Вымогательство под видом борьбы с допингом
Сильнейшим ударом по паралимпийскому движению России стало решение последнего исполкома Международного паралимпийского комитета (МПК). Россиянам запретили участвовать в международных квалификационных соревнованиях к Паралимпиаде-2018 в Пхенчхане. Гарантии, которые дал Паралимпийский комитет России (ПКР) по борьбе с допингом, сочли недостаточными. При этом в официальном письме, которое подписал президент МПК и член МОК Филипп Крейвен (он был главным инициатором отстранения сборной России от Паралимпиады-2016 в Рио) содержатся поистине иезуитские формулировки:
«Решение МПК не закрывает двери на Паралимпиаду-2018 для России. Если ПКР продолжит сотрудничать с целевой группой МПК, то санкции будут сняты. Российские спортсмены смогут принять участие в квалификационных соревнованиях либо запросить квоты на участие в Паралимпиаде».
Но проблема в том, что квалификационные соревнования уже идут полным ходом и набрать необходимый для участия в Паралимпиаде рейтинг россияне до января 2018 года просто не успеют. Им остается рассчитывать на специальные квоты, которые может предоставить МПК. Только может ведь и не предоставить!
Вице-премьер Правительства РФ Виталий Мутко, курирующий вопросы развития спорта в стране, после вердикта МПК лишь грустно констатировал: «Есть дорожная карта по восстановлению в правах наших паралимпийцев, и ее нужно пройти». Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков и вовсе открестился от проблем ПКР. Ведь и вопрос об участии наших олимпийцев в Играх-2018 постоянно поднимается борцами с «российским допингом».
Между тем ситуация для паралимпийцев критическая, и вероятность того, что Россия пропустит уже вторую подряд Паралимпиаду, весьма высока. Ведь МПК сформулировал 28 требований к ПКР, которые нужно выполнить. Главное из них — убрать из любых структур, связанных с паралимпийским движением, государственных служащих. Если такое случится, рухнет не только паралимпийский спорт, но и спорт высших достижений вообще. Это на Западе спортсмены могут рассчитывать на всестороннюю и весьма действенную спонсорскую поддержку. У нас все строится на государственном финансировании. Да еще и управление распределением средств идет в ручном режиме.
В ультимативной форме выражено еще одно, пожалуй, не менее важное требование МПК — Россия должна профинансировать работу специальной комиссии из пяти человек, надзирающей за нашими паралимпийцами. На этих контролеров Филипп Крейвен запросил полмиллиона евро в год. В смету включены их заработная плата, командировочные расходы, затраты на проведение допинг-проб и даже работу пиар-службы.
При этом МПК потребовал сразу же получить на расчетный счет в немецком банке депозит в размере 250 тысяч евро. Уменьшение этой суммы хотя бы на один евроцент автоматически приведет к прекращению работы комиссии и снижению шансов россиян вернуться в международное паралимпийское движение. На языке юристов это называется «вымогательство». Только в нынешней ситуации наши функционеры проглотили и эти требования.
Политика двойных стандартов
Поднять же вопрос о том, почему лишь россиян огульно и зачастую безосновательно обвиняют в употреблении запрещенных препаратов, наши спортивные чиновники вообще боятся. Единственным смелым человеком в стране оказался Владимир Путин. Выступая на форуме «Россия — спортивная держава», проходившем в октябре во Владимире, президент поставил вопрос ребром: «Мы видим, сколько разрешений по так называемым медицинским показателям получают те или иные спортсмены. Может быть, таких атлетов в особую категорию выделять? Особым образом считать их заслуги и достижения? Нам нужно понять, что с этим делать. Иначе в ближайшее время все рекорды и победы будут за людьми, которые страдают, скажем так, хроническими заболеваниями».
Страшными заболеваниями, как выяснилось после хакерской атаки на базу данных ВАДА, страдают финалистки недавнего теннисного турнира Australian Open сестры Уильямс. Американские теннисистки (компанию упомянутым сестрам составила олимпийская чемпионка в миксте Беттани Маттек-Сэндс) представили медицинские справки и совершенно беспрепятственно принимали препараты, которые для их соперниц считались допингом. Это в окружении Марии Шараповой не догадались обратиться в районную поликлинику за соответствующей бумажкой. И теперь лучшая российская теннисистка последних лет подвергается настоящей обструкции со стороны коллег.
Когда стало известно, что содержание мельдония в пробе Шараповой на Australian Open-2016 превысило допустимые нормы, громче всех возмущалась словачка Доминика Цибулкова. На прошлой неделе она играла на St. Petersburg Ladies Trophy. «Готова повторить эти слова и сегодня», — заявила Цибулкова, отвечая на вопрос корреспондента «МК» в Питере».
Задать вопрос Винус Уильямс, не отразится ли на ее здоровье долгий перелет из Мельбурна в Петербург из лета в зиму, а главное — сможет ли она найти в нашей стране необходимые ей лекарства из запрещенного списка, просто не дали. Услышав слово «хакер», ведущий пресс-конференции Михаил Иванов (его специально пригласили из Москвы, сославшись на отсутствие в нашем городе людей, способных руководить пресс-центром) резко осадил: «Спрашивать только о теннисе».
Почему-то немецким, английским, норвежским журналистам позволено атаковать наших спортсменов любыми провокационными вопросами. Мы же должны благоговейно трепетать перед любителями — нет, профессионалами! — побед с помощью допинга. Более того, и Цибулковой, и Уильямс только за согласие сыграть на турнире в Петербурге были выплачены солидные «стартовые». Это общепринятая в мировом теннисе практика, но вот приглашение той или иной звезды — прерогатива организаторов. Если Россия осуждает победы с помощью запрещенных препаратов, то зачем, спрашивается, было звать на турнир русофобок и теннисисток, запачканных допингом? Они что, не в курсе, что в спорте и в мире творится?
Россияне платят за шубы Уильямс
Винус Уильямс в Петербурге проиграла в первом же матче, но успела потратить часть «стартовых» на покупку двух роскошных шуб. Еще одну шубу, как сообщили некоторые СМИ, ей подарили организаторы турнира (для справки: директор St. Petersburg Ladies Trophy — заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев). На традиционном «брифинге звезд» американка говорила, что мечтает познакомиться с работами питерских дизайнеров и русской кухней. Вообще-то заработала за свою карьеру «тяжелобольная» победительница семи турниров Большого шлема только в одиночном разряде достаточно, чтобы совершать такие вояжи за свой счет, а не за наш. На форуме во Владимире президент Путин акцентировал внимание и на том, что компании с государственным капиталом должны быть очень осмотрительны в тратах на профессиональный спорт. Генеральным спонсором же питерского турнира является «Газпром экспорт», полностью подпадающий под это определение.
При такой позиции российских спортивных руководителей трудно рассчитывать на защищенность наших спортсменов. Почему-то в политике и экономике Россия находит возможность давать отпор атакам с Запада, а в спорте подставляет левую щеку после удара по правой. При таких двойных стандартах мы будем терпеть поражение за поражением и при этом еще платить шантажистам и звездам с запятнанной репутацией.