МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Стадион для «Зенита» достраивают за счет детсадов, больниц и школ

Самое дорогое спортивное сооружение планеты «Зенит Арена» продолжает ставить рекорды

И по срокам, и по деньгам. Десять лет публично разворовываются сотни миллионов рублей. Только Счетная палата насчитала убытков на 15 миллиардов. Поэтому «копейками» представляются 50 миллионов рублей, в хищении которых Следственный комитет сейчас обвиняет бывшего вице-губернатора Петербурга Марата Оганесяна… Ждут ли нас еще большие разоблачения, или экс-чиновник останется главным злодеем «стройки века»?

Фото Замира Усманова

«МК» в Питере» вспомнил основные этапы разграбления стадиона на Крестовском острове.

Не дали сбежать в Америку

Арест Марата Оганесяна, ставший своего рода кульминационной точкой в долгоиграющей строительной истории, не стал неожиданностью для тех, кто работал на стадионе. О том, что под бывшего вице-губернатора «копают», в узких строительных кругах заговорили сразу после ареста Алексея Ватутина — главы Фонда капитального строительства, который фактически являлся левой рукой Оганесяна и контролировал все процессы на футбольной арене. Показания на Оганесяна дал и бывший замглавы Комитета по строительству Петербурга Александр Янчик.

Марата Оганесяна сейчас обвиняют в хищении 50 миллионов рублей при поставке видеотабло для стадиона в 2014 году. По данным следствия, деньги вывели через фирмы-«однодневки» и обналичили. Но следователи уже заявили, что похищено было намного больше.

— Оганесян действовал совместно с неустановленными сотрудниками Комитета по строительству, а также, с подчиненными ему сотрудниками, данные которых установлены не в полном объеме, — заявил следователь, ходатайствовавший об аресте экс-вице-губернатора. Суд, посчитав, что Оганесян может сбежать от правосудия в Америку, арестовал его на два месяца. 

На сегодняшний день Марат Оганесян — единственный крупный фигурант, связанный с ареной на Крестовском острове. До него под прицел Следственного комитета попадали только мелкие субподрядные организации. Так, питерскому следствию удалось довести до суда лишь одного-единственного мошенника — 48-летнего бизнесмена Дмитрия Коршунова, руководителя компании «Старый город», которая была субподрядчиком на объекте. Само преступление относится к 2007–2008 годам, когда на стадионе строили свайное поле. По версии следствия, Коршунов похитил 146 миллионов рублей, завысив стоимость своей работы. Суд приговорил бизнесмена к четырем годам лишения свободы условно. На том история и закончилась. Сам осужденный считает себя «козлом отпущения», заявив, что был «последним в цепочке». Похоже, таковым себя сейчас считает и Марат Оганесян…

При этом генеральный подрядчик стройки компания «Инжтрансстрой», несмотря на скандальное изгнание с «поля» и разрыв контрактов со Смольным на общую сумму 24 миллиарда рублей, по-прежнему вне подозрений. Хотя очевидно, что при таком масштабе хищений круг персонажей, причастных к ним, гораздо шире.

А деньги все утекают

По разным оценкам, за почти десять лет строительства с футбольной арены было похищено от 15 до 25 миллиардов рублей. Сейчас сметная стоимость составляет 42 миллиарда при заявленных когда-то 6,7 миллиарда… За почти десять лет строительства дважды менялся генподрядчик, постоянно переносились сроки строительства, четыре раза переписывалась проектная документация. В этом хаосе легко терялись десятки, сотни миллионов рублей.

Бывали периоды, когда на стройке работало не более 200–300 человек. На мегаобъекте рабочие носили бетон в ведрах и сутками сидели без электричества. Ситуация доходила до полного абсурда — стадион, на который из городского бюджета выделялись просто астрономические суммы, страдал из-за «копеечных» долгов по свету.

«МК» в Питере» не раз писал о рабочих, вынужденных ночевать в парке на лавочках. Они звонили в редакцию: «У нас даже денег на метро нет!» А в «Инжтрасстрое» уверяли, что своевременно выполняют обязательства перед своими субподрядными организациями и «на текущий момент просроченных задолженностей нет».

Оказалось, что рабочих (в основном c Украины) нанимали некие компании-посредники, которые не несли перед ними никаких обязательств. Стадион строили совершенно бесправные люди, рабы. Но никого это не волновало. Рабочие тихо разъезжались по домам, не поднимая бунта. Доходило до того, что строители из регионов просто отказывались ехать в Питер — ходила дурная слава о «Зенит Арене», где вышвыривают рабочих на улицу без зарплаты. В итоге на стройке работали мало того, что бесправные, но и неквалифицированные рабочие. Может, еще и отсюда многочисленные огрехи в строительстве — заплесневелые стены, протекающая крыша, вибрирующее выкатное поле и т. д.?

Как анекдот, рассказывают историю о том, как на стадион привезли лом — в основном это были опоры железнодорожных мостов, собранных по всей стране, — и выдали его за будущие металлоконструкции для раздвижной крыши стадиона. Подобный цирк должен был продемонстрировать проверяющим, что работа на стадионе идет. Бесполезный металлический хлам под видом будущей крыши стадиона якобы демонстрировали и Дмитрию Медведеву, который приезжал с инспекцией на стройку. И доверчивый премьер-министр не почуял никакого подвоха.

В 2013 году именно Марат Оганесян, на посту вице-губернатора Петербурга курировавший строительную сферу, должен был остановить творившийся беспредел. На стадионе круглосуточно работал целый штаб. Чиновники совещались каждую субботу на стройке. В Комитете по строительству был создан спецотдел, занимавшийся исключительно футбольной ареной. Тогда, три года назад, губернатор Полтавченко даже назвал точную дату окончания строительных работ — декабрь 2015 года… Больше никаких переносов сроков сдачи не будет, божились в Смольном. Оганесян «спасал» стадион два года. Но обещанного чуда не случилось.

Стройку теперь курирует другой вице-губернатор — Игорь Албин. По его словам, в рамках расследования уголовного дела по хищению средств при строительстве стадиона «Зенит Арена», главным фигурантом в котором проходит Марат Оганесян, сумма ущерба превышает 700 миллионов рублей.

Есть подозрение, которое «МК» в Питере» подтверждают в неформальных кругах, что со стадиона по-прежнему продолжают нести деньги для обналички, и сто, и двести миллионов рублей зараз. Говорят, уже после ухода Оганесяна со стройки вывели не менее трех миллиардов рублей…

Большой кошелек для маленьких компаний

Сейчас очевидно, что стадион все-таки достроят — к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году, как, в принципе, и задумывалось. Но невольно закрадывается мысль, что весь этот коррупционно-экономический триллер был цинично спланирован с самого начала. Недаром стройку сами строители уже давно называют «большой распродажей». За эти годы на объекте побывали сотни подрядчиков и субподрядчиков — часть из этих компаний создавалась специально «под стадион». Люди без всякого строительного опыта, ничего не слышавшие про опалубку, получали многомиллионные контракты! По неофициальной информации, «заход» на Крестовский остров стоил в среднем 10 миллионов рублей — деньги просто передавали наличными гонцам из столицы на Московском вокзале… Цель у всех была одна — выжать из городского проекта как можно больше денег. При этом Смольный, как будто специально потерявший зрение, слух и разум, все выделял из питерского бюджета миллиард за миллиардом. Дело закончилось тем, что городская власть ради стадиона на Крестовском острове пожертвовала строительством детских садиков, больниц и школ. 2,6 миллиарда рублей, предназначенных на социальные объекты, отдали скандальной стройке.

Теперь запустить стадион обещают уже в ближайшем декабре… По иронии судьбы в том же декабре начнутся судебные слушания по искам «Инжтрансстроя» и Смольного друг к другу. Бывший генподрядчик не хочет возвращать 3,6 миллиарда аванса и, более того, требует возместить ему убытки в размере еще 8 миллиардов рублей.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах