МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Олег Митяев раскрыл историю создания своих хитов и рассказал о необычных записках

23 февраля на сцене ДК Ленсовета выступит популярный поэт и композитор Олег Митяев. Один из самых любимых бардов страны, исполнитель знаменитых песен «Лето — это маленькая жизнь», «Как здорово» и «Крепитесь, люди, скоро лето», споет в этот вечер для петербуржцев свои лучшие шлягеры и представит новую программу «Притяженье Петербурга».

Олег Митяев. Фото из личного архива

И пусть сегодня поэты и барды не так разрекламированы, как поп-звезды, политики или спортсмены, поэзия никуда не делась. Творчество Олега Митяева — еще одно подтверждение тому, что авторская песня не только жива, но и необходима людям.

О первом концерте

— Олег Григорьевич, ваши песни многим поклонникам помогают выжить в трудных жизненных ситуациях. А какие композиции в таких случаях слушаете вы?

— Стыдно сказать, у меня таких случаев не было. Я иногда думаю: а случись у меня ­что-нибудь, не приведи господи… Как себя поведу, неизвестно. То есть я ­какой-то непроверенный в этом смысле человек. Бережет меня судьба.

— Помните ли вы сейчас свое первое выступление?

— Конечно. Было это на конкурсе самодеятельности в Челябинском монтажном техникуме. Мы втроем стояли на сцене в белых рубашках с закатанными рукавами и, набычась, пели «Там вдали, за рекой…» Причем каждый пел в своей тональности. Баянист вообще стоял за кулисами. Стресс испытали невероятный.

Сейчас я артист с большим стажем. И когда выхожу на сцену, это теперь больше похоже на мобилизацию. Не волнуюсь, а мобилизуюсь. И даже если появляется ­какая-то безответственность, то это до первой помарки или ошибки. Или слова забыл, или не ту струну задел. Живой интерес слушателя заставляет тебя выходить на его уровень. И так «заваривается» взаимный обмен энергией.

О Москве и Челябинске

— Вы много лет живете в Москве. Стали столичным человеком или провинциал в вас еще жив?

— Я — «многостаночный», «многоотросточный» провинциал. Очень много городов в провинции стали мне дороги. Но в Москве я вынужден был осесть. Поскольку столица — это перекресток всех дорог. А Челябинск ­все-таки чуть в стороне. Но родина есть родина — там и детство, и юность… Другой не будет. И с родным Челябинском у меня по-прежнему крепкая связь.

О профессиях

— Вы с отличием окончили институт физкультуры и могли стать тренером по плаванию. Окончили ГИТИС и могли стать артистом театра и кино. Почему вы стали бардом, музыкантом, поэтом?

— Вы забыли упомянуть, что я окончил еще и техникум, мог стать монтажником-­высотником. Но от судьбы никуда не уйдешь. В 1985 году, когда я уже собирал полные залы, меня пригласили на работу в Челябинскую филармонию. Я подумал: а зачем мне это нужно? Но директор привел железный аргумент (улыбается), пообещал выделить комнату в общежитии. Я согласился.

Где только не приходилось выступать: вузы, техникумы, совхозы, сельские клубы и дома культуры. Потом втянулся, пел, сочинял и уже не мыслил другой жизни.

О своем хите и чужих песнях

— Написав песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», вы сразу поняли, что это хит? Или понадобилось некоторое время, чтобы вы осознали это?

— «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» — первая песня, которую я написал. Ну, написал и написал. Я не собирался продолжать сочинять песни и свой первый альбом выпустил только через десять лет. Пел песни Окуджавы, Визбора. Перед поступлением в институт физкультуры я работал в пионерском лагере и там погрузился в мир авторской песни. Открыл для себя таких исполнителей, как Ланцберг, Суханов, Егоров. Их песни были чрезвычайно популярны и совершенно непохожи на те, которые звучали по радио и телевидению. Та же самая история происходит и сейчас, авторские песни и то, что звучит на нашей эстраде, разительно отличаются друг от друга.

Творчество Олега Митяева — еще одно подтверждение тому, что авторская песня не только жива, но и необходима людям. Фото из личного архива

— У вас есть альбом на стихи Иосифа Бродского. Чем близок вам этот поэт?

— Этот диск я записал в «корыстных» целях, чтобы прочитать всего Бродского, его замечательные стихи, интервью, статьи о нем. Прошло десять лет, и летом прошлого года Министерство культуры Италии отметило это событие. Мне и Леониду Марголину, с которым я записывал этот альбом, вручили премию имени Иосифа Бродского. К сожалению, в России об этом альбоме почти никто не знает.

Есть у меня и диск, записанный на стихи Пушкина, музыку к которому написал Давид Тухманов. Он приезжал на юбилей Льва Лещенко, у нас сохранились теплые, прекрасные отношения.

О концерте в ЮАР

— С гастролями вы объехали множество стран и даже побывали в такой экзотической для нас стране, как ЮАР. Как принимали вас там зрители?

— В ЮАР я попал достаточно неожиданным образом. Мы пели на улице в Германии, и к нам подошел незнакомый человек. Он исполнял в кафе песни Окуджавы и пригласил нас на свое выступление. Как оказалось, этот бард работал в немецком банке. И он предложил нам выступить в Южно-­Африканской Республике.

Дело в том, что он жил в этой стране и ходил там в детский сад. А его друзьями были два мальчика. Один из них сейчас консул в России. Другой стал артистом. Конечно, от такого предложения мы не могли отказаться. Мы с успехом выступали в ЮАР. А затем вышел альбом с записью песен, которые мы исполняли в национальном театре одного из самых современных городов Африки — Претории.

О телешоу

— Несмотря на большую популярность ваших песен, вы редкий гость на ТВ. Почему так происходит?

— Главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта, когда я в очередной раз отказался выступать на ­каком-то развлекательном шоу, сказал мне, что я неправильно выстраиваю взаимоотношения с ТВ. Возможно, он прав. Но, к сожалению, на нашем телевидении сейчас все меньше передач достойного уровня. Поэтому я и не стремлюсь на телеэкран.

О записках и эмоциях

— Во время концерта вам поступает много записок. Может быть, вспомните самую необычную?

— Некоторые, самые интересные записки входят в мои книги. Есть среди них и забавные. Вот записка, которую я получил от одной из зрительниц: «Год назад на концерте в Вологде вы обещали написать песню о нашем городе. Но вы сказали, что для этого вам нужны яркие впечатления. Так вот, я согласна!» Или такая записка: «Дорогой Олег, как жаль, что такие мужчины, как вы, не встречаются в жизни».

— Почему у вас так много песен-­посвящений?

— Видимо, это для меня серьезный источник впечатлений от замечательных людей…

О воспитании

— Чему вы научили своих четверых детей?

— Да ­учить-то ­как-то всегда особо было некогда. Надеюсь, что самое лучшее воспитание — это воспитание своим примером. Я уверен, что если вести себя порядочно, то дети на это будут ориентироваться.

Об игре в театре

— В свое время в театре Моссовета в спектакле «Большой Владимир», премьера которого состоялась в Италии, вы сыграли роль Маяковского. Почему выбор пал именно на вас?

— Вероятно, об этом лучше спросить у режиссера спектакля Андрея Житинкина. В то время я был на гастролях в Германии, мне позвонили и предложили эту роль. Близилось столетие Владимира Маяковского, и тогда, во времена перестройки, такое событие особого ажиотажа не вызвало. С этим спектаклем мы поехали в Италию на театральный фестиваль в город Урбино. На спектакле присутствовал знаменитый немецкий режиссер, которому наша работа понравилась. Когда он пришел к нам за кулисы, артисты чуть не упали в обморок. И лишь мы с Костей Тарасовым оставались спокойны — мы не знали, кто он такой.

О пиратстве

— Говорят, у вас есть огромная коллекция пиратских дисков с вашими песнями. Вы боретесь с пиратством?

— Нет, наоборот, искренне радуюсь. Бороться с этим явлением бесполезно. Хорошо, что сейчас можно купить альбомы через интернет. Для этого достаточно нажать кнопку. К­ак-то мне захотелось подарить свой компакт-диск автору-­исполнителю Семену Слепакову. Я переслал ему ссылку в интернете. Такой вот подарок. Но он потом сказал, что деньги, которые там обычно требуются за не пиратскую версию, мне все равно заплатит.

О бардах

— Как на ваш взгляд, ­все-таки чем бард отличается от певца?

— Наверное, я бы выбрал вместо определения «бард» более широкое и современное понятие — это автор-­исполнитель. Под эту категорию могут попасть тот, кто пишет или музыку, или стихи, или и музыку, и стихи, и тот, кто сам поет… Это и рокеры, и шансон, и просто эстрадники, и, конечно же, барды. Мне всегда интересно наблюдать, куда меня относят. Куда отнесут — туда и ладно.

История хита

Песня «Как здорово» была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале авторской песни. Она моментально стала популярной и на сегодня является неофициальным гимном бардов и туристов. А вдохновил поэта на написание хита сам фестиваль: посетив его в 1977 году, Митяев загорелся желанием создать ­что-то свое, не похожее на то, что звучало по радио или ТВ.

«Как здорово» Олег сочинял даже на лекциях по плаванию (в тот год он поступил в институт физической культуры, решив стать тренером по плаванию).

В итоге на фестивале 1978 года песня «Как здорово» принесла Митяеву звание лауреата и определила его дальнейшую судьбу. Композиция вошла в пять альбомов композитора: «Давай с тобой поговорим» (1990 год), «Письмо из Африки» (1994), «Лучшие песни» (1999), «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя» (2005), «Митяевские песни» (2006).

Впервые на телевидении песня «Как здорово» прозвучала в 1987 году в документальном фильме «Два часа с бардами», а в 2016‑м ей посвятили отдельную передачу на канале «Москва. Доверие». Кстати, первую строку песни автор и фанаты его творчества исполняют по-разному. В турпоходах, на пикниках с костром можно услышать: «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно», Олег Митяев поет иначе: «Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно». Сейчас у этой композиции своя история, с ней связано немало интересных фактов. Легендой стал рассказ о том, как Митяев выступал в женской колонии. Дойдя до фразы «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», бард понял, что в данном учреждении она будет неуместной. Он извинился и сообщил, что забыл слова.

А одна из советских газет, публикуя текст композиции, в строке «ты что грустишь, бродяга» заменила слово «бродяга» на «товарищ»: в Советском Союзе не было бродяг, и цензура это слово не пропускала. Для самого же Олега Митяева стало большой неожиданностью, что его дебютную песню начал исполнять Иосиф Кобзон.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах