Стеклопакеты заклеивали скотчем
В «Бандитском Петербурге» Барон, которого сыграл Кирилл Лавров, был уже «состоявшимся», именитым вором-рецидивистом, «экспроприатором награбленных ценностей», как он себя именовал. В новом фильме, снимающемся по сценарию петербургских писателей Андрея Константинова и Игоря Шушарина, рассказана «предыстория» этого героя. Молодой и удачливый вор Юрка во время поездки в поезде вспоминает свое детство и юность — начиная с довоенной поры, блокаду, партизанщину, первую зону... В 16 сериях, охвативших практически сорок лет, будет показано, как суровое время обошлось с мальчиком из интеллигентной профессорской семьи и почему он впоследствии стал вором в законе.
Съемки проходили в Белоруссии, а в Петербурге снимаются все «блокадные» эпизоды. Оказалось, что найти соответствующее этому времени место в центре города почти нереально — слишком сильно Петербург изменился за последние 70 лет. Для одного из эпизодов выбрали Галерную улицу — якобы там располагался ресторан, куда в 1944 году зашел находящийся в коротком отпуске 16-летний красноармеец Юрка. Вообще вход в ресторан рядовому составу был по правилам военного времени строго запрещен, но парень, до ужаса соскучившийся по «чистой тарелке с вилкой», уговорил швейцара его впустить. А при выходе нарвался на патруль и был задержан. С этого и начались его неприятности...
— В нашем сценарии это происходило на Рубинштейна, — рассказал «МК» в Питере» сценарист Игорь Шушарин. — Но там уже не найти подходящего места — везде кафе, рестораны, дорогие автомобили, которые никто не хочет переставлять. Поэтому действие перенесли на Галерную. Да и то стеклопакеты на первом этаже специалисты заклеили скотчем и покрасили коричневой краской — чтобы создать видимость простых деревянных рам.
Главную роль Юрки Барона играют сразу трое актеров — в детстве, в юности и уже во взрослом возрасте. Взрослый Барон — Артем Ткаченко. В эпизоде с рестораном задействован «средний» Юрка — 22-летний студент ГИТИСа Павел Меленчук. Владимир Краснопольский пристально следит за съемками, не упуская из виду каждую реплику своих актеров.
«Когда шел «Вечный зов», улицы пустели»
Владимиру Краснопольскому уже 83 года, но его творческой активности позавидовал бы любой молодой режиссер: два снятых им за последние несколько лет телесериала — «Дом с лилиями» и «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» — побили все возможные рейтинги.
— Мне недавно Константин Эрнст звонил, — поделился с «МК» в Питере» Владимир Аркадьевич. — Говорит, мол, что вы сделали со зрителями, они же ничего не смотрят, только и ждут следующей серии «Дома с лилиями»! А когда шел «Вольф Мессинг», то ему пришлось три премьерных картины снять, потому что они проваливались.
В советское время фильмы Краснопольского вызывали еще больший ажиотаж. Считается, что именно он сумел доказать, что многосерийные фильмы тоже могут стать классикой.
— Как-то после показа фильма «Вечный зов» нам пришло благодарственное письмо от прокурора города Обнинска, — рассказал Владимир Краснопольский. — Он писал, что, когда шло наше кино, резко сокращалось количество грабежей и краж, улицы в городе пустели. А из больниц нам сообщали, что люди не хотели идти на процедуры, если в это время начиналась очередная серия...
Как снять сериал так, чтобы опустели все улицы города? Этот секрет мэтр не раскрывает, хотя признается, что очень многое зависит от сценария.
— Мы надеемся, что и «Экспроприатор» вызовет интерес у публики, — говорит режиссер. — Когда мне наш продюсер с «Фаворит-фильма» предложил этот сценарий, я сначала посмотрел все серии «Бандитского Петербурга». Ведь бандиты — тоже люди. Интересно наблюдать их взаимоотношения в семье, отношение к детям. Если персонаж многогранен, тогда он интересен! Я помню, когда мы на роль Устина Морозова в фильме «Тени исчезают в полдень» пригласили Сергея Яковлева, мне стали возражать: вы что, надо брать актера, который с первой секунды будет зрителю неприятен! Хорошо, а что все остальное время ему делать, если с ним уже с первой секунды все ясно? В «Экспроприаторе» меня привлекло то же самое. Хотя у меня было одновременно и другое предложение снять мелодраму, но криминальная драма даже интереснее. Особенно когда мы не знаем, куда повернет герой — он сам запутался. В этом сценарии есть что-то и от Достоевского, и удивительно человеческие чеховские сцены, когда вся съемочная группа начинает вытирать слезу и кашлять.
Кроме того, по словам мэтра, фильмы, действие которых проходит сквозь перипетии XX века, сейчас очень интересны зрителям.
— Людям интересно смотреть, как герой пришел в нашу эпоху, через что ему пришлось пройти, — считает Владимир Краснопольский. — В сериале это гораздо легче раскрыть, чем в полнометражном фильме, где действие ограничено обычно несколькими днями. А здесь мы затрагиваем период в 40 лет — кусочек довоенного времени, войну, послевоенное время до 70-х годов! В стране происходили интереснейшие катаклизмы, которые дают повод раскрыться характеру героя в полную силу. Есть выражение, что сериалы — это прокладки для рекламы. Но сейчас зрители очень жадные до того, как они жили раньше, до своего прошлого и прошлого своей страны.
«Катя любит Машу, но Маша любит Колю»
Режиссер признается, что с каждым годом ему все труднее найти интересные темы для фильмов.
— Мелкотравчатость сейчас во всем, — считает Владимир Краснопольский. — Я всегда работал с молодыми актерами, многим мои фильмы дали путевку в большое кино. Но сейчас у молодежи другие запросы, другой менталитет, с ними сложнее работать. Потому что в сегодняшней драматургии мало глубины. Ну посмотрите, какие теперь идут фильмы. Катя любит Машу, но Маша любит Колю. Коля ушел от Гали. Маша забеременела от Коли, но выясняется, что не от него. Проводим анализ ДНК. Маша сознается. Вот и вся драматургия. Это настолько примитивная жизнь, что зрителям даже неинтересно смотреть. В жизни нужно копаться, вынимать из ее недр глубинные вопросы.
Да и снимать многосерийные фильмы в советское время было проще. Хотя существовала цензура — например, шесть серий «Вечного зова», где говорилось о последствиях 37-го года, шесть лет лежали на полке, прежде чем попасть на экраны телевизоров. Но зато режиссеров никто не ставил в такие жесткие временные и финансовые рамки. Для сравнения: съемки Владимиром Краснопольским пятисерийного сериала «Ермак» длились с перерывами десять лет. 16-серийный «Экспроприатор» начали снимать весной этого года и к зиме уже должны закончить.
— Раньше на картину выделялись средства, исходя из наших затрат, — вздыхает режиссер. — А сейчас сколько выделено — столько и выделено, и неважно, исторический фильм, костюмный, нужны ли съемки за границей... Нужно уложиться в определенную сумму. Вот сейчас, например, сценарий очень хороший, его можно красиво расписать, но как я всегда говорю: сколько денег, столько и песен. Поэтому пришлось убрать сцену драки в ресторане, потому что разобьем мебель, посуду... Или я вижу в этой роли определенного актера. А продюсер мне говорит: «Нет, это дорогой актер». И мы ищем другого.