ТРИ СПОСОБА ПРОДАТЬ АНТИКВАРНЫЙ ПРЕДМЕТ
Первый и самый частый метод — это сайты объявлений типа «Авито». Здесь можно найти массу предметов быта и старинную мебель. Так, к примеру, есть объявления о продаже антикварного столика, старинных трюмо с зеркалами, немало продают ваз и часов. Есть даже объявление о продаже антикварной ванны. Как сказано в описании — чугунной, производства компании «Ченстоховъ» в XIX веке.
Есть и более экзотические вещи — например, на сайте продают старинную соху с коваными деталями, изготовленную в XX веке.
У продажи через сайты объявлений есть свои преимущества. Главным образом — это отсутствие посредников. Решение о продаже напрямую принимает продающий. Но есть, конечно, и недостатки. Так, ждать клиента иногда приходится месяцами или даже годами. Кроме того, есть риск продешевить. Да и в целом традиция продажи через сайт подразумевает торг и возможное снижение цены.
Второй по популярности метод — продажа в антикварной лавке. Не желающие заморачиваться и хлопотать люди просто относят находки в антикварные лавки и продают их профессионалам.
Плюсом такой продажи является скорость — деньги за свою вещь можно получить практически сразу. Но не следует забывать, что антикварные лавки — не благотворительные организации и приобретенный предмет они будут перепродавать. А значит, просто не смогут дать продавцу полную его стоимость. В среднем в антикварных лавках вещи покупают на 30–40% дешевле.
Третий метод — продажа на аукционе — стремительно набирает популярность среди горожан. Суть его в том, чтобы выставить ценный предмет на торги и реализовать за максимальную предложенную цену.
На самом деле это один из наиболее удобных и выгодных способов реализации антикварных вещей. Плюсы его заключаются в возможности продать вещь дороже первоначальной стоимости и скорости — продать вещь можно в течение месяца. Кроме того, именно на аукционах продают по-настоящему дорогие вещи, купить которые по карману только крупным коллекционерам или даже организациям. Например, музеи, приобретая экспонаты, обычно делают это на аукционах.
Но есть и недостатки. Главный из них — это отсутствие гарантии, что вещь купят. Ведь может статься, что из пришедших на аукцион людей какой-то предмет никого не заинтересует.
ЧАСТЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ЛОТЫ
Чаще всего, как рассказал руководитель Северного аукционного дома Андрей Ушаков, петербуржцы приносят на продажу книги. Статус некогда самого читающего города России на антиквариате сказался — львиную долю старинных предметов в Северной столице составляет различная литература.
Иногда это простые и сравнительно недорогие издания — их можно продать по 5-10 тысяч рублей за том. Иногда же случается отыскать и весьма ценные экземпляры, цена за которые доходит до нескольких десятков тысяч рублей.
На втором месте по популярности — фарфоровые изделия и посуда, которых в домах горожан тоже сохранилось немало.
На третьем — изделия из драгоценных металлов: золота и серебра. Это, как правило, украшения.
Реже всего на аукцион приносят антикварные предметы быта и одежду. Дело в том, что этими вещами люди активно пользуются, поэтому они сильно изнашиваются — особенно это касается одежды. Хотя, конечно, случаются и исключения. Так, в августе на аукционе, организованном Северным аукционным домом, было выставлено на продажу платье 1920 года, расшитое бисером и пайетками, а на аукционе в марте был продан чиновничий мундир второй половины XIX века.
— Вообще, ткани — штука хрупкая, — рассказал Андрей Ушаков, — они сильно подвержены воздействию времени, да и просто повседневно изнашиваются, особенно если хранились неправильно, в скомканном виде, в пыли или сырости. Столетней одежды до нас доходит немного. Шляпы хранятся лучше, их и другие головные уборы приносят чаще.
Продать петербуржцы хотят, кстати, не только шляпы, но и перчатки, старинные кружева и вышивки. А буквально недавно, по словам Андрея Ушакова, на торгах Северного аукционного дома продали дорожный сундук фирмы Louis Vuitton. Сундуку больше 100 лет, но он в очень хорошем состоянии.
— Сундук хранился у нашего клиента дома, ждал своего часа — и вот, дождался, — рассказывает Андрей Ушаков. — Мы его продали в июне за 180 000 рублей.
Интересных вещей, по словам Ушакова, в Петербурге хватает. Последний год, к примеру, был богат на фарфор. На аукционе продавали тарелки из агитационного фарфора 1920‑х годов. А тарелки, расписанные художниками-авангардистами, в идеальном состоянии купили дороже, чем за миллион рублей.
— На аукционе была продана кружка с портретом репрессированного Зиновьева, — рассказывает Ушаков, — за нее дали более 4 миллионов рублей. А история этой кружки очень любопытна. Она уцелела чудом. Владелец разбирал старый гараж, обнаружил кружку, хотел выбросить, да интересно ему стало: что это такое? Он показал кружку нашим экспертам и очень удивился, когда узнал, что нашел такую ценность. Отмечу, что такая находка — редкость, предметы с изображением репрессированных деятелей уничтожали, она сохранилась чудом.
Кружку приобрело частное лицо. Но музеи тоже периодически становятся покупателями лотов на аукционных торгах. Здесь они время от времени покупают новые экспонаты. Так, к примеру, с торгов музеи покупали редкие ценные иконы XIX века в хорошем состоянии, некоторые картины, предметы интерьера.
Впрочем, на аукционах покупают и частники. Так, к примеру, многие вещи из сравнительно недорогих — за 3–5 тысяч рублей — приобретают в качестве подарков ценителям.
КАК ОБОГАТИТЬСЯ НА УДЕЛКЕ?
Обилие старинных вещей в старых гаражах и кладовках ясно говорит: бездумно выбрасывать найденное не следует. Надо не полениться и отнести находку, показать ее антиквару или хотя бы отправить фотографию специалисту — многие антиквары берутся сделать предварительную оценку по снимку.
А еще, гуляя по барахолкам, стоит тоже держать ухо востро — там могут отыскаться действительно ценные вещи. Так, по словам Андрея Ушакова, некоторые из разбирающихся в старинных вещах людей делают настоящий бизнес — приехав спозаранку на, к примеру, Удельный рынок, они изучают ассортимент и иногда обнаруживают ценные вещи, которые затем перепродают ценителям. Это, конечно, труд непростой и далеко не каждый раз удается обнаружить ценности, но многие дилеры-перекупщики им не гнушаются и, случается, добывают на рынках что-то интересное.