МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Каких звезд одевают легендарные костюмеры «Ленфильма»

Софи Марсо носила русские панталоны, а Элизабет Тейлор чуть не увезла с собой швею из «Ленфильма»

Трудно назвать хоть одно снятое в Петербурге кино, к которому бы не приложили руки костюмеры и реквизиторы «Ленфильма». От легендарных «Золушки» и «Гамлета» до пока еще не вышедших на экран сериала «Мата Хари» и картины Rock & Road с главным французским «таксистом» Сами Насери. Костюмеры превращают актеров в крестьян и царей, бродяг и генералов.

Фото пресс-службы «Ленфильма»

Наше белье вне конкуренции

В закромах киностудии хранятся более 150 тысяч платьев, пиджаков, штанов, юбок, шляпок, туфель и сапог. На каждую вещь в картотеке заведено «дело» с годом ее рождения и перечислением фильмов, где снималась. Одежда дожидается своего звездного часа в трехэтажном здании площадью 1500 квадратных метров. В военной гардеробной плотными рядами висят кители, шинели царских и советских моряков, летчиков и артиллеристов. Многим из этих нарядов уже по 50–60 лет.

— Вот мундиры из фильма «Звезда пленительного счастья», костюмы из «Бедного, бедного Павла», — по-хозяйски рассказывает начальник цеха подготовки съемок Елизавета Пахомова, которая и заведует всем костюмерным сокровищем и реквизитом «Ленфильма».

Особая ее гордость — антикварная гардеробная. Здесь хранятся подлинные платья и фраки со столетней историей: из редких тканей, с ручной вышивкой, с натуральными кружевами. Какую вещь ни возьми — раритет. К примеру, элегантное воздушное черное платье было сшито в 1860 годах.

— В начале 1990-х мне принесла его в платочке одна бабушка и попросила: «Доченька, может, купишь за сколько-нибудь!», — вспоминает Елизавета Алексеевна. — На съемки мы это платье не выдаем, оно — образец для художников.

Найти тут можно костюмы из легендарного «Гамлета» и популярного ныне сериала «Екатерина Великая». Пышное бежевое платье с вышивкой один раз носила «сама императрица», которую играла Светлана Крючкова в фильме «Царская охота». Потом его отдали для массовки в популярный ныне сериал «Екатерина Великая».

Уцелела на складах и уникальная коллекция нижнего дамского белья рубежа ХIХ–ХХ веков. Слегка потертое от старости, с рюшами и кружевами, оно все еще выглядит соблазнительно. Покупали его киношники у населения в разные годы. Что-то могло достаться в наследство со времен увеселительного летнего сада-театра «Аквариум», на территории которого с 1923 года и начали возводить киносъемочные павильоны «Ленфильма».

— В конце 90-х к нам приезжали американцы для съемок «Анны Карениной» с Софи Марсо в главной роли. Они привезли с собой нашитое у них белье. Но им понравилось наше старинное, в котором и щеголяла Софи в постельных сценах.

Чаще всего иностранные киношники берут в аренду на студии поддевки, армяки, народные костюмы, штаны и рубахи из полотняной ткани.

— Для них это вообще фейерверк! У них таких тканей уже днем с огнем не сыщешь.

Покушение на швею

Большинство костюмов на студии собственного производства. Часть дарят «Ленфильму» режиссеры после завершения съемок, как Владимир Бортко после сериалов «Мастер и Маргариты» и «Идиот». Некоторые вещи приносят петербуржцы. Современные вечерние платья художники могут покупать в магазинах и даже находить в секонд-хендах. Активно склады пополнялись до 1993–1995 годов. После кинопроизводство, как и вся страна, надолго погрузилось в глубокий кризис.

Срок службы костюма не ограничивается одним фильмом. Он живет, пока не развалится. Да и потом его могут отреставрировать, перешить или использовать особо ценные его части в других нарядах. На студии ничего не выбрасывают. А как минимум раз в год все склады в прямом смысле поливают — специалисты из пульверизатора обрызгивают полки и шкафы спецсредством от моли. Иначе прожорливая тварь уничтожит сокровища художников и реквизиторов. Бесценность же греческих рубах к «Сократу», кафтанов из «Собаки на сене» и «Двенадцатой ночи» оспаривать никто не возьмется. Тем более что у каждого наряда своя история.

В 1976 году в Северную столицу для съемок советско-американского детского фильма «Синяя птица» приезжала Элизабет Тейлор. Тогда это было грандиозным культурно-политическим событием. В Петербург голливудская дива прилетела на своем самолете с личными поваром и горничной. Два платья для мировой звезды шила портниха киностудии Анна Соловьева.

— Когда Элизабет примерила одно из них, она спросила, кто его автор. Актрису познакомили с нашей швеей. И Тейлор сказала: «Анна, я готова взять вас и вашу семью с собой. Вы будете моей модисткой!» Конечно, Соловьева никуда не улетела. Но случай тот все запомнили, — рассказывает Елизавета Пахомова.

Бедный, бедный Янковский

Платье американской звезды выставлено в музее «Ленфильма» за стеклом вместе с другими знаменитыми нарядами. Среди них королевские одежды из «Гамлета», платье Людмилы Гурченко из «Соломенной шляпки», единственный сохранившийся костюм из «Золушки» 1947 года — камзол и штаны придворного. Красуется там и мундир из фильма «Бедный, бедный Павел», в котором играл Олег Янковский. С ним связана своя история.

— К фильму все шили на студии. Причем быстро — с одной примеркой вместо двух. И вот ассистенты заметили, что Олег Янковский ходит в своем мундире и сутулится. Его спросили, в чем дело. «Да жмет мне под мышкой!» — ответил артист. — «Что ж вы молчите?» — «Да я думал, потерплю!» — скромно сказал Янковский.

Елизавета Пахомова с досадой замечает, что для одежды катастрофически не хватает места. С 1947 года костюмерная «Ленфильма» практически не расширялась. Мундиры, платья, пиджаки плотно висят к друг дружке, словно в советском универмаге. Хотя в идеале они не должны соприкасаться друг с другом.

Впрочем, сотрудники говорят о том, что ситуация на киностудии в последние годы заметно улучшается. Во время модернизации привели в порядок инженерные коммуникации и заменили кровлю. А было время, когда по складам чуть ли не с ведрами ходили — с потолка текла вода.

Вся жизнь — кино

Интересно, что главный костюмер «Ленфильма» в молодости даже и не думала работать в киноиндустрии. Около 35 лет назад Елизавета Пахомова вместе с друзьями по большому блату пришла посмотреть, как снимается кино. Попала на финальные кадры фильма «Правда лейтенанта Климова». Во время съемок девушка разговорилась с реквизитором, которая и предложила попробовать себя на «Ленфильме». Ее дебютом стала картина Светланы Проскуриной «Родительский день».

Как-то в конце работы над фильмом она убирала реквизит с площадки. В это время оценить место будущих съемок зашел режиссер Илья Авербах («Монолог», «Драма из старинной жизни») со своими художниками. Он заметил на стене дорогой ковер и попросил его взять для своей картины. Изделие же было взято напрокат и не являлось собственностью студии, отдавать его никак нельзя было. Елизавета решительно сняла ценность и увезла с собой.

— Я потом с ужасом вспоминала, что отказала самому Авербаху! — смеется она сейчас.

С тех пор Елизавета Пахомова помогла десяткам режиссеров, одела сотни актеров.

— На «Ленфильме» прошла вся жизнь. Это мой дом и моя судьба.

Призрак бродит по ночам

Когда залы с костюмами закрывают и ставят на сигнализацию, по коридорам трехэтажного здания с гардеробными кто-то бродит. Шаги неизвестного не раз слышала и Елизавета Пахомова, которая часто остается на работе допоздна.

Что за привидение может гулять по киностудии, никто не знает. По легенде, родные стены не покидает дух старожила Леонида Ривмана, который проработал на «Ленфильме» более 70 лет. За это время он побывал и осветителем, и киномехаником, и оператором, и актером. В последние годы жизни он снялся в фильме о киностудии «Свет в павильоне». Сыграл роль ее хранителя, у которого были ключи ото всех залов. Главный герой днем превращался в статую, а по ночам бродил по залам и приоткрывал для зрителя завесу тайн «Ленфильма».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах