская деятельность». По данным источника, знакомого с ходом следствия, номера в «Октябрьской» некоторое время могли использоваться для незаконной деятельности преступными элементами. При этом, странно полагать, что служба безопасности «Октябрьской», могла не знать о странных постояльцах.

Полюбовавшись происходящим, я направилась к выходу и только у дверей ко мне подошел сотрудник ярмарки. Увидев в моих руках телефон, мужчина подумал, что я проверяющий, настолько он был не готов к молодому лицу на вечеринке «60+». Объяснив, что я не из органов, замечаю, как собеседник заметно расслабляется. Мужчина охотно рассказывает, что приехал подзаработать, из-за пандемии это получается трудно, но он не отчаивается и старается как может. На вопросы о кодах и проверках он отвечает, как по методичке – проверяем у всех, проверки ходят, требуем надеть маски. Акцентировать внимание на зал и личное впечатление я не стала, оставив сотрудника в полной уверенности в собственных заслугах.

Посетители ярмарки поделились впечатлениями, что вход на мероприятие «вольный». Без кода пройти можно, маску носят по желанию, замечания ни сотрудники гостиницы, ни ярмарки не делают.

С точки зрения бизнеса, если откинуть все человеческое, командировочное поведение понятно. Ярмарка приехала на пару дней. Их задача быстро распродать товар и уехать обратно в Иваново. Это не долгосрочная история, когда необходимо выстраивать отношение с каждым клиентом и проявлять в отношении последних не только уважение, но и заботу, в том числе о здоровье. А вот гостиница себя показала на тройку.

По данным «МК в Питере» собственник гостиницы, миллиардер Алексей Устаев, когда посещает Петербург, по данным СМИ он уже несколько лет находится за рубежом, живет именно в «Октябрьской», где для него всегда готов номер. Эта гостиница – не единственная в его собственности. Но стоит отметить, что другой его проект – отель «Санкт-Петербург» – позитивом и доброжелательностью не отличается. Во всяком случае такой вывод можно сделать новостей. Например, 28 декабря 2021 года после конфликта с сотрудниками отеля загадочно скончался постоялец. Отмечается, что после смерти мужчины все записи происшествия в гостинице могли быть изъяты. Версий «почему и зачем» много, но истинную причину установит следствие.

К персоналу на ресепшене вопросов нет – вежливые, в масках, правила соблюдают. А проверяющего QR-кодов на входе я не увидела. Бабушки, конечно, не являются целевой аудиторией, но относиться к соседям нужно бережно. В одном городе живем, рядом ходим, друг с другом общаемся. Хотя, возможно, внешний вид гостиницы и нынешний статус – напускное. Быть может, сами стены этого места желают видеть в посетителях тех самых люмпенов и крестьян. Тогда наличие ярмарки объясняется просто. Такая эзотерическая теория зашла бы как влитая. Она же может объяснить прохладное отношение к коронавирусным ограничениям. Если о безопасности речи не идет, то для чего тогда устраивать показуху с предупреждающими табличками? Непонятно. Если бы сотрудники честно написали, что «наше дело предупредить» или «нам сказали повесить таблички» - вопросов нет. А так – аллюзия на липовую безопасность?

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах