МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Психолог раскрыл секрет, как быстро запомнить информацию и не сойти с ума из-за ЕГЭ

Специалисты подчеркивают: уверенный в себе ребенок сдает экзамен легче и на более высокий балл

Расстрелявший школьников в Казани юноша фактически был заброшенным подростком. После трагедии СМИ разобрали его прошлое на кусочки, и стало известно: кроме проблем с психикой у парня были сложности и эмоциональные. Замкнутый, живущий почти исключительно в компьютерных играх, отчисленный из колледжа подросток явно нуждался в помощи. И также явно ее не получил. А он ведь такой не один.

Экзамены для школьников часто становятся очень сильным стрессом. Фото: MK.RU / Сергей Иванов

КРОВАВЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Всполошившись после случившегося в Казани, чиновники начали искать пути решения проблемы. Стоило случиться кровавой трагедии, как в Смольном внезапно вспомнили о необходимости увеличить число штатных психологов в школах. Одной ставки, которая есть во многих учебных заведениях, как сказала вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, обычно недостаточно.

Это действительно так. Школьники нередко нуждаются в помощи, но один психолог физически не может полноценно работать с тысячей и более учеников. И очень жаль, что задумались над этим только после событий в Татарстане.

К слову, специалисты давно отметили, что есть периоды, когда дети особенно нуждаются в повышенном внимании, особенно так называемые проблемные ребята. Так, например, если в середине года дети еще держатся, время экзаменов становится для них серьезным испытанием, которое не всем удается пройти.

Иногда это заканчивается трагедией. К примеру, в июне 2010 года убил себя московский одиннадцатиклас­сник, не выдержавший ожидания результатов сдачи ЕГЭ. В конце мая 2015 года покончил с собой еще один 18-летний москвич. Его одноклассники предположили, что из-за учебы и экзаменов, к которым юноша не был готов. На Алтае юноша покончил с собой в 2016 году — и тоже из-за ЕГЭ.

Период сдачи ЕГЭ и ожидания результатов тестирования почти всегда становится очень стрессовым для школьников. Специалисты отмечают, что чрезмерные нагрузки и волнения

не просто негативно сказываются на нервной системе еще по сути несформировавшегося человека, но и могут стать причиной развития заболеваний. Так, нередки случаи возникновения на нервной почве дерматитов, нарушений работы ЖКТ и даже повышения температуры.

Кстати, ситуацию усугубляет фактическая невозможность пересдачи экзамена. Хотя теоретически на пересдачу выделено время, но место в именитом университете после пересдачи получить проблематично — места в вузах «разбирают» сдавшие ЕГЭ с первой попытки.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Специалисты подчеркивают: уверенный в себе ребенок сдает экзамен легче и на более высокий балл. И задача родителей — помочь чаду подготовиться к сдаче экзамена правильно.

— Очень важно соблюдать режим дня. Во время сна усвоенная информация переводится из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение времени, отведенного на сон, не только будет приводить к вялости и апатии, но и снизит эффективность занятий. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна хорошо бы отвести время на кратковременный (примерно 1 час) дневной сон. Утром большую пользу принесет контрастный душ. Это прекрасная стимуляция кровообращения, и мозгового кровообращения в том числе, — делится советами практикующий психолог Елена Кораблева.

На сайте Смольного тоже вывешены советы школьникам, которые готовятся к сдаче экзаменов. В числе прочего эксперты объясняют, что тревога накануне и в день экзамена часто вызвана мышечным напряжением.

«Необходимо выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку или что-то иное) и положить его перед собой. В течение 4 минут удерживайте внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли. Если вы все сделали правильно, напряжение уходит, а сознание становится ясным, и вы способны мыслить и действовать так, как того требует ситуация экзамена — четко и по делу, не отвлекаясь на посторонние раздражители», — советуют эксперты Смольного.

В день ЕГЭ также очень важно встать вовремя и выйти из дома заранее, чтобы прийти не в последний момент. Существуют некоторые психологические практики, которые помогают почувствовать себя уверенно.

— Если экзамен устный, найдите 2 минуты, уйдите в укромное место, хоть в кабинку туалета (чтобы вас никто не видел и не смущал), и встаньте в «позу победителя»: ноги расставлены, руки подняты вверх и в стороны, грудь колесом, подбородок поднят, — советует Елена Кораблева. — Экспериментально нейрофизиологами доказано, что 2 минут пребывания в такой позе достаточно: меняется гормональный состав крови человека, увеличивается внутренняя сила и уверенность, которая передается, ощущается другими (в нашем случае будет влиять на экзаменаторов).

СЕКРЕТЫ ЗАПОМИНАНИЯ

Конечно, невозможно сдать экзамен, если к нему не готовиться. При этом особо ответственные школьники и родители, нацелившиеся на поступление в престижнейшие вузы города, начинают готовиться к сдаче ЕГЭ хотя бы за год, а то и за два.

Но большинство все же задумывается о подготовке примерно за полгода. Важно знать: существуют разработанные экспертами методы, которые помогают запоминать лучше, быстрее и качественнее. О некоторых из них рассказала Елена Кораб­лева:

— Когда перед вами большой объем работы, несложно и запаниковать, а от страха опускаются руки, кажется, что успеть подготовиться просто нереально! Но все можно исправить, если применить известный трюк и «есть слона по кусочкам»:

  1. Разделите количество экзаменационных билетов на число дней для подготовки (за вычетом последнего дня, который нужно оставить на повторение).
  2. Напишите или распечатайте план всех вопросов, которые нужно выучить на каждый день, и повесьте этот план на стенку.

Также полезно использовать метод «маленьких побед и наград». По мере того как один вопрос билета выучен, ставьте рядом с ним маркером зеленый кружочек или галочку. Наглядное свидетельство уменьшающегося объема работы вселит в вас уверенность и оптимизм.

Приемов быстрого и качественного запоминания самой разной информации существует огромное количество. Вот самые известные и эффективные техники:

Применение фонетической созвучности слов для изучения иностранной лексики. Так, какие-то иностранные слова могут быть похожи по созвучности на слова родного языка, и тогда легче запоминаются.

Использование ярких и нестандартных ассоциаций для определенной информации. Например, всем известная история про Архимеда, который принимал ванну и вытеснил своим телом часть воды. Представляя себе плюхнувшегося в ванну древнего математика, легко вспомнить суть закона: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу того количества жидкости или газа, которое вытеснено погруженной частью тела.

► Известная многим по фильмам методика пространственного воображения (иногда именуемая «чертогами разу­ма» или «римскими комнатами»). Нужно представить некий дворец, комнаты, как вы по ним прогуливаетесь, расставляя там в разных места воображаемые предметы, картинки, которые будут в вашем воображении связаны с тем, что необходимо запомнить. Это основано на том, что у вас есть какая-то старая информация, которая крепко сидит в памяти (это ваш локомотив), и если вы подключаете, прикрепляете к ней новую информацию, то она вагончиком едет за локомотивом и вы можете ее потом легко достать. Чем удобнее, логичнее, эмоциональнее способ наложения новой информации на старую, тем лучше новая информация запоминается.

Кстати, психолог Герман Эббингауз изучал свойства памяти и разработал способы запоминания, при которых то, что запоминается, не забывается сразу же, а откладывается в долгосрочную память. Для этого процесс запоминания нужно определенным образом растянуть. И не просто подряд без конца повторять какое-нибудь определение, иностранное слово, имена или даты, а делать это периодически. Информация запоминается лучше, если повторять ее через увеличивающиеся по нарастающей временные интервалы. Эти интервалы у каждого могут немного варьироваться. Для удобства Эббингауз разработал алгоритм, который поможет запомнить любую информацию.

Чтобы запомнить быстро:

  • 1-е повторение — сразу после заучивания;
  • 2-е повторение — через 15-20 минут;
  • 3-е повторение — через 6-8 часов;
  • 4-е повторение — через 24 часа.

Чтобы запомнить надолго:

  • 1-е повторение — сразу после заучивания;
  • 2-е повторение — через 20-30 минут;
  • 3-е повторение — через 1 день;
  • 4-е повторение — через 2-3 недели;
  • 5-е повторение — через 2-3 месяца.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах