МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Суд велел петербурженке вернуть деньги на счет финансовой пирамиды

Прокуратура Санкт-­Петербурга в середине февраля утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении руководителей КПК «Юнион Финанс». Их обвиняют в совершении мошенничества на сумму более 5 млрд руб­лей. Жертвами «финансовой пирамиды» стали почти 1,5 тысячи граждан. Однако ситуация серьезнее, чем может показаться.

Когда карточный домик финансовой пирамиды начинает сыпаться, становится понятно, что на рынке уже существует немало ее дочерних компаний. Либо фирма с таким же названием, но другой формой организации. Сейчас в Петербурге идет арбитражный процесс по делу КПО «Юнион Финанс», которое, как и КПК, привлекало деньги россиян, обещая златые горы от вложений. История получила интересный поворот, когда в арбитраж пришел иск, касающийся вывода из «дочки» КПО почти полумиллиона руб­лей. Так женщина, ранее возглавлявшая фирму, пыталась вернуть деньги, которые ее мать отдала в «Юнион Финанс». Ситуация непростая и поучительная.

Еще одно дело

14 февраля 2025 года прокуратура Санкт-­Петербурга утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении Алексея Б., Натальи Ю. и Максима Г. Они обвиняются в совершении мошенничества в особо крупном размере.

«По версии следствия, соучастники в период с мая 2010‑го по март 2022 года агитировали граждан к вступлению в кредитно-­потребительский кооператив «Юнион Финанс», убеждая в финансовой стабильности и сообщая вкладчикам ложные сведения о возможности получения дохода в размере до 33% годовых. Организовав широкую рек­ламную кампанию, кооператив начал работать по принципу финансовой пирамиды. Денежные средства вкладчиков обвиняемые использовали на расширение преступного бизнеса и личные нужды, — сообщили в городской прокуратуре. — От действий соучастников пострадали почти 1,5 тысячи граждан из 20 регионов. Общая сумма причиненного ущерба превысила 5 млрд руб­лей. На имущество обвиняемых наложен арест».

Материалы уголовного дела будут переданы в Смольнинский районный суд Санкт-­Петербурга для рассмотрения по существу.

К слову, Алексей Б., Максим Г. и Наталья Ю. были арестованы еще в марте 2022 года. Они проходят по делу о мошенничестве, совершенном руководством КПО «Юнион Финанс». Как сообщала объединенная пресс-­служба судов Петербурга со ссылкой на следствие, представители КПО убеждали граждан стать пайщиками, обещая доход 14–18% годовых.

В итоге со 2 ноября 2015 года по 25 января 2022 года соучастники получили в кассу КПО «Юнион Финанс» более 18,518 млн руб­лей.

«Взятые на себя обязательства по заключенным с членами (пайщиками) соглашениям не выполнили, полученные денежные средства пайщикам не вернули, а распорядились ими по своему усмотрению», — сообщала объединенная пресс-­служба судов Петербурга.

Между тем, по мнению опрошенных «МК в Питере» экспертов, ущерб, причиненный мошенниками, может составлять 10 млрд руб­лей, а число пострадавших — доходить до 5 тысяч.

Что было в главном деле

КПО «Юнион Финанс», как и одно­именный КПК, отметилось сбором средств не только в Петербурге. Пайщиками становились жители Мурманска, Архангельской области, Курска, Севастополя… СМИ сообщали, что средства собирались в 29 городах.

В 2021 году Банк России официально внес «Юнион Финанс» в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. В марте того же года прокуратура Московского района Петербурга установила, что «в нарушение закона кооператив фактически привлекал на постоянной основе вклады под 14–18%, что не соответствует организационно-­правовой форме. Прокурор в целях защиты прав граждан обратился в суд с исковым заявлением о запрете деятельности КПО “Юнион Финанс” по привлечению денежных средств пайщиков. Исковые требования прокурора удовлетворены судом в полном объеме».

Кооператив перестал исполнять обязательства по возврату привлеченных средств.

27 июля 2023 года Арбитражный суд Санкт-­Петербурга и Ленобласти признал КПО «Юнион Финанс» банкротом и открыл конкурсное производство. На тот момент подтвержденные претензии кредиторов составляли чуть больше 1,02 млрд руб­лей.

— В ФОГФ в 2021–2022 годы поступило пять обращений от пайщиков КПО «Юнион Финанс» из Ленинградской, Новгородской, Ярославской и Мурманской областей. Сумма вложений пострадавших была от 300 тысяч до 2 млн руб­лей. Во всех случаях речь шла о том, что граждане «инвестировали» в недобросовестное КПО значительную часть своих сбережений, в одном случае пострадавшая добавила средства от продажи сельского дома (в надежде приобрести собственное жилье в городе), — рассказал «МК в Питере» эксперт Финансового университета при Правительстве РФ (ранее — управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров, ФОГФ) Марат Сафиуллин. — Обращения касались возможностей судебного взыскания долга потребительского общества. С 2021 года граждане получили в суде более 600 решений о взыскании денег с КПО. Однако ни одно из них не было исполнено по причине отсутствия у должника денег и начавшейся процедуры банкротства.

Как сообщил эксперт, в реестр требований кредиторов включено 2240 обращений. Но, как правило, общее количество пострадавших в финансовых пирамидах значительно превышает число обратившихся с заявлениями в полицию, в суд и подавших заявления о банкротстве.

— В рамках дела о банкротстве речь идет о 7 млрд руб­лей непогашенных обязательств «Юнион Финанса». В реальности могло быть собрано до 9–10 млрд руб­лей. Больше возможностей по поиску и возврату денег у следствия, которое ведет дело о мошенничестве в отношении организаторов «Юнион Финанса». Хотя уголовные дела в отношении создателей финансовых пирамид тоже далеко не всегда заканчиваются возвратом денег, — уточнил Марат Сафиуллин.

Непростая схема

«Юнион Финанс» представлял собой целый холдинг. Одно из дочерних юрлиц — ООО «Мигмани» (КПО было 100%-ным собственником этого ООО) — провело в ноябре 2022 года следующую операцию.

У гражданки Светланы Годжаевой было выкуплено право требования к КПО «Юнион Финанс» на сумму 1,057 млн руб­лей. Заплатило ООО за это 460 тысяч руб­лей (43,5%) от номинала. На юридическом языке это называется цессия, это законно. Но подоплека этой схемы гораздо интереснее.

С 17 июня по 25 ноября гендиректором ООО «Мигмани» являлась Влада Гоголева. Ее мать — Светлана Годжаева — была одной из потерявших деньги пайщиц КПО «Юнион Финанс». Вывод 460 тысяч руб­лей со счета компании Гоголева оформила как «оплату долга кредитору» (такая формулировка прописана в материалах арбитражного дела). После того как у ООО «Мигмани» сменилось руководство, новый директор фирмы обратился в арбитраж с иском о взыскании с Влады Гоголевой 460 тысяч руб­лей убытков. Арбитраж установил, что договор цессии был изготовлен задним числом и корпоративного одобрения на перевод денег Гоголева не получала. Более того, на момент составления документа Гоголева уже не была директором «Мигмани». Суд решил иск удовлетворить и взыскать с дочери обманутой вкладчицы 460 тысяч руб­лей. Женщина уже обжаловала это решение в 13‑м арбитражном апелляционном суде.

Между тем, согласно открытым данным, Влада Гоголева по-прежнему числится руководителем двух контор, которые являются «дочками» КПО — ООО «Высота» и ООО «Мойдодыр».

Без злого умысла

«МК в Питере» связался с Владой Гоголевой. Нашему изданию она сообщила, что во всей истории с «Мигмани» она «человек случайный».

— Моей способностью контактировать и вызывать доверие у людей старшего поколения просто воспользовались. Я до этого этапа в жизни никогда не встречала людей, столь цинично относящихся к жизням незащищенных слоев населения, — заявила Влада Гоголева.

Она рассказала, что ее мать — старый и тяжелобольной человек — вложила сбережения в КПО, как и тысячи других. Собственно, из разговоров с матерью, когда факт отдачи денег уже произошел, Влада Расимовна и узнала о существовании организации. На вопрос о том, как она сама оказалась вовлечена в работу пирамиды, собеседница решила не отвечать.

Вероятно, Гоголевой придется вернуть выведенные из «Мигмани» средства — судьбу этих денег, опираясь исключительно на законодательные акты и документы, решит апелляционный суд. А вот получат ли обратно свои деньги обманутые пайщики — большой вопрос. Судя по арбитражному иску к Гоголевой, КПО полученные от россиян миллионы считает своими.

Мнение экспертов

Юрист, адвокат, доцент ПГУПС (ЛИИЖТ) Алексей Люкшин:

— В деле «Мигмани» налицо желание бывшего гендира помочь родственнику путем покупки безнадежного права требования к должнику. Гражданский кодекс (ГК) РФ обязывает директора разумно действовать в интересах компании. Тут же налицо причинение вреда фирме, если руководитель знал о безнадежности долга. Статья 53.1 ГК РФ позволяет взыскивать с директора убытки, причиненные компании, по иску ее участника. Очень часто руководитель, учредитель фирмы воспринимают имущество организации как свое личное, что незаконно. И такое поведение наказывается не только взысканием убытков, но и почти обязательным привлечением к субсидиарной ответственности.

Управляющий юридическим бюро «Буркин и партнеры» Виталий Буркин:

— Третье лицо в соответствии с Гражданским кодексом РФ вправе произвести выплату долга за должника. Однако в этом случае директор совершил платеж в пользу своей матери, а это сделка с конфликтом интересов и заинтересованностью. Такие сделки руководитель обязан согласовывать с собственником или собственниками фирмы. В данном случае директор этого не сделал. Кроме того, установлено, что на момент осуществления платежа директор уже был уволенным и не являлся руководителем организации. В его действиях вполне можно усмотреть признаки преступного злоупотребления полномочиями.

Юрист по банкротству физических лиц компании «Финансово-­правовой альянс» Евгения Боднар:

— Банкротство — это конфликт интересов, где должник и его бенефициары заинтересованы поменьше отдать кредиторам. В данном случае у организации огромное число кредиторов — физических лиц. Такие процедуры встречаются не слишком часто. Что касается взыскания убытков с руководителя юрлица, который перечислил деньги своей родственнице, то это категория гражданского права, а не уголовного. Аффилированность сама по себе не говорит о наличии «уголовки». Сам вывод имущества в пользу аффилированных лиц блокируется в банкротстве такими гражданско-­правовыми инструментами, как оспаривание сделок, взыскание убытков, привлечение к субсидиарной ответственности. В последнее время выросла их эффективность: в 2023 году, согласно Федресурсу, удовлетворили 51% заявлений о «субсидиарке» и убытках.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах