КРОВАВЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Всполошившись после случившегося в Казани, чиновники начали искать пути решения проблемы. Стоило случиться кровавой трагедии, как в Смольном внезапно вспомнили о необходимости увеличить число штатных психологов в школах. Одной ставки, которая есть во многих учебных заведениях, как сказала вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина, обычно недостаточно.
Это действительно так. Школьники нередко нуждаются в помощи, но один психолог физически не может полноценно работать с тысячей и более учеников. И очень жаль, что задумались над этим только после событий в Татарстане.
К слову, специалисты давно отметили, что есть периоды, когда дети особенно нуждаются в повышенном внимании, особенно так называемые проблемные ребята. Так, например, если в середине года дети еще держатся, время экзаменов становится для них серьезным испытанием, которое не всем удается пройти.
Иногда это заканчивается трагедией. К примеру, в июне 2010 года убил себя московский одиннадцатиклассник, не выдержавший ожидания результатов сдачи ЕГЭ. В конце мая 2015 года покончил с собой еще один 18-летний москвич. Его одноклассники предположили, что из-за учебы и экзаменов, к которым юноша не был готов. На Алтае юноша покончил с собой в 2016 году — и тоже из-за ЕГЭ.
Период сдачи ЕГЭ и ожидания результатов тестирования почти всегда становится очень стрессовым для школьников. Специалисты отмечают, что чрезмерные нагрузки и волнения
не просто негативно сказываются на нервной системе еще по сути несформировавшегося человека, но и могут стать причиной развития заболеваний. Так, нередки случаи возникновения на нервной почве дерматитов, нарушений работы ЖКТ и даже повышения температуры.
Кстати, ситуацию усугубляет фактическая невозможность пересдачи экзамена. Хотя теоретически на пересдачу выделено время, но место в именитом университете после пересдачи получить проблематично — места в вузах «разбирают» сдавшие ЕГЭ с первой попытки.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Специалисты подчеркивают: уверенный в себе ребенок сдает экзамен легче и на более высокий балл. И задача родителей — помочь чаду подготовиться к сдаче экзамена правильно.
— Очень важно соблюдать режим дня. Во время сна усвоенная информация переводится из оперативной в долговременную память. Поэтому сокращение времени, отведенного на сон, не только будет приводить к вялости и апатии, но и снизит эффективность занятий. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна хорошо бы отвести время на кратковременный (примерно 1 час) дневной сон. Утром большую пользу принесет контрастный душ. Это прекрасная стимуляция кровообращения, и мозгового кровообращения в том числе, — делится советами практикующий психолог Елена Кораблева.
На сайте Смольного тоже вывешены советы школьникам, которые готовятся к сдаче экзаменов. В числе прочего эксперты объясняют, что тревога накануне и в день экзамена часто вызвана мышечным напряжением.
«Необходимо выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку или что-то иное) и положить его перед собой. В течение 4 минут удерживайте внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли. Если вы все сделали правильно, напряжение уходит, а сознание становится ясным, и вы способны мыслить и действовать так, как того требует ситуация экзамена — четко и по делу, не отвлекаясь на посторонние раздражители», — советуют эксперты Смольного.
В день ЕГЭ также очень важно встать вовремя и выйти из дома заранее, чтобы прийти не в последний момент. Существуют некоторые психологические практики, которые помогают почувствовать себя уверенно.
— Если экзамен устный, найдите 2 минуты, уйдите в укромное место, хоть в кабинку туалета (чтобы вас никто не видел и не смущал), и встаньте в «позу победителя»: ноги расставлены, руки подняты вверх и в стороны, грудь колесом, подбородок поднят, — советует Елена Кораблева. — Экспериментально нейрофизиологами доказано, что 2 минут пребывания в такой позе достаточно: меняется гормональный состав крови человека, увеличивается внутренняя сила и уверенность, которая передается, ощущается другими (в нашем случае будет влиять на экзаменаторов).
СЕКРЕТЫ ЗАПОМИНАНИЯ
Конечно, невозможно сдать экзамен, если к нему не готовиться. При этом особо ответственные школьники и родители, нацелившиеся на поступление в престижнейшие вузы города, начинают готовиться к сдаче ЕГЭ хотя бы за год, а то и за два.
Но большинство все же задумывается о подготовке примерно за полгода. Важно знать: существуют разработанные экспертами методы, которые помогают запоминать лучше, быстрее и качественнее. О некоторых из них рассказала Елена Кораблева:
— Когда перед вами большой объем работы, несложно и запаниковать, а от страха опускаются руки, кажется, что успеть подготовиться просто нереально! Но все можно исправить, если применить известный трюк и «есть слона по кусочкам»:
- Разделите количество экзаменационных билетов на число дней для подготовки (за вычетом последнего дня, который нужно оставить на повторение).
- Напишите или распечатайте план всех вопросов, которые нужно выучить на каждый день, и повесьте этот план на стенку.
Также полезно использовать метод «маленьких побед и наград». По мере того как один вопрос билета выучен, ставьте рядом с ним маркером зеленый кружочек или галочку. Наглядное свидетельство уменьшающегося объема работы вселит в вас уверенность и оптимизм.
Приемов быстрого и качественного запоминания самой разной информации существует огромное количество. Вот самые известные и эффективные техники:
► Применение фонетической созвучности слов для изучения иностранной лексики. Так, какие-то иностранные слова могут быть похожи по созвучности на слова родного языка, и тогда легче запоминаются.
► Использование ярких и нестандартных ассоциаций для определенной информации. Например, всем известная история про Архимеда, который принимал ванну и вытеснил своим телом часть воды. Представляя себе плюхнувшегося в ванну древнего математика, легко вспомнить суть закона: на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, равная весу того количества жидкости или газа, которое вытеснено погруженной частью тела.
► Известная многим по фильмам методика пространственного воображения (иногда именуемая «чертогами разума» или «римскими комнатами»). Нужно представить некий дворец, комнаты, как вы по ним прогуливаетесь, расставляя там в разных места воображаемые предметы, картинки, которые будут в вашем воображении связаны с тем, что необходимо запомнить. Это основано на том, что у вас есть какая-то старая информация, которая крепко сидит в памяти (это ваш локомотив), и если вы подключаете, прикрепляете к ней новую информацию, то она вагончиком едет за локомотивом и вы можете ее потом легко достать. Чем удобнее, логичнее, эмоциональнее способ наложения новой информации на старую, тем лучше новая информация запоминается.
Кстати, психолог Герман Эббингауз изучал свойства памяти и разработал способы запоминания, при которых то, что запоминается, не забывается сразу же, а откладывается в долгосрочную память. Для этого процесс запоминания нужно определенным образом растянуть. И не просто подряд без конца повторять какое-нибудь определение, иностранное слово, имена или даты, а делать это периодически. Информация запоминается лучше, если повторять ее через увеличивающиеся по нарастающей временные интервалы. Эти интервалы у каждого могут немного варьироваться. Для удобства Эббингауз разработал алгоритм, который поможет запомнить любую информацию.
Чтобы запомнить быстро:
- 1-е повторение — сразу после заучивания;
- 2-е повторение — через 15-20 минут;
- 3-е повторение — через 6-8 часов;
- 4-е повторение — через 24 часа.
Чтобы запомнить надолго:
- 1-е повторение — сразу после заучивания;
- 2-е повторение — через 20-30 минут;
- 3-е повторение — через 1 день;
- 4-е повторение — через 2-3 недели;
- 5-е повторение — через 2-3 месяца.