За неделю, прошедшую с выхода предыдущего номера нашей газеты, в жизни «Зенита» произошли кардинальные перемены. «Уйти нельзя остаться» — так был озаглавлен наш последний материал о судьбе Мирчи Луческу, имевшего контракт еще на один сезон. Сложно было предположить, что так быстро найдется человек, который решительно поставит нужную запятую в этой фразе.
Запятую ставит Фурсенко
Революционную ситуацию, когда в клубном менеджменте низы не хотят жить, а верхи не могут управлять по-старому, руководство Газпрома и разрешило по-революционному. Президент клуба Александр Дюков переведен на должность председателя совета директоров, предполагающую лишь представительские функции, гендиректора Максима Митрофанова отправили разгребать авгиевы конюшни на многострадальном новом стадионе «Санкт-Петербург Арена» (если, конечно, он согласится на эту работу), а к рулю команды призвали Сергея Фурсенко. Под его руководством «Зенит» пережил звездные часы в своей российской истории. Первая победа в чемпионате России, триумф в Кубке и Суперкубке УЕФА.
Многие считают Фурсенко лучшим руководителем «Зенита» за всю его историю. В рядах поклонников его менеджерских талантов царит эйфория и предвкушение грядущих успехов сине-бело-голубых. И как-то забывается, что сам старый-новый президент стал на десять лет старше и что другими стали клуб, город и страна. В середине нулевых «Зенит» был «на ходу».
Голландский тренер Дик Адвокат смог воспользоваться плодами работы его предшественников. При Юрии Морозове в команду пришла целая плеяда талантливых ребят, а Властимил Петржела привил им европейский менталитет.
Сегодня ситуация кардинально иная. «Зенит» нужно возрождать, причем те методы, которые принесли успех Фурсенко и его команде в эпоху Аршавина и Денисова, уже не подходят. Готов ли старый-новый президент предложить что-то новое, эффективное и укладывающееся в принципы финансового fairplay? Из «Зенита» Фурсенко ушел на повышение, возглавив весь отечественный футбол. В должности президента РФС он запомнился тем, что продавил переход на систему осень-весна, а также принятием Кодекса чести российского футбола, над которым все потешались.
После провала сборной на Евро-2012 Фурсенко подал прошение об отставке президенту Владимиру Путину. Хотя мог бы уйти в соответствии с уставом РФС. Пять лет он не выказывал желания вернуться в большой футбол. Отказывался комментировать свои ошибки, которые поставили РФС в сложное финансовое положение. Ни разу Фурсенко не признал своей роли в выборе крайне неудачного проекта строительства стадиона на Крестовском и изначально коррупционной схемы его финансирования. Отнекивался: «Я не публичный человек».
И вдруг после пяти спокойных лет на непыльной должности в Газпроме он решил вернуться в большой футбол под прицел болельщиков и прессы, просто жаждущей крови! При этом Фурсенко не признает «прежних ошибок груз» и призывает верить в светлое будущее. Хотелось бы, конечно, но никакой программы вывода «Зенита» из кризиса в первые дни работы в должности босса никто от него так и не услышал. Неясно также, будет ли Фурсенко лишь проводником футбольной политики главы Газпрома Алексея Миллера или на сто процентов самостоятельной фигурой. Да еще и работающей не только во благо совета директоров, но и всех поклонников питерской команды.
Сарсания не смог отказать
Первый ход нового-старого президента «Зенита» оказался сильным. Он вернул на должность спортивного директора Константина Сарсанию, чей вклад в золото сезона-2007 не ниже, чем вклад Адвоката. Именно он в высшей степени профессионально провел трансферную кампанию, пригласив в «Зенит» Романа Широкова и Константина Зырянова, Виктора Файзулина и Павла Погребняка. Эти футболисты вместе с питерцами составили тот самый российский костяк, который определял чемпионскую игру «Зенита».
Большинство приобретений, инициатором которых был спортивный директор Сарсания, полностью подпадали под определение «оптимальное сочетание цены и качества». Даже Анатолий Тимощук, за которого «Шахтеру» отвалили рекордные по тем временам 20 миллионов долларов. Коммуникабельный, умеющий находить общий язык с игроками, тренерами, функционерами и журналистами, Сарсания был стержневой фигурой в «Зените» первой эпохи Фурсенко.
Совершенно непонятным для многих было желание одного из лучших, по российским меркам, спортивных директоров оставить престижный пост в «Зените» и заняться тренерской деятельностью. Стать конкурентом Адвокату ему не удалось, хотя сам Константин отзывается о четырех последних годах, которые он провел в скромном литовском клубе «Атлантас» из Клайпеды, как едва ли не лучших в жизни. Он утверждает, что имел приглашения из клубов высших дивизионов Бельгии, Польши и Португалии.
При этом Сарсания продолжал держать руку на пульсе российского футбола. Он не скрывает, что помогал Курбану Бердыеву формировать состав «Ростова», ставшего серебряным призером РФПЛ и наделавшему столько шума в еврокубках. Ходили разговоры о том, что он может войти в команду Бердыева то ли в «Рубине», то ли в том же «Ростове». Только отказать Фурсенко, который пригласил его в «Зенит», Сарсания не смог.
И, опять-таки, приходится акцентировать внимание на том, что сейчас его методы, которые срабатывали в 2007-м, не принесут успеха. В нынешнем «Зените» разрушена создававшаяся в «дофурсенковскую» эпоху система подготовки резервов, и новых Аршавиных, Кержаковых, Быстровых и Денисовых ждать в ближайшее время не приходится. Между тем в первых своих интервью в новом-старом качестве Сарсания подчеркнул: «Главная задача — возвращение «Зенита» в Лигу чемпионов».
За счет чего и кого? Сегодня мы видим парадоксальную картину: на контрактах в питерском клубе два полноценных и практически равноценных состава, но все говорят о необходимости усиления четырех-пяти позиций. Что при этом прикажете делать с футболистами, приобретенными за последнее время как по инициативе Луческу, так и вопреки ей?
Пришествие Роберто Манчини
Самому румынскому специалисту не придется разгадывать эту головоломку. И порядком поднадоевшие всем речи о московском судействе, ужасных российских полях, коварстве руководства РФС и тупости питерских журналистов он может теперь произносить только своему ассистенту Александру Спиридону. Новое-старое руководство «Зенита» вопрос о тренерском штабе решило быстро и смело. Контракт с Луческу расторгнут, а на его место приходит итальянец Роберто Манчини.
По данным итальянской печати, запросы в отношении собственного контракта у него не намного выше, чем у румына — 5–6 миллионов евро за сезон. Луческу, как уверяют европейские источники, ту же «пятерку» себе выторговал. Согласитесь, неплохая зарплата за плач о непризнанном таланте. «Зенит» при этом Луческу оставляет в плачевном состоянии. Нет игры, нет коллектива, нет футболистов, соответствующих амбициям новых-старых руководителей.
Сможет ли Манчини выправить положение за один сезон? Ничего невозможного нет. Тем более что именно он сумел сделать чемпионом миланский «Интер» после 17-летнего перерыва и выиграть с «Манчестер Сити» английскую Премьер-лигу впервые за 44 года. Только при этом синьор Роберто всегда требовал от руководителей возглавляемых им клубов покупки звезд первой величины и не признавал отказов. С такими составами, какие были в его распоряжении, наверное, и Сарсания в роли главного тренера что-нибудь да выиграл бы. Да и говорить о том, что у Манчини всегда и все получается, не приходится. Из турецкого «Галатасарая» его уволили после единственного сезона, да и с «Интером» он попрощался осенью 2016-го, затребовав неустойку в размере 16 миллионов евро.
Перед подписанием контракта с «Зенитом» итальянский тренер встретился с Миллером, который по-прежнему позиционирует себя только в роли болельщика сине-бело-голубых. Получил ли синьор Роберто при этом карт-бланш на формирование состава? Во всяком случае Фурсенко уже намекнул, что на трансферном рынке питерцы будут действовать агрессивно. Куда при этом денут ставший ненужным нынешний состав, он не сообщил.