МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Родители сами втягивают своих детей в группы самоубийц

«Группы смерти» — зловещий термин, появившийся в соцсетях примерно год назад

Они пугают родителей и вызывают живейший интерес у подростков — ведь так захватывающе в 14 лет сыграть в игру, где на кону твоя жизнь. Активисты петербургской Молодежной службы безопасности (МСБ), много лет работающие с детьми и подростками, спасающие их от педофилов и наркотиков, провели свое расследование, чтобы выяснить, что на самом деле теперь смертоносные «задания» подросткам зачастую раздают их же сверстники. А игры в самоубийства стали популярны из-за паники взрослых.

Фото: misanec.ru

Жертва эксперимента

Для начала предыстория. О так называемых группах смерти в соцсетях заговорили прошлой весной. Тогда стало известно, что «ВКонтакте» существуют сообщества, спекулирующие на теме детских суицидов. Якобы руководители групп подстрекают и без того депрессивных подростков «выпилиться» — то есть совершить самоубийство. А перед этим школьникам предлагалось подготовиться — выполнить ряд других не менее опасных заданий.

Сотрудники МСБ внедрились в одно из подобных сообществ и начали «игру» на выживание.

— Задания в таких группах обычно однотипные, раздающие их просто копируют друг друга, — говорит руководитель МСБ Леонид Армер. — Нашу «жертву» для начала попросили нацарапать на руке лезвием название группы и прислать фото. Спустя несколько дней поступило новое задание — выпить две ложки столового уксуса. Наш человек все-таки уже соображает, чем это грозит. Поэтому для начала выпил литр воды и пару ложек подсолнечного масла. А уж потом уксус.

Надо оговориться: администраторы групп сурово следят за «честностью» исполнения их заданий. А потому требуют не только фото-, но и видеоотчеты — например, как ты наливаешь уксус из бутылки и глотаешь с неподдельными эмоциями. Проблема в том, что подростки могут наглотаться подобной отравы просто по незнанию. И на этом для них игра закончится в больнице с отравлением.

— Следующее задание было проткнуть себе ухо иглой от шприца. Подставной школьник и это сделал. Затем пришлось прижигать себе кожу раскаленной спицей для вязания. В других группах просят прижечь себя окурком или еще чем-то в этом роде, — продолжает Леонид.

А дальше руководитель группы — скорее всего, студентка медицинского колледжа или первых курсов мединститута — сглупила. Попросила сделать фото в ванной с красной водой. Видимо, потребовать от участников вскрыть себе вены она побоялась. Но идея с красной водой никого из «игроков» не заинтересовала. Это было как-то мелко и по-детски. Девушка задание отменила.

— А вот на следующем этапе нашу жертву выгнали из игры. Там нужно было засунуть в рот две ложки лимонной кислоты. Ожог слизистой гарантирован, между прочим. Но мы бы что-нибудь придумали. Только задание сообщили поздно вечером. Срок дали — до шести утра. А у нашего человека дома не оказалось этой кислоты, и оперативно ее не смогли купить в магазине. И на этом его игра закончилась, — подводит итог Леонид.

Мода на суицид

Группа, в которую попал активист МСБ, — одна из десятков, которые можно найти сейчас «ВКонтакте». Соцсеть их старательно выявляет и закрывает, а они все равно плодятся как грибы после дождя. Руководители могут попросить участников изрезать себе бедра, руки, живот, прижигать кожу, глотать разную химию. Задания постепенно усложняются, дети втягиваются. Это как испытание: смогу — не смогу, слабо — не слабо. Такие развлечения были во все времена — переплыть Волгу на спор, разгромить палатку с шавермой или убить бомжа. Только прежде это были «развлечения» внутри отдельных подростковых компаний. А теперь с помощью соцсетей «игра» приобрела всероссийский масштаб.

Проблема еще и в том, что взрослые слишком рьяно начали бороться с группами смерти. Детский омбудсмен попросила силовиков разобраться с такими сообществами. Глава Следственного комитета держит все на личном контроле. Недавно депутаты потребовали предотвратить «информационные суицидальные войны». Нервные родители пересылают в соцсетях друг другу предупреждение, что это западные спецслужбы доводят российских детей до самоубийств. Дети в ответ крутят пальцем у виска.

— Мы поговорили со школьниками, участниками «групп смерти». Оказывается, многие узнали об этих сообществах от родителей и учителей, когда те стали приставать с расспросами. А потом уж подростки из любопытства полезли в сами группы. Так что большинство участников на самом деле и не помышляет о самоубийствах. Это просто мода такая у детей. И в распространении этой моды во многом виноваты сами взрослые, — считает Леонид Армер.

Кстати, подростки не только участники этих групп, но и, по сведениям МСБ, их руководители.

В Обводном не утопишься даже по заданию

— В Петербурге, кстати, достоверно известно всего об одном случае, когда школьница попыталась совершить самоубийство как финал игры в «группы смерти». Девочка прыгнула с набережной в Обводный канал. Но то ли она сама не учла, то ли выдавший задание был не из нашего города и потому не знал, что у берега Обводный глубиной по колено. Девочка промокла, замерзла. Но ее довольно быстро и благополучно достали из воды, после чего она «радостно» сообщила об этом своим друзьям — получила порцию своеобразной славы, — рассказывает Леонид.

Впрочем, есть подозрение, что у девочки были проблемы в жизни, довольно серьезные, но родители не придали им должного значения. И, возможно, это стало причиной того, что она решила «поиграть» в смерть, воздействовать таким способом на родителей.

Это показательная ситуация. И не надо сваливать всю вину на «группы смерти» — ставшую популярной страшилку, тем более бояться их и вздрагивать каждый раз, когда ребенок заходит в соцсети.

— Сейчас уже не разберешься, кто и зачем вступает в эти сообщества. Половина участников — любопытствующие школьники, вовсе не собирающиеся вскрывать себе вены, — объясняет Леонид. — Вторая половина — так и вовсе народные разоблачители — люди, которые считают, что должны спасать детей. Они выявляют эти группы, их создателей, а потом сообщают «куда следует». А так как социальная сеть «ВКонтакте» имеет центральный офис в Петербурге, то вся эта информация обрушивается на питерских следователей и оперов.

Скорее всего, «группы смерти» сойдут на нет, как и все прошлые молодежные движения — например, столь популярные еще лет пять назад эмо и готы, которые, кстати, тоже часто говорили о смерти.

Тем временем

Новые живодеры

«Группы смерти» недавно получили новую модификацию. В соцсетях появились сообщества малолетних живодеров. Они не сами «выпиливаются», а издеваются над беззащитными кошками и собаками.

Одно из них создал бывший руководитель некогда популярной «группы смерти». Молодой человек раскрутил свое сообщество, оставляя записи якобы от лица хабаровских живодерок — двух студенток, которые сейчас под следствием и за решеткой за издевательства над животными. Пока миллионы людей желали им столь же мучительной смерти, среди подростков нашлось немало их поклонников. В группе милые с виду девчушки, думая, что пишут тем самым девушкам-садисткам, признаются, что считают живодерок своими кумирами и так же, как они, мучают котят после уроков за гаражами. От подробностей жутко становится даже создателям группы и в своей закрытой переписке (по данным МСБ) они называют подобных малолетних садистов «дебилами» и «биомусором».

Сравните

Самоубийц в 13 раз больше, чем сто лет назад!

Так же, как сейчас о моде на суицид, среди подростков говорили и сто лет назад. В начале XX века (примерно с 1903 года) крупные города Российской империи захлестнула эпидемия самоубийств среди молодежи. Девушки травились, юноши стрелялись на фоне известий с фронтов Японской войны, новостей о первой русской революции. Кроме того, жить им не хотелось из-за проблем в учебе — образование в это время как раз стало по-настоящему доступно для большинства населения в городах. По подсчетам современников, за полтора года — с начала 1910-го до осени 1911-го — счеты с жизнью в Петербурге свели 2456 человек — преимущественно школьного и студенческого возраста. Эпидемия пошла на спад только с началом Первой мировой и революций 1917-го года.

Если же говорить о суицидах в целом, а не только подростковых, то с началом Первой мировой число самоубийств в крупных городах (Петрограде, Москве, Одессе) снизилось в три раза по сравнению с вроде бы благополучным довоенным временем и составило 1,3 на 100 тысяч населения.

В начале 1920-х показатель снова вырос — до 5,6. А самым высоким он был в 1984–1985 годах — 38,8. И тогда об этом ничего не сообщалось. А по данным за 2015 год, коэффициент составлял 17,1 суицида на 100 тысяч россиян, что в 13 раз хуже, чем сто лет назад!

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах