МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Хранитель памяти: биограф Анны Герман показал редкие карды и письма певицы

«МК в Питере» публикует уникальные архивные документы, хранящиеся у биографа польской певицы

Иван Ильичёв-­Волкановский родился в год смерти Анны Герман. Ее песни он впервые услышал в детстве, когда нашел у бабушки виниловую пластинку с альбомом артистки. «Это польская певица с трагической судьбой», — сообщила родственница, когда мальчик спросил, что это за красивая женщина на обложке. Материалы об Анне Герман он собирает всю свою сознательную жизнь. Издал несколько книг об артистке.

Анна Герман. Фото из личного архива Ивана Ильичёва-Волкановского
Содержание:
  • О сотрудничестве с ленинградскими авторами
  • О дружбе с Колкером
  • О талисмане для Хиля
  • О незаписанном хите
  • О письмах Анны Герман
  • Вместо постскриптума

В его коллекции есть и пластинка с записью концерта, сделанной Раисой Алексеевой (ныне матушкой Екатериной). С ленинградской подругой певицы он познакомился уже в 2000‑х.

— Мы по сей день дружим и постоянно поддерживаем связь. Я рад, что мне удалось организовать для матушки важное путешествие: мы вместе ездили в Польшу, где в Варшаве поклонились могиле Анны Герман. Там же мы познакомились с Йоанной Моро, исполнительницей главной роли в нашумевшем сериале «Анна Герман. Тайна белого ангела», — рассказал нашему изданию Иван Ильичёв-­Волкановский.

Йоанна Моро и матушка Екатерина. Фото из личного архива матушки Екатерины

Биограф уверяет, что на сегодня им собрана самая большая коллекция материалов об Анне Герман — сотни публикаций из советской, польской, итальянской прессы, более тысячи фотографий Анны, в том числе никогда не публиковавшиеся.

— Каждый год в дни памяти Анны Герман я стараюсь опубликовать ­какие-то неизвестные ранее материалы. В этом году будет опубликована аудиоверсия сказки, которую певица написала для сына незадолго до своей смерти. Это философское произведение, с духовным смыслом. Ее текст я нашел среди рукописей Анны в ее варшавском доме и перевел на русский язык. В печатном виде сказка уже публиковалась в моих книгах, а в этом году она впервые зазвучит. Текст прочла прекрасная, хорошо известная петербуржцам советско-российская певица Анна Широченко. А в феврале 2025 года в честь дня рождения Анны Герман состоится концерт в БКЗ «Октябрьский». Будут исполнены не только всеми любимые хиты Анны Герман, но и прекрасные песни, написанные для нее ленинградскими авторами — Александром Морозовым, Михаилом Рябининым, Евгением Куликовым, Александром Колкером и другими, — сообщил Иван Ильичёв-­Волкановский.

О том, что удалось узнать, работая над одним из изданий, Иван Ильичёв-­Волкановский рассказал «МК в Питере».

Иван Ильичёв-Волкановский. Фото из личного архива биографа

О сотрудничестве с ленинградскими авторами

— Для меня стало открытием, что почти четверть своего русскоязычного репертуара Анна Герман получила именно от ленинградских авторов! Так, Александр Морозов признался, что в свое время просчитался с репертуаром для Анны. Певица спела несколько его шуточных песенок, а вот серьезной композиции маэстро ей так и не предложил, считая, что ее репертуар слишком грустный и печальный. Александр Сергеевич признался мне, что у него уже были написаны такие песни, как «Зорька алая» и «В горнице моей светло», но он тогда вообще не обращал на них внимания.

Еще одна интересная история связана с песней «Останься» (музыка Александра Морозова, стихи ленинградского поэта Михаила Рябинина). Когда Анна Герман записывала композицию в Москве, поделилась мыслями о ней с подругой Анной Качалиной: «Анечка, в этой песне такие слова, которые я бы в жизни никогда не произнесла мужчине, — “Останься!“ Раз ушел — значит ушел!»

Кстати, именно Михаил Рябинин стал автором самой известной песни Анны Герман — «Когда цвели сады», музыку к которой написал московский композитор Владимир Шаинский. Он лично рассказывал мне, что песня была написана вовсе не для Герман. Композитор никак не мог «пристроить» эту песню ни одной из советских исполнительниц: они все отказывались ее петь, ссылаясь на легкомысленность текста. После нескольких отказов Шаинский потерял веру в свое детище. Но тут на гастроли приехала Анна Герман, и композиция ей понравилась. Она записала ее в присущей ей искрящейся хрустальной манере, и с первого же дня песня полюбилась всем! По сей день ее помнят и любят!

О дружбе с Колкером

— В свой первый визит юная Анна Герман, которая была еще начинающей певицей и выступала в сборных программах артистов зарубежной эстрады, познакомилась с самой известной супружеской парой тогдашнего Ленинграда — Марией Пахоменко и композитором Александром Колкером. «Голос Анны Герман — как вечный звонкий ручей», — рассказал мне Колкер. Герман и Пахоменко по­дружились сразу же. Она подарила польской певице песню «Опять плывут ­куда-то корабли» из своего репертуара, а Колкер — ноты этой композиции. Анна ответила необычным жестом: через некоторое время записала эту песню на польском языке и прислала в Ленинград пленку с записью.

Слева направо: Александр Колкер, Мария Пахоменко, Анна Герман, Ким Рыжов. Фото из личного архива Ивана Ильичёва-Волкановского

Забавной была и последняя встреча Колкера с Анной Герман в Ленинграде. У Анны был концерт в здании Зимнего стадиона на Манежной площади, а Колкер с товарищами по соседству парился в финской сауне. Музыка была громкой. Композитор, услышав, что поет Анна Герман, выскочил на улицу в чем был! В тот момент Анна репетировала свой вечерний концерт… Встреча была теплой и очень комичной: высокая Анна и совсем невысокого роста Колкер в одних трусах!

О талисмане для Хиля

— С невероятной теплотой рассказывал мне об Анне Герман и Эдуард Хиль. Он называл ее ангелом-­хранителем. Почему так? Дело в том, что в 1965 году молодой Хиль был отправлен в польский Сопот на международный песенный фестиваль, и шансов выиграть конкурс было мало: на международной арене советские артисты не очень котировались. За кулисами Хиль увидел Анну… Та, заметив волнение молодого артиста, подбодрила его и сказала: «Эдуард, успокойтесь, отойдите в дальний угол кулис и там помолитесь! И все будет хорошо!» Слова Герман сбылись: Хиль стал лидером того фестиваля. А напутствие Анны увез с собой как талисман!

О незаписанном хите

— Кстати, именно в Ленинграде Анна Герман получила в подарок одну из своих самых последних песен — «Балладу о матери», которую даже не успела записать. 31 декабря 1979 года к Анне за кулисы после концерта в ленинградском ДК имени Капранова подошел молодой композитор Владимир Завещевский и показал новую песню. Анна мгновенно стала ее напевать и попросила у автора ноты и текст. Через несколько дней она уже пела «Балладу о матери» на концертах в Киеве и в Сочи, но ленинградский зритель так и не услышал этого шедевра в исполнении Анны Герман…

О письмах Анны Герман

— Мало кто уже помнит, что в 1980‑е годы на ленинградском радио довольно часто выходили программы, посвященные памяти Анны Герман, автором которых была ленинградская журналистка Лия Спадони. Мне посчастливилось познакомиться с этой женщиной, и она поделилась со мной своим уникальным архивом — а это несколько десятков писем Анны Герман.

Спадони мечтала создать музыкально-­документальный фильм о певице. Его концепция даже была одобрена на «Ленфильме», но картина так и не была снята.

Вот что про него в своих посланиях в Ленинград писала Анна Герман.

«Только что получила Ваше коротенькое письмо, Лия. Ну что Вы! Не беспокойтесь из-за денег. Я же буду работать (нормальные гастроли), и у меня будут денюжки на ряженку с пирожками. В Вашем фильме ведь я предлагаю людям заглянуть ко мне в душу… За это я взять денег не могу и не хочу… Но, чтобы не было хлопот в финансовом отделении, мы их возьмем и за эти деньги купим для детдома для самых младших игрушки и книги. У меня тут в Польше тоже есть такие маленькие друзья».

«Раз я буду работать с друзьями и для моих друзей — не может быть речи о деньгах. Это мое единственное условие».

«Лия, я и правда поняла, что фильм “длиннее”, но раз у нас 20 минут — мы просто “поднатужимся” и сложим меня как перочинный ножик. Вот и всё! Откровенно говоря, и в 20 минут можно множество сказать и не надоесть…»

«Добрый вечер, Лия! Я уже столько писем в мыслях моих Вам написала, а ответа нет… А может быть, Вы меня забыли? Время нашего фильма проходит — нет весточки от Вас…»

Да, фильм так и не был снят. Руководство «Ленфильма» в итоге отказалось от съемок этой ленты, сославшись на то, что «Герман и так слишком много на советском телевидении, есть и другие артисты».

В архиве были и другие невероятно сердечные и теплые письма, не касавшиеся работы.

«Дорогая Лия! Я очень обрадовалась Вашему письму. Удивительно… Я так часто о Вас думаю последнее время, да и написала бы сама, но я ухитрилась сломать правую руку и довольно долго ждала, пока срастется. Ну и неудобно же без правой руки… моему мужу было! И причесать, и почти одеть жену надо было, и посуду помыть… Но опять всё позади — и я на кухне всё делаю как прежде, как всегда!»

Письмо Анны Герман ленинградке Лии Спадони. Январь 1976 года. Фото из архива Ивана Ильичёва-Волкановского

«Я Вам как журналисту, как всегда, открою душу с удовольствием — уж хотя бы только потому, что никто таким красивым русским языком не говорит — как Вы, и потому что, мне кажется, этот мир мы понимаем и принимаем так же. Правда, Лия?»

«Я тут начиталась разных книг — главное, чтобы нервная система была здоровая, так пишут. Это начало всех болезней. Я знаю — это просто и ясно в книге, — но в жизни по себе вижу, что очень редко можно на всё махнуть рукой. Но ­все-таки хорошо бы помнить об этом…»

Писала Анна Герман Лии Спадони и о своем материнстве.

«Это же ­что-то невероятное — маленький ребенок, тем более сын. Мы с мужем спим по 2–3 часа в сутки, нет времени ни покушать, ни причесаться. Помощи никакой — дома я одна. Конечно, счастье огромное, что он здоров, большой и с огромным аппетитом. Но я еле жива! Пока я даже не в состоянии понять свое счастье. Но я большая — наверное, все выдержу, ведь у нас с Вами важные планы… Правда?»

Письмо Анны Герман ленинградке Лии Спадони. Март 1976 года. Фото из архива Ивана Ильичёва-Волкановского

«Хотите несколько слов о нем? Он хороший, большущий. Ему 8 месяцев, 80 см длины и 13 кг веса. Очень веселый, улыбается, громко хохочет и несколько раз сказал “мамам”. Он также уже знает, что мы с мужем принадлежим ему и что мы его любим… Ну что же, Лия, мне пора бежать на кухню приготовить следующее кушанье. Он скоро опять проснется. Ваша Аня и два Збышека».

Письмо Анны Герман ленинградке Лии Спадони. Декабрь 1976 года. Фото из архива Ивана Ильичёва-Волкановского

Вместо постскриптума

Мечта биографа Анны Герман, да и всех ее ленинградско-­петербургских друзей, — чтобы у певицы была своя точка на карте Северной столицы.

— В Москве мы создали сквер имени Анны Герман, и теперь в нем ежегодно проходят фестивали ее имени. Надеюсь, что получится ­что-то подобное сделать и в Петербурге — сквер или аллею… — говорит Иван Ильичёв-­Волкановский. — Недавно в архиве обнаружилась неизвестная запись Анны Герман, исполняющей песню «Белый вальс». В ней есть такие слова: «Увидеть тебя в Гданьске или поехать к тебе в белую ленинградскую ночь, идти с тобой напрямик через весь город, двигаясь в ритме белого вальса наших прекрасных городов».

P.S. Историю дружбы певицы Анны Герман и ленинградской девушки Раисы, ставшей матушкой Екатериной, невозможно читать без слез. Матушка — самая преданная поклонница певицы. 

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах