«ВСЕ УЖЕ ЗАВОЕВАНО»
— Николай, всем известна ваша особая любовь к автомобилям. А с чего все началось? Коллекционировали ли машинки в детстве? Мечтали поскорее сесть за руль?
— Нет. У меня не было на это времени. Да и в семье у нас автомобиль на тот момент отсутствовал. Автомобильным спортом я начал заниматься довольно поздно. После того как закончил свою горнолыжную карьеру. (Смеется.) Это случилось в 17 лет, когда я поступил в театральный институт. Но несмотря на то, что это был не слишком ранний старт, я чего-то добился. Переехав из Петербурга в Москву, начал выступать в гонках на выживание, потом перешел в ралли-кросс, откуда меня уже пригласили в кольцевые гонки, где я и оставался до конца карьеры. Кроме того, я принимал участие и в ледовых гонках на наших знаменитых зимних ипподромах.
— Сегодня принимаете участие в гонках?
— Автомобильный спорт — это точно такой же вид спорта, как и все остальные. Как тот же хоккей, к примеру. То есть карьера заканчивается — и всё. Конечно, некоторые ветераны хоккея любят порой надевать коньки, выходить на лед и кататься. А некоторые — нет. Я отношусь к тем, кто на «лед» не выходит. Это ведь очень тяжелая нагрузка. Сколько сил и здоровья я потратил на гонки в свое время, не пересказать! Да и смысла вновь садиться за руль гоночного автомобиля не вижу. Все уже доказано, завоевано. В моей жизни уже были и чемпионаты России, и чемпионат мира, в котором я победил. Теперь я вряд ли поеду лучше, чем ездил когда-то…
— Однако автомобили в вашей жизни так или иначе присутствуют и сегодня. Вы же водите обычный автомобиль, а еще время от времени выступаете в роли ведущего в телепроектах, посвященных автоспорту. Взять хотя бы шоу «Россия рулит!», которое пару лет назад с успехом прошло на канале НТВ, — вы садились за руль авто, выполняли разные трюки…
— Да. Такое иногда случается. И в принципе я могу выполнить все трюки из тех, которые демонстрировались на проекте «Россия рулит!». Какими бы сложными они ни являлись — а надо сказать, что они все были непростыми, несмотря на кажущуюся легкость исполнения. Но ведь «Россия рулит!» — проект в первую очередь развлекательный. И порой мне, равно как и моим коллегам Виталику Петрову и Михаилу Горбачеву, приходилось демонстрировать, якобы у нас что-то не получается. Да, отдельно хочу сказать, что я очень горд, что поучаствовал в этом проекте. Ведь «Россия рулит!» — отечественная программа, права на показ которой приобрели многие европейские страны. И это особенно приятно, потому что обычно происходит наоборот — российское телевидение покупает программы за рубежом.
— Вы, кстати, не приложили руку к проекту?
— Нет, я не автор. Это все в недрах НТВ рождалось. Однако я со своим опытом, безусловно, вставлял то тут, то там свои пять копеек. (Улыбается.)
— Николай, уже который год вы возите по городам и весям антрепризную постановку «И снова с наступающим». И спектакль пользуется огромным успехом. Как он появился в вашей жизни?
— После того как умер мой близкий друг Роман Козак, художественный руководитель Театра Пушкина, я долгое время не выходил на театральную сцену. Однако потом мой близкий товарищ Леня Ярмольник предложил мне поучаствовать в этой работе, и я согласился. Дело в том, что Леня завершил работу с этим спектаклем в театре «Современник», но какое-то время спустя захотел восстановить проект и сделать его антрепризным. Я не смог отказаться. «И снова с наступающим» — хорошая работа. И я очень рад, что она пользуется популярностью у публики.
«СЕКРЕТ» ЗАПИШЕТ НОВЫЙ АЛЬБОМ
— Москвич Леонид Ярмольник ваш друг, можете ли вы то же самое сказать о петербуржце Максиме Леонидове?
— Конечно! Фоменко с Леонидовым столько всего сделали вместе с 1990 года, что ни о каких скандалах и речи быть не может! И я говорю сейчас не только о совместной работе, но и о чисто человеческих отношениях. Мы всегда помогали друг другу с проблемами, что-то подсказывали. Оставались на связи. Больше скажу — у нас с участниками бит-квартета «Секрет» просто не может быть рабочих отношений, ведь мы — одна семья. Так что группа «Секрет» — это семейный бизнес.
— Чего же ждать поклонникам от группы «Секрет» в ближайшем будущем, кроме концертов?
— Мы непременно запишем новый альбом. Кроме того, надеюсь, вернемся к работе над фильмом, посвященным группе. Мы уже давно хотели снять художественный проект на базе музыки группы «Секрет» — о становлении молодых музыкантов. Но всё откладывали это дело. Теперь же возьмемся за фильм с новыми силами. Это, конечно, будет не документальная история, но любопытная. Нас в молодости сыграют другие актеры, мы же предстанем перед зрителем в роли самих себя 2048 года разлива. (Улыбается.)
— К слову, в каких еще видах музыка присутствует в вашей сегодняшней жизни?
— У нас с Анной Ким и Феликсом Ильиных есть большой проект «ФомАния». Две скрипки, симфонический оркестр и плюс еще биты. То есть такой кроссовер, но кроссовер необычный. Кроме того, мы, бывает, играем с Анной обычные классические концерты в небольших залах с камерным составом.
«УЧУСЬ У ДЕТЕЙ ПОКОЮ»
— А сами какую музыку слушаете? Может быть, ваши дети или внуки привили вам любовь к каким-то современным музыкальным стилям?
— Многое могу слушать — в зависимости от настроения. Что же касается детей… Моему сыну Ване сейчас 19 лет. И он читает рэп, делает карьеру МС. Причем пишет на английском языке. Хочу сказать, что получается у него здорово. Мне нравится.
— Можно сказать, что Иван познакомил вас с этим стилем музыки?
— Пожалуй, нет. Я знал, что такой стиль существует, но особенно им не интересовался. Сейчас тоже нельзя сказать, что увлекся, но то, что делает сын, слушаю и отношусь к его работе с уважением. Считаю, что у Вани неплохие стихи, — и это важно! Посмотрим, что из этого выйдет. Еще одному моему сыну, Васе, двенадцать лет. Он занимается классической музыкой. Посещает мастерскую скрипичного искусства.
— Чему они вас учат?
— Я учусь у них легкости и покою. (Улыбается.)
— Наоборот же, вроде говорят, что новое поколение «и жить торопится, и чувствовать спешит»?
— Нет, они сейчас хорошо понимают, что главное, а что — нет. Мы в их возрасте старались объять необъятное, увлекались всем, они же всё делают прицельно и структурированно. Мои, по крайней мере. И я учусь у них такому подходу. Вообще я уверен — детей надо уважать. Давление должно присутствовать в отношениях отцов и детей только до определенного момента. Надо вовремя замечать, что дети уже выросли. Это важно! Тогда все будет хорошо.
— Николай, как вы можете охарактеризовать современный мир, который многие называют эпохой хайпа? Насколько вам в нем комфортно?
— Мне по большому счету все равно, в какое время я живу. Я делаю… Да, я считаю, что до сих пор еще «делаю» мир вокруг себя. Это я придумываю себе работу в разных сферах, это я нахожу ее результативной или нерезультативной. Каждый человек «делает» мир вокруг себя. И так и надо поступать — тогда все будет прекрасно. И у меня так всегда было, есть и, надеюсь, еще будет. Пока энергии хватает, слава Богу.