А школы-то рядом и нет
В конце прошлого года много шума наделала история с третьеклассником Арсением из Подпорожского района Ленобласти, который добирался в школу на лодке. Он жил в безлюдной деревушке на другом берегу реки, а до ближайшей переправы надо было идти по лесу шесть километров. Недавно мальчик с матерью переехал в более цивилизованное место жительства, и проблем с дорогой в школу у него больше нет.
Но если бы семье Арсения не помогли с переездом, то вместо рискованных для жизни ежедневных прогулок по воде он мог бы вполне учиться заочно — грызть гранит знаний самостоятельно, по хозяйству маме помогать да отправлять пару раз в год тесты на проверку учителям по Интернету. Такой вариант, к примеру, стал идеальным для многодетной семьи Ивановых из деревушки в Кировской области. Они держат свое крестьянско-фермерское хозяйство. Последние годы все их пятеро детей учатся дома, а аттестации проходят... в питерской школе № 277.
Сначала старшие учились «по старинке». Да только маму, математика по специальности, совсем не устраивало, как учат ее детей: учителя предлагали запутанные варианты решений задач и примеров вместо простых и понятных. Более того, Светлана заметила, что ее дети стали писать с ошибками, которых раньше они не делали.
— В нашей деревенской школе учиться, я считаю, нельзя. Одно время в 9-м классе там полгода никто не вел ни алгебру, ни геометрию: учителя не было, а директор уверял, что новый появится со второго полугодия. Но тот так и не приехал, а вести математику предложили учителю географии! — рассказала Светлана Иванова.
Старшие ребятишки сменили три школы, а вопросы у мамы к качеству образования все равно оставались. В конце концов на семейном совете решили: постигать науку дети будут дома. Но оказалось, что это только начало мучений. Местные школы были не готовы принимать на заочное обучение.
— У меня по нескольку недель уходило на то, чтобы «разжевать» администрациям про такое обучение и про то, что оно гарантируется законом. Потом столько же времени тратила на переговоры по условиям, срокам и форме сдачи тестов, а в итоге выяснялось, что договориться и найти компромисс невозможно, — вспоминает многодетная мама.
Безуспешно поскитавшись по нескольким образовательным учреждениям Кировской области, Светлана была в отчаянии. И тут знакомые рассказали ей о питерской школе № 277, которая принимает иногородних «заочников». Для семьи она стала настоящим спасением. Так же, как и еще для нескольких родителей из Кировской области. И для четверых детей Анны Даниловой из Ярославля, у которой здесь учатся две дочери, а еще двое детей выпустились из 277-й с золотыми медалями в 2014 году. Для них дистанционная учеба оказалась идеальным вариантом. Дети Даниловой активно занимаются музыкой, танцами и постоянно в разъездах на концертах.
Поток заочников со всей России
Только вот радоваться школе-выручалочке Анне Даниловой и родителям из других регионов осталось недолго. С сентября в 277-й оставят только «заочников» с питерской пропиской (и, конечно, российским гражданством). На остальных денег нет. А это на данный момент тысяча иногородних учеников, в том числе около 200 из Ленобласти. Для сравнения: петербуржцев в учреждении числится порядка 800.
В школе не скрывают, что в последние годы с потоком заочников они еле справляются. За одно только полугодие приходится проверять порядка 10 000 их работ. Конечно, сокращение числа учеников облегчит учительскую жизнь.
Директор школы № 277 Анна Меньшикова немало удивлена проблемам с заочниками в других учебных заведениях: любая школа должна принимать детей на такое обучение.
— Наш город обязан обеспечить право на получение образования жителям Санкт-Петербурга. У других учеников-заочников есть свои родные города и деревни, где тоже работают школы, которые по закону обязаны предоставить им услугу заочного обучения, — уверена руководитель.
Страстное желание учить детей в Северной столице, конечно, можно было бы принять за прихоть нескольких родителей. Но за помощью в Петербург обратились тысячи мам и пап. Они понимают, что школа № 277 не «резиновая», всех принять не может, и признаются, что с радостью бы учились у себя в регионах. Если бы такая возможность была.
Учитесь там, где «зимуете»
А пока доходит до абсурда. Среди нынешних учеников школы № 277 есть особая категория заочников. Около 50 учеников присылают свои работы на проверку из-за границы — Швеции, Перу, Боливии, Арабских Эмиратов, Эквадора и Венесуэлы, куда их родители — граждане России — уехали на заработки. Причем часто нелегально. А некоторые вместе с папами и мамами находятся в Таиланде, на Бали, в Камбодже, на Филиппинах, в Южном Китае, на Канарских островах, где просто живут в свое удовольствие. Родители могут себе такое позволить. Да еще и детей пристроили в школу № 277 за тысячи километров.
По мнению Анны Меньшиковой, такие «отдыхающие» должны регистрироваться на местах и требовать от тамошних властей обучения для своих сыновей и дочерей.
— В условиях дефицитного бюджета город не должен оплачивать учебу детей, которые с родителями находятся на «зимовке» на Бали, — однозначна в этом вопросе директор.
Ситуация с заочниками в питерской школе, конечно, сложилась непростая и противоречивая. С одной стороны, платить за обучение иногородних, а уж тем более за беззаботно греющихся на заморских курортах, действительно странно, особенно в кризисное время. Например, в прошлом году один школьник-«заочник» обходился городскому бюджету в 17 тысяч рублей. Получается, на детей из других регионов и стран петербуржцы тратят из своего кармана 17 миллионов рублей.
Но, с другой стороны, лишать всех без разбору возможности учиться на расстоянии было бы несправедливо. Ведь благодаря заочному образованию дети остаются в деревнях, за возрождение которых так ратуют в стране, и помогают своим родителям создавать фермерские хозяйства. А часть ребят, возможно, и не стали бы победителями спортивных и творческих конкурсов, если бы в свое время не нашли эту школу в Питере. Тем более что учатся «заочники» не хуже остальных. Ежегодно из школы № 277 выпускается 3–4 золотых медалиста-заочника, которые на ЕГЭ набирают более 90 баллов.
Не выплеснуть бы вместе с маленькими «дауншифтерами», живущими на экзотических курортах, и другого ребенка. Того мальчика из Ленобласти, который плавает в школу за несколько километров на лодке…
Важное наследие
Всероссийскую популярность школа № 277 приобрела благодаря своей истории. Дело в том, что раньше в городе действовала школа № 279, которая специализировалась на надомном обучении детей с ограниченными возможностями. Четыре года назад она слилась с 277-й школой. Естественно, все наработки и технологии обучения на расстоянии сохранились, остались и учителя, знающие, как грамотно организовать учебный процесс «надомника». Неудивительно, что мамы со всей России потянулись со своими чадами именно сюда.