- Киноманам на заметку
- Сказки любят все
- Искать кадры — хорошо, взращивать — лучше
- Технологии на службе у кино
- Добро пожаловать на «Ленфильм»
Киноленты, снятые «Ленфильмом», неоднократно побеждали на самых престижных международных кинофестивалях (Каннском, Венецианском и Берлинском) и были отмечены отечественными кинопремиями («Ника», «Кентавр», «Золотой Остап» и так далее). О настоящем и будущем студии «МК в Питере» поговорил с 31‑м директором «Ленфильма» Эдуардом Суворовым.
Киноманам на заметку
— Эдуард Николаевич, отечественное кино сейчас переживает определенный подъем. Скажите, какие фильмы, снятые в последние годы на «Ленфильме», вы считаете удавшимися?
— Могу отметить два фильма. Первый — художественная полнометражная кинолента «Последняя цена». Этот фильм еще не вышел в прокат, но уже успел получить 11 призов на фестивалях «Дух огня», «Киношок», «Будем жить» и других. Профессиональное сообщество высоко его оценило. Второй — документальная лента «Последний теплоход», рассказывающая о людях, живущих на Крайнем Севере, которым теплоходом завозят продукты, пока идет навигация. Ребята ездили, сняли хороший фильм, который имеет достаточно высокую художественную ценность и отмечен призами (например, «Золотой ворон» и «Докер»).
Надеюсь, что и проекты, которые мы задумали, будут иметь хорошую коммерческую и художественную составляющую. Комитет по культуре нас поддержал, дал финансирование. Это будут социально значимые проекты. Уверен, их оценят по достоинству.
— Что это за проекты?
— Один — цикл передач о связи Петербурга с новыми территориями. Первый фильм, который мы снимаем из этого цикла, — истории кургана Саур-Могила в ДНР и Пискаревского кладбища в Северной столице.
Другой проект — документальный фильм «Максимум». С его героями я познакомился в одной из кофеен Петербурга. История очень необычная. Петербурженка успешно вела бизнес, жила в одной из развитых стран Азии, попутно помогала детским домам в Амурской области. Однажды она увидела среди подопечных мальчика, которого забрали из неблагополучной семьи, проживавшей в какой-то глухой деревне. В результате несчастного случая он получил серьезные ожоги и ему ампутировали ноги. Женщина его усыновила, вернулась в Петербург, открыла здесь свое дело — кафе. Сын ей помогает. Пока он стоит за прилавком — обычный мальчик. Но когда выходит и ты видишь его титановые ножки… Я был поражен. Предложил его маме, владелице кафе, рассказать их с сыном историю всему миру. Сейчас мы снимаем документальный фильм, потом, если получится, сделаем и полный метр о том, как мальчик, переживший в детстве трагедию, лишившийся ног, живет полноценной жизнью. Он катается на скейте, плавает, занимается спортом. Вместе с мамой ездит в детские дома и рассказывает сиротам и детям-инвалидам о том, что нельзя сдаваться, надо мечтать, ставить цели и стремиться к ним. Этот мальчик абсолютно открыт миру. Фильм будет об этом.
Сказки любят все
— Летом под Петербургом «Ленфильм» снимал славянское фэнтези с Ковальчук, Мельниковой, Воробьевым и другими звездами кино. Как вы считаете, почему такой жанр сейчас востребован?
— Стоит отметить, что мы снимали и военную историю об обороне острова Сухо. Так что востребованы разные жанры. Как и всегда, наверное.
Что касается сказок и фэнтези, действительно, многие снимают в этом жанре. Потому что это ярко, красочно и захватывает большую аудиторию: как правило, такие фильмы имеют возрастной ценз 6+ или 12+, и на них в кинотеатры приходят семьями. На мой взгляд, это одна из причин, по которой режиссеры уходят в эту нишу. Месяца полтора назад мы были в Нижнем Новгороде, там была отдельная сессия по сказкам, которые сейчас снимаются. Было 16 разных проектов: фэнтези, мультики, полный метр. Жанр действительно востребован.
— Между тем среди российских киноманов бытует мнение, что российское фэнтези отдает кустарщиной. Мол, и с костюмами проблемы, и актерский состав не блещет…
— Я уверен, что и наш фильм одни назовут ерундой, но другим он понравится. Всегда найдутся зрители, готовые критиковать. Что же касается качества кинолент, я вижу, что за последние пару-тройку лет количество перешло в качество. Отечественный рынок кинопроизводства приближается к максимуму: студии и онлайн-платформы насыщают все ниши. Релизы выходят каждую неделю!
Для меня важный показатель — возросшие затраты на производство, а точнее, на оплату работы. Людей не хватает, студии начинают их зарплатами переманивать! В съемочный период сложно найти достаточное количество специалистов: все заняты работой. Мне это о многом говорит. В частности, о том, что количество переходит в качество. И технические средства у нас такие же, как за границей. Я уверен, что в России снимают немало очень качественных проектов. Но, конечно, в любое время выходят и суперфильмы, и средненькие, и простенькие.
— Итак, фэнтези — очень востребованный у зрителя жанр. А что, по вашему мнению, люди сейчас смотреть не будут?
— Думаю, что каждый фильм найдет своего зрителя. В свое время на Тарковского государство потратило огромные деньги. Насколько я помню, 7500 метров пленки было потрачено, а он ее потом выкинул и сказал, что ерунда получилась. Ему государство опять предоставило пленку «Кодак», он снова снимал. Коммерческого успеха в этой истории не было. И средний зритель тоже говорил: «Ну что это такое-то?» Но своего зрителя картины нашли. Нередко продюсеры, исходя из своего опыта, исследований рынка, решают, что сейчас востребовано. Так что сложно сказать, что вообще не понравится потребителю. Вопрос скорее в затратах на производство и продвижение.
— Если говорить по рынку в целом, видно, что отечественная мультипликация обогнала кинематограф и по охвату, и по кассовым сборам. В Петербурге производят мультфильмы, которые известны во всем мире. Как так получилось?
— Я не мультипликатор, и отвечать за них мне сложно. Могу высказать только свое мнение как зрителя. Мультфильмов снимается очень много. Мы это прекрасно видим: под новогодние праздники, к каникулам ленты успешно уходят в прокат. И с охватом все понятно — на мультики приходят семьями. Помимо этого, у нас сильная школа мультипликации.
Вложения отбиваются, ленты приносят прибыль, государство проекты поддерживает. Уверен, что этот жанр будет развиваться и дальше. А Петербург — это город, где работает та же «Мельница», снимающая ленты про трех богатырей. Она ежегодно производит очень качественный контент.
А что касается фильмов… Может быть, зритель уже просто «наелся», привык к хорошему уровню кинолент, и, когда выходит что-то такого же уровня, ему недостаточно, он хочет, чтобы было круче. Это известная жажда чего-то получше.
Искать кадры — хорошо, взращивать — лучше
— Давайте вернемся к «Ленфильму». Недавно студия начала сотрудничество с Институтом кино и телевидения. Чем это интересно киностудии?
— Во-первых, мы находимся в одном городе. Во-вторых, это единственный отраслевой институт в городе. В Москве есть ВГИК, у нас — Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. А мы крупнейшая в городе киностудия. В-третьих, очень много специалистов работают на «Ленфильме» и одновременно преподают в вузе. И немало людей, окончивших институт, работают на «Ленфильме». В общем, есть прослойка горожан, которая так или иначе связана с двумя этими учреждениями. Было бы странно не скооперироваться для совместной работы.
Фактически мы просто документально зафиксировали сложившееся положение дел. Теперь студенты института могут заниматься на наших площадках, принимать участие в проектах киностудии. Мы предоставили вузу павильон, в котором он уже построил декорации. Там идет полноценный учебный процесс. На рынке не хватает специалистов, а готовят их в КиТе. Студенты проходят у нас практику, снимают курсовые и дипломные работы, окунаются в реальное кинопроизводство. К примеру, мы берем студентов для съемок «Видеодневников» (бэкстейджа) на наши проекты. Таким образом, они сразу вливаются в рабочий процесс: начинают на практике, наблюдая, понимать, как все происходит на действующей съемочной площадке, а также созидают сами. Студенты уже работали и на «Блокадном футболе», и на «Детке», и на «Ворожее». Сейчас трудятся на съемках кинолент «Ганди молчал по субботам» и «Человек из космоса». «Ленфильм» получает молодую кровь, талантливых специалистов. Они уже могут выступать на позициях второго режиссера, помощника оператора и так далее.
Есть и еще один большой плюс от нашего сотрудничества. На «Ленфильм» часто приходят экскурсионные группы. В павильонах, где проходит коммерческая съемка, посторонним снимать запрещено — это связано с коммерческой тайной. А в павильон, где работают студенты КиТа, люди могут зайти, постоять с краю, понаблюдать за процессом — мы это с вузом обговорили.
Но главное в этом сотрудничестве, конечно, то, что мы получаем специалистов с горящими глазами и практическими навыками.
— Вы затронули тему нехватки кадров. Известно, что она образовалась на фоне рекордно низкой безработицы и развития отечественных компаний. Каких специалистов сейчас не хватает «Ленфильму»? И много ли выпускников КиТа приходит на киностудию после окончания вуза?
— Ситуация такова, что, помимо «Ленфильма» в стране существует масса продюсерских компаний. Это, по сути, 3–4 человека, которые сняли комнату на «Ленфильме», и все. Остальные люди просто привлекаются в проект после того, как найдено финансирование. «Ленфильм» — это совершенно другая история. Наша киностудия — государственная структура, у наших сотрудников белые зарплаты. Они работают вне зависимости от того, есть проект или его нет, и должны получать зарплату. У нас больше ответственности. Когда у нас есть проекты, мы, конечно, тоже привлекаем сторонних людей. А в киносезон в Петербурге снимается очень много проектов. И в это время найти работников так называемого второго звена достаточно проблематично. Поясню, чтобы никто не оскорбился. В профессиональном сленге есть такое определение, как «первое звено», — это режиссер, оператор, продюсер. То есть значимые творческие единицы, как правило, с отраслевым высшим образованием. Но в проекте также заняты технические сотрудники — световики, звуковики, гримеры, костюмеры, водители и так далее. Как правило, это люди с навыками, но не всегда с профильным высшим образованием. Они и есть так называемое второе звено. И без них ни один проект не обходится: в кино первые не могут существовать без вторых. Поэтому и говорят, что кино — это коллективное творчество. Хороших сценаристов тоже не хватает. Из-за того что они нарасхват, растет их ставка и, следовательно, общая стоимость кинопроизводства. То же самое с режиссерами и операторами.
Продюсеру же важно, чтобы не было переработок. А если придет неопытный режиссер и вместо 12 часов съемок будет 16 — это переработка, которую нужно оплатить. Три-четыре такие ненормированные смены — и лента вылетает из бюджета. Поэтому всем нужны грамотные специалисты, а их мало. Но думаю, что со временем, благодаря новым выпускам студентов, которые нарабатывали практику в реальных проектах, ситуация будет выравниваться.
Технологии на службе у кино
— Считается, что современным людям, активно пользующимся социальными сетями, свойственно «клиповое» мышление — они охотнее посмотрят 10‑секундный ролик, чем 1,5‑минутное видео. Как привлечь такой контингент людей к просмотру полнометражного кино? Или можно говорить, что будущее за короткометражками и мультиками?
— Начну со второй части вопроса: будущее у этих направлений, конечно, есть. Как и у остальных жанров. Когда появляется что-то новое, всегда начинают говорить о том, что старое и привычное обязательно уйдет в небытие. Театр «хоронили» при появлении кино, кинематограф — при запуске телевещания, телевидение — при развитии интернета. Но люди по-прежнему ходят в театры и кинозалы, смотрят телепрограммы. Да, короткие интернет-ролики заняли большую долю рынка. Но все же рилсы и кино — разные формы досуга. И та же молодежь, прогулявшись по торговому центру, с удовольствием идет в кинозал. А те же короткие видео кинематографисты используют в качестве инструмента для продвижения фильмов. Тизер — это по большому счету рилс. Так что, получается, короткие интернет-ролики работают на полнометражные, документальные, анимационные и другие киноленты.
Справка «МК»
Рилс — короткий видеоролик, публикуемый в социальной сети в отдельном разделе. Они могут называться по-разному. Например, в VK это просто «клипы», в YouTube — «шортсы», в китайской соцсети — «ТикТок».
— Сегодня при создании общественных пространств очень часто используют различные интерактивные элементы, делают ставку на взаимодействие человека и технологий. «Ленфильм» развивается. Какие технологии внедряются в новых пространствах киностудии?
— Они есть, но хотелось бы, чтобы их было больше. Например, LED-экраны и некоторое световое оборудование мы пока себе позволить не можем и берем в аренду. Но у нас, и это все знают, прекрасные павильоны, гримерки, костюмерки. А монтажно-тонировочный комплекс оснащен современной техникой. Раньше на территории киностудии даже была собственная артезианская скважина: воду использовали для промывания пленки. Потом надобность в ней отпала. Но монтажно-тонировочный комплекс является неотъемлемой частью «Ленфильма»: нужно же фильмы озвучивать, производить цветокоррекцию отснятого, монтировать картину. Наличие современного оборудования позволяет нам быть киностудией полного цикла.
— Сейчас в интернете немало роликов и клипов, «снятых» искусственным интеллектом. В обозримом будущем «Ленфильм» планирует использовать ИИ?
— К нам иногда приходят коллеги, приносят разные программы, говорят: «Давайте мы будем пионерами, сняв кино с помощью ИИ». Я уверен, что искусственный интеллект будет использоваться в кинопроизводстве, но пока не могу сказать, в какой форме. Сценариста он пока что точно не заменит, как и режиссера. В кино важны подоплека, нюансы, ментальность — ИИ это не сможет передать. Да и актер нарисованный распознается сразу. С другой стороны, лет 45 лет назад мы не знали, что такое пейджеры, и были счастливы. Смартфоны появились в России примерно 20 лет назад — и без них прекрасно жили. Но, конечно, технологии развиваются, постепенно становятся обыденными. Так что наверняка когда-нибудь будет презентовано кино, созданное искусственным интеллектом.
Добро пожаловать на «Ленфильм»
— Петербург — город туристический. Несколько лет назад для посетителей открыли павильоны, где снимали «Золушку», «Собачье сердце» и «Человека-амфибию». Чем еще киностудия привлекает туристов и о чем договорились с туроператорами на недавнем музейном вечере, организованном комитетом по развитию туризма?
— Сразу скажу, что у нас очень теплые отношения с комитетом по развитию туризма. Все понимают, что «Ленфильм» является одним из центров притяжения путешественников. Примерно в октябре мы будем с комитетом разговаривать предметно о том, чтобы киностудия была представлена в программе «Туристический Петербург». На сегодня у нас открыта видовая крыша: на нее водят экскурсии. Все посетители, конечно, в восторге. В самой киностудии есть несколько экскурсионных маршрутов. Туристы могут увидеть костюмы из разных фильмов, павильоны, раритетное кинооборудование. Также на нашей территории проходит выставка «Пропавшие в кинохронике». В последнее время хорошие темпы по привлечению посетителей набрал наш культурно-выставочный центр. В конце октября мы откроем новую выставку «Мистический Петербург», посвященную всем советским фильмам, где есть мистика. Не буду говорить однозначно, что это только про ужастики и триллеры. Это не так. Люди приходят посмотреть и интересные фильмы. Каждую осень в нашем кинотеатре работает проект «Ленфильм-клуб» — дискуссионная некоммерческая площадка, организованная при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга. К слову, у нашего кинотеатра своя особенная атмосфера: у нас очень много специальных показов, когда фильмы представляют эксперты, киноведы и кинокритики, а также встреч со съемочными группами. Думаю, что весной мы откроем для туристов доступ на какие-то новые объекты.
— И последний вопрос. Каким вы видите будущее «Ленфильма»?
— Прекрасным!