МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Как работается дежурным у эскалатора в петербургской подземке

Тяжелая и монотонная работа у эскалатора держится на хрупких плечах пенсионерок

С 1 апреля в московском метрополитене сократят всех дежурных, сидящих внизу в маленьких будках. Речь идет о двух тысячах сотрудниц, которым теперь придется искать новую работу. В Петербурге на эту вакансию пока еще набирают людей. Но долго на этой должности никто не задерживается. За исключением пенсионерок. «МК» в Питере» узнал, как работается «скучающим» дамам у эскалаторов в городской подземке.

Фото Замира Усманова

Дама, монотонно крутящая педали

Метро — настоящий подземный город. Каждый день миллионы петербуржцев пользуются услугами подземки, не задумываясь, как трудно там работать.

— Я пришла в метро в 2003 году, — вспоминает Лидия Фомина, проработавшая десять лет дежурной у эскалатора. — Мне было 49 лет, и нужно было доработать до пенсии. Да и выбора особо не было. В таком возрасте женщине почти нереально трудоустроиться.

Лидия уцепилась за метро, как за последний шанс. Отучилась неделю в техшколе и сразу пришла на одну из станций в центре города.

— Было очень страшно. Особенно внизу, когда два эскалатора, заполненные людьми, едут на тебя, а ты сидишь в маленькой стеклянной будке и молишься, чтобы ничего не случилось, — делится впечатлениями Лидия. — А пассажиры даже не понимают, что ты чувствуешь. Как в анекдоте: дама, монотонно крутящая педали, чтобы эскалатор работал.

Боевое крещение у Фоминой состоялось, когда Петербург отмечал 300-летие. Тогда метро впервые оставили работать на ночь.

— Мне старшая сказала: запрись в кабинке и не высовывайся. Пусть делают что хотят, — рассказывает экс-дежурная. — Пьяные идиоты прыгали через турникеты, как козлы. Один зацепился ногами и рухнул лицом в кафель. Весь в крови. Но мне его было не жалко — сам виноват.

От восьми до восьми

— У нас две смены: дневная и ночная, — делится подробностями работы в подземке дежурная у эскалатора Антонина Верескова. — Приходишь к половине восьмого утра и после планерки садишься внизу на четыре часа. Перерывы по 15 и 30 минут. За это время нужно успеть доехать наверх, сходить в туалет, поесть, попить. И снова бежать сломя голову вниз. Потому что нельзя нарушать график подмен. И в таком режиме работаешь 12 часов.

Ночью дежурная должна помыть кабину, в которой она сидит. За день та покрывается толстым слоем черной пыли. Об одежде и говорить нечего — ежедневно нужно все стирать. После уборки дежурная выключает все эскалаторы и идет отдыхать. Можно немного поспать до 5 утра. Правда, условий в комнатах отдыха никаких. Спят уставшие женщины на стульях, составленных вместе, или на столах. Бывает, что их сон тревожат тараканы, мыши и крысы. Утром перед открытием станции необходимо проверить все эскалаторы, а затем снова сидеть внизу до восьми утра.

Слабым тут не место

Главное в работе дежурных — не уснуть. А отвлекаться ни на что нельзя. Читать, есть или пользоваться телефоном строжайше запрещено. За дежурными следят так называемые крошники. Люди в штатском незаметно наблюдают за их работой, а в случае нарушений заставляют писать объяснительную и могут выписать штраф — лишить премии.

— Слабым тут не место, — продолжает Лидия. — Помню, утром меня сменила коллега. Я пошла, переоделась, спускаюсь снова вниз, а моя сменщица уже спит. Прошло-то минут 10. Ну куда такое годится!

Помимо «крошников», каждая станция утыкана камерами видеонаблюдения.

— Раньше нас, дежурных, было видно только сзади, с камер, установленных в подземном вестибюле станции, — рассказывает Антонина. — Но теперь их ставят даже на эскалаторе, чтобы увидеть спереди, чем же мы заняты. Следят за теми, кто следит. Смешно!

Фирменный паек

Метрополитен пытается заботиться о своих сотрудницах. Дежурным ежемесячно выдают мыло, полотенце, туалетную бумагу и пять литров воды.

— Женский коллектив — сами понимаете! — предупреждает Антонина. — Не дай бог кто-то возьмет чужое. Каждый прячет свою бутыль с водой в индивидуальный ящик под ключ. Туда же и мыло, и туалетную бумагу. Ссоры, конечно, бывают. Все мы люди, но в основном даже не встречаемся — только когда меняем друг друга. Тут самое главное — не опаздывать. Та, которую ты меняешь, ведь считает каждую минуту до конца. Опоздала на пять минут — тебе обязательно это припомнят.

Не забывают в метро и о праздниках. Юбилеи, рождение детей и внуков, выход на пенсию — отмечают дружно всей станцией. Вспоминает об этом и начальство.

— Спустя пару недель после того, как мне исполнилось 50 лет, старшая принесла грамоту с благодарностью от руководства метро, — смеется Лидия. — Я спросила: а деньги где? Она заулыбалась и сказала: «Ну какие, Лидочка, деньги! Забудь».

Страшные случаи

Одна из обязанностей дежурных у эскалаторов — предотвращать экстренные ситуации. Пассажиры часто падают. Главное в этом случае — как можно быстрее выключить эскалатор. За травмы пассажиров прямой ответственности «дамы в будках» не несут. Но по факту каждого падения приходится писать объяснительную.

— ЧП происходят регулярно. Были и страшные эпизоды, — неохотно вспоминает Лидия. — Молодой человек на «Электросиле» решил прокатиться на поручне, как в мультике «Ну, погоди!». Он не учел, что снизу проем наклона сужается выступом. И со всей скорости головой ударился о стену. Его мозги были по всему вестибюлю. До сих пор дрожь берет!

Пассажиры бросают в кабину с дежурными бутылки, мусор. Во время футбольных матчей и народных гуляний больше всего страдают плафоны, которые нетрезвые горожане крушат как семечки.

— Пассажиры порой удивляют своей непонятливостью, — говорит Лидия. — Вроде взрослые люди, а элементарно не знают, куда жетон опускать. Помню, один мужчина минут 10 опускал в чашу возврата жетон и ждал, когда что-нибудь произойдет. А какая-то дама утром требовала подать поезд как можно быстрее. Объяснить ей, что поезда ходят по расписанию, было невозможно. Бывает, люди спрашивают, нужно ли еще отдельно заплатить за вход в поезд. Цирк!

«Я потерялся»

Теряют взрослые не только самообладание, но и детей. Нетрезвый папаша возвращался из гостей домой, в Колпино, очнулся на «Парке Победы» и обнаружил, что маленькой дочки, которая ехала с ним, уже нет. Его ужасу не было предела, вспоминает Лидия Фомина:

— Мы его отпаивали валерьянкой и пустырником. У него аж волосы дыбом стояли. А дочка-то его, пяти лет, потерялась на какой-то станции, сама доехала до «Звездной». Вышла, нашла такси и доехала до дома. Хорошо, еще таксист согласился такую кроху отвезти. Папаше звонят из дома — дочка доехала. Он плачет, а мы ему: ну все, держись, мужик, задаст тебе жена жару!

А еще был случай, когда бабушка потеряла внука. Везла его в бассейн, вышла на пересадке, а мальчик остался в вагоне. На «Московских воротах» он вышел, подошел к дежурной и сказал: «Я потерялся».

— Мальчик домашний номер телефона вспомнил. Бабушка вскоре и примчалась, — рассказывает Антонина. — Орет на ребенка: такой-сякой, почему за мной не пошел? Постовому пришлось на нее даже прикрикнуть — ребенок-то в чем виноват?! В безалаберности тетки, которая не знает, что маленьких детей надо всегда перед собой вести в метро, держать за руку?!

«Эту работу хочется забыть»

Из метро можно уволиться и снова вернуться. Текучка в подземке огромная. Редко кто задерживается там надолго. Зарплаты низкие. В месяц дежурная у эскалатора получает порядка 15 тысяч рублей. Человек, надеющийся на перспективы, не пойдет на такую работу. Сейчас в городской подземке постоянно на всем экономят. Возможно, там последуют примеру Москвы и вообще уволят всех «бабушек в будке», но кто тогда будет следить за безопасностью?! Или эта профессия вообще окажется в прошлом?!

— Если бы мне предложили вернуться в метро, я бы отказалась, — категорично заявляет Лидия. — Это настоящий ад, который хочется забыть.

Антонина работает в подземке уже 20 с лишним лет:

— Я планирую дождаться, когда получу ветерана труда — за 25 лет работы, — и сразу уйду. Под землей время тянется очень медленно. Считаешь каждую минуту до конца смены.

МК-мнение

Бухгалтеры и кассиры — на выход

Хэдхантер Алена Владимирская рассказала «МК» в Питере», какие еще профессии могут исчезнуть в ближайшее время:

— Прежде всего с рынка уйдут те профессии, в которых предполагается совершение одинаковых, понятных и повторяющихся действий. Самый простой пример: кассир, который взял товар, пробил его, отдал клиенту. И по новой. Поэтому в ближайшие 5–7 лет постепенно кассиры будут уходить, а вместе с ними продавцы, операторы колл-центров. Потеряют работу многие рядовые бухгалтеры, в чьи обязанности входит выполнение только довольно простых операций вроде выставления счета, отправки отчетности в налоговую. Но если при этом вы занимаетесь, например, оптимизацией, думаете о финансовых схемам, то вас, скорее всего, не заменят никогда. Уйдут и рядовые переводчики. Останутся только те специалисты, которые занимаются переводами на серьезном, высоком уровне. Выпускникам я бы советовала идти в IT-специальности, в агросферу, медицину, робототехнику.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах