В Петербурге догорают осколки лета. Вечерний Невский проспект, как всегда, бурлит жизнью. Проходя мимо Гостиного двора, я замечаю скопление людей у станции метро «Невский проспект». Любопытство берет верх, и я решаю посмотреть, что там происходит.
В центре внимания – известный уличный танцор Майкл. Сначала он фотографируется с желающими за деньги, а затем, поставив перед собой скромный стаканчик для пожертвований, начинает танцевать. И, надо сказать, его движения завораживают толпу. Люди подпевают музыке из мощной колонки, танцуют вместе с ним. Но стоит кому-то подойти слишком близко с камерой, как Майкл тут же прячется за столб, переглядываясь с женщиной, видимо, его менеджером. Только она имеет право приближаться к нему с телефоном и вести переговоры.
«Ать» ножкой, взмах рукой – и все повторяется снова. Никакой особой магии, просто искренние танцы. Но не всем это нравится. Ко мне подходит женщина, заметив, что я снимаю происходящее.
«Ужасно! Просто позор! Зачем это все? Мы тут, как стадо баранов, смотрим на это! Никакой красоты, ничего нет. Один абсурд!» – возмущается она.
И, признаться, в ее словах есть доля правды. Женщина еще немного постояла и ушла, а на смену ей пришел другой «интересный» персонаж. Настоящий «гвоздь» моего вечера.
«Привет. А что тебя так заинтересовали танцующие мужики на улице?» – с ходу выпалил мужчинка лет тридцати.
Он, как говорится, «с ноги» вторгся в мой вечер. В тот момент я просто снимала Майкла для репортажа. Незнакомец показался вполне приличным, одетым по-летнему: шорты, футболка. Сразу перешел на «ты», что для меня выглядит как переход границ.
Я вежливо отшучивалась, объясняя, что работаю. Видимо, это была ошибка и уходить надо было сразу. Он не сдавался. Настойчивый товарищ предложил пройти с ним, «познакомиться поближе», «отдохнуть», осыпал комплиментами. Я спросила, чем он занимается. Оказалось, массажист. Но не простой, а «эротический». В качестве доказательства показал свой профиль в соцсетях. На обоях телефона красовались фотографии обнаженных моделей. Стало смешно.
Узнав, что я журналист и у меня с собой фотоаппарат, он решил не упускать шанс и «подкатить» с другой стороны. Предложил устроить ему фотосессию. Получив моментальный отказ, он стал раздражительным и нервным. Я обдумывала план, как незаметно «смыться». И тут, опустив взгляд, я заметила расстегнутую ширинку на его шортах.
«Ну, вот еще эксгибициониста мне тут не хватало», – подумала я. Указала Александру на «непорядок», но он даже не покраснел, будто так и было задумано!
Он продолжал уговаривать меня дать ему свой номер телефона. Я начала отступать назад, говоря, что повторять сто раз я не намерена. И тут случилось самое неприятное.
Кульминация вечера. Он хватает меня за руку, обхватывает талию и пытается перетащить на другую сторону дороги на зеленый свет. Агрессор утверждает, что там его машина. Я крикнула. Еще раз повторила, что никуда с ним не пойду и номер телефона не дам. Удалось вывернуться и убежать, смешавшись в толпе у канала Грибоедова.
Девушкам в вечернем городе страшно заводить такие знакомства. Еще пару минут я оглядывалась, не преследует ли меня озабоченный «хвост». Выдохнула и пошла дальше.
И тут возникает резонный вопрос: сколько раз нужно сказать человеку «НЕТ», чтобы он наконец понял?
Квантовый психолог Лерона Наринская уверяет, что «главный принцип — чёткие границы. Если знакомство неприятно, важно не пытаться «быть хорошей», а спокойно, но уверенно обозначить свою позицию. Глаза и голос должны быть уверенными, даже если внутри есть волнение. В психологии это называется ассертивным поведением: без агрессии, но и без заискивания».
Кроме того, эксперт выделила основные фразы-маркеры, которые помогут без «лобового отказа» прекратить общение:
«Спасибо, но я спешу»
«Не ищу знакомств»
«У меня нет времени разговаривать»
«Спасибо, но мне это неинтересно»
По ее мнению, такие фразы «нейтральны, не вызывают лишних конфликтов, но чётко показывают нежелание продолжать диалог».
Как распознать мошенника на улице?
А вдруг Александр искал на самом деле не знакомств, а жертву для мошеннических действий? В наше время полно и кибератак, но «приставалы» с улиц также не пропадают. Лерона Наринская и тут выделяет основные «флажки» в подобных случаях знакомств:
- Навязчивость: человек не реагирует на вежливый отказ и продолжает «приставать»;
- Истории о проблемах: они быстро начинают рассказывать о беде, просить помощи, денег, телефон;
- Лесть и давление: чрезмерные комплименты или обещания («Вы мне судьбой посланы», «Только вы можете помочь»);
- Слишком быстрый переход к личному: номер телефона, соцсети, приглашение куда-то сразу;
- Здоровый человек уважает «нет». Мошенник или манипулятор — всегда давит и ускоряет процесс».
Получается, я встретила напористого негодяя, у которого 100% были странные планы на меня: далее это могло окончиться похищением, а может вербовкой. К счастью, это мы не узнаем. По всем признакам «Саша» идеально вписался в роль злоумышленника. А хотя, в наше время существуют и пикап-тренинги, которые сильно распространены у мужской половины населения. Чего стоит лишь история с «секс-гуру» Алексом Лесли, который раздавал неуместные «правила» для подопечных, склонявшие к насилию женщин. Кстати, суд его уже заочно арестовал по делу о склонии к изнасилованию.
«Отличить потенциального пикапера можно по лексикону и уверенной походке-при знакомстве с девушкой потенциальный кавалер всегда немного волнуется, а пикапер пытается производить впечатление уверенного человека и говорит так, словно произносит текст по скрипту. Первый звонок: попытки в общении ненавязчиво дотронуться до собеседницы, кинестетить (термин взят из НЛП, на базе которого создан пикап). При попытках дотронуться стоит сразу очерчивать границы и сообщить, что при подобных попытках, будет звонок в полицию», – говорит член совета молодых политологов при РАПН Сергей Кухарец.
Как правильно выйти из такой ситуации?
- «Сохранять дистанцию: не подходить близко, держать сумку при себе.
- Не втягиваться в диалог: чем больше отвечаете, тем труднее оборвать.
- Иногда лучшее — просто уйти.
- Использовать «размытые» формулировки: «Извините, я жду человека», «Мне нельзя задерживаться».
- В случае давления — можно поднять голос, обратиться к окружающим, позвонить кому-то при человеке. «Это работает как сигнал для потенциального агрессора, что вы не “удобная жертва”», – заявила квантовый психолог Лерона Наринская.
В заключение хочу сказать, что я не часто попадаю в такие ситуации. Это был скорее мой личный эксперимент: до чего может дойти обычное знакомство на улице в эпоху интернет-дейтингов? К сожалению, это оказался неудачный пример. И он заставляет задуматься о безопасности и границах в общении, особенно в большом городе.