МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Какими должны быть наказания за «пьяные» ДТП с жертвами

Фото: canva.com

«Пьяные» аварии продолжают фигурировать в сводках ДТП в России. Страшные автокатастрофы, которые происходят по вине нетрезвых водителей, кажется, не сходят со страниц печатных изданий и не пропадают из эфиров телеканалов - стоит позабыть об одном жутком инциденте, как вскоре появляются кадры нового. На этом фоне общественность буквально кричит: лихачи под «градусом» — это бич больших городов, их необходимо жестоко наказывать.

Пугающие показатели

Масштаб бедствия хорошо показан массой громких примеров и неутешительной статистикой. Так, в своего рода русскую рулетку превращается обычная езда и прогулка, например, по Невскому проспекту в Петербурге. В марте 2019 года на углу с Литейным иномарка на огромной скорости по встречной полосе объехала стоявшие на «красный» автомобили, протаранила машины, которые тронулись со светофора и вылетела на тротуар. В результате этого четверо человек пострадали, а двое погибли — среди них был водитель одного из транспортных средств, он скончался на месте и женщина-пешеход, она умерла спустя сутки в больнице. Виновник трагедии — Артур Асатуров — в тот злополучный день сел за руль пьяным и без водительских прав — их отобрали за год до этого за езду в пьяном виде. Ранее, в феврале, внедорожник, под управлением Мурада Касымова, находившегося под дозой веселящего газа, на полном ходу вылетел на тротуар и буквально «отутюжил» толпу прохожих, отправив двоих на тот свет. По словам выживших и очевидцев, увернуться просто не было шансов.

В 2020 году, по данным ГИБДД, нетрезвые водители спровоцировали каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в России: всего правоохранители насчитали 18,5 тысяч таких случаев, в результате которых погибли более 4 тысяч человек, а свыше 24 тысяч получили травмы. Только за первые шесть месяцев 2021 года жертвами пьяных лихачей на дорогах стали более 1 тысячи человек, еще около 6 тысяч считаются пострадавшими. В той же Северной столице, снова на Невском проспекте, в декабре нетрезвый таксист, проехав на «красный», прямо на пешеходном переходе сбил двух человек: 23-летняя девушка от полученных травм скончалась на месте, а ее 26-летний спутник в тяжелом состоянии попал в больницу.

Опыт азиатских стран

«Такое огромное количество случаев позволяет сделать вывод, что действующее законодательство далеко не всегда является сдерживающим фактором против данного правонарушения, влекущего смерти людей», — считает предприниматель и автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов*.

Положительный результат в борьбе с «пьяными» ДТП, на его взгляд, зависит от заинтересованности в этом государства и законодательной поддержки инициатив специалиста, который предлагает обратиться к опыту двух развитых государств Азиатско-Тихоокеанского региона — Японии и Южной Кореи, где правила дорожного движения на порядок суровее, а показатель смертности значительно ниже, чем у нас.

По статистике, в Японии в результате ДТП погибает в 4 раза меньше людей, чем в России, а количество смертей по вине пьяных водителей там в 5–6 раз ниже. Крупный денежный штраф и лишение свободы в стране восходящего солнца грозят даже за нежелание проходить тест на алкоголь, считающееся серьезным правонарушением. Аварии с летальным исходом и увечья у пострадавших там могут обернуться 15 годами, проведенными за решеткой. К ответственности привлекут даже за приглашение водителя выпить, предоставление ему после своего автомобиля или осознанную поездку с ним в качестве пассажира.

«Наказание может понести даже сотрудник магазина или бармен, если продадут алкоголь, зная, что клиент за рулем. Поэтому даже в элитных ресторанах Японии официанты перед подачей напитков уточняют у гостей, приехали они на автомобилях или кто-то их подвезет», — добавил Давыдов.

Что касается смертельных ДТП в Южной Корее, то в отдельных случаях виновники могут получить пожизненный срок. Введение таких мер ознаменовалось практически моментальными результатами — уже в первые два месяца после ужесточения законодательства число «пьяных» аварий с летальным исходом в стране сократилось на десятки процентов.

Не отговорил — значит виноват

С 1 июля 2021 года в России вступил в силу закон, ужесточающий наказание за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Согласно документу, подписанному главой государства, срок лишения свободы в этом случае увеличился с двух до трех лет. Однако в наших реалиях, полагает Дмитрий Давыдов, этих мер может быть недостаточно.

Так, автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает, во-первых, повысить для пьяных лихачей размер штрафа и срока лишения водительских прав: за первое подобное нарушение взыскивать до 100 тысяч рублей и изымать удостоверение на три года. Аналогичным образом, говорит эксперт, можно наказывать и за передачу автомобиля нетрезвому водителю.

«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку помимо риска долгосрочного лишения прав каждый случай нетрезвого вождения будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — следует из текста идеи Дмитрия Давыдова.

Во-вторых, ответственность может быть возложена и на пассажиров, знающих, что их везет выпивший человек (даже если сами они, как говорится, как стеклышко). Люди, не сумевшие убедить нетрезвого водителя не садиться за руль, по мнению Давыдова, «становятся соучастниками преступления».

Ссылаясь на мировой опыт и поддержку со стороны граждан, желающих сохранить свои здоровье и жизнь, автор проекта «20 идей по развитию России» считает, что реализовать задуманное возможно при поддержке законодателей.

*Признан иноагентом

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах