«Мы — экспериментальное такси»
Звонки с номера 330-00-88 поступают питерцам неоднократно. Не только в рабочее время, но и рано утром в воскресенье или поздно вечером в будние дни. Если залезть в Интернет, то на форумах целый хор возмущенных голосов жалуется на навязчивые звонки с этого номера начиная аж с мая 2015 года.
«Звонят даже ночью, гады! — горячится один пользователь. — Делают два звонка и сбрасывают. Я жаловался своему сотовому оператору, он мне советовал обратиться в полицию».
«Им жалко тратить деньги на обзвон, поэтому хотят, чтобы мы сами платили за рекламу их навязчивых услуг из своего кармана», — ругаются другие.
«Отправила сегодня письмо в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на систематические нарушения закона «О рекламе», — написала одна из пострадавших. — В законе сказано, что для распространения рекламы не допускается использование сетей электросвязи с применением средств набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)».
«МК» в Питере» попытался поговорить с руководством такси «Минутка». Но это оказалось не так просто. На вопрос диспетчеру: «Ваша компания имеет отношение к рекламным звонкам?» — та просто повесила трубку. Во второй раз диспетчер оказалась более разговорчивой. Девушка нехотя призналась, что да, звонит горожанам именно такси «Минутка», но связывать кого-то с руководством диспетчеры не имеют права.
— Скорее всего, произошел какой-то технический сбой, — оправдывалась диспетчер. — Скажите мне ваш телефон, я передам его техническому отделу, они обновят программу и звонить вам больше не будут.
На сайте такси «Минутка» нет никаких данных о компании — ни ее юридического или фактического адреса, ни имен руководителей, ни телефонов для связи. Зато в социальной сети в группе «Минутка» на связь вышла некая Агния Минуткина. «Проконсультирую по стоимости поездки и отвечу на вопросы» — написано у нее на страничке. Девушка отказалась называть свое настоящее имя.
— «Минутка» — экспериментальное такси, — сообщила Агния. — Оно создано для тестирования различных маркетинговых стратегий. Если наш менеджер не дозванивался до клиента (специальный сброс звонка в целях экономии в «Минутке» отрицают. — Прим. ред.), то клиент перезванивал сам, платя как за обычный телефонный звонок. Информация о мошенничестве и списании больших сумм денег за такой звонок не соответствует действительности.
На вопрос, имела ли подобная «маркетинговая стратегия» какой-то успех и много ли было звонков от рассерженных телефонной навязчивостью петербуржцев, девушка отвечать не стала.
— Какие из стратегий имеют успех, а какие нет — слишком дорого обходится такое знание, чтобы публиковать это в газетах, — сообщила Агния Минуткина. — На данный момент рекламная кампания приостановлена, мы тестируем другие каналы. Те клиенты, которые жаловались на звонки, заносились в стоп-лист, и им больше не звонили.
«Везет», кому не везет
Прояснить ситуацию с «Минуткой» мы попросили Александра Холодова — директора некоммерческого партнерства «Петербургское такси», объединившего несколько крупных таксопарков города.
— Про такси «Минутка» я слышал, есть информация, что эти эксперименты на людях ставит компания «Везет», — объяснил Александр Холодов. — «Везет» — диспетчерская служба, принимающая заказы и передающая их частным водителям. У нее нет расходов на собственный таксопарк, поэтому они всегда привлекали клиентов низкими ценами. Но сейчас у них не очень хорошо идут дела в связи с появлением на петербургском рынке такси новых игроков — Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси». Они демпингуют, предлагая пассажирам максимально низкие цены. Вот «Везет» и экспериментирует на людях, придумывая способы, как бы найти новых клиентов.
В «Везет» свою причастность к экспериментам «Минутки» категорически отрицали. Правда — вот совпадение! — если во время заказа в такси «Везет» сказать пароль «Минутка», клиенту сразу же дают 20 процентов скидки.
— Мы не имеем к такси «Везет» никакого отношения, — заявила Агния Минуткина. — Но у меня нет полномочий разглашать информацию о наших учредителях.
Рынок такси разваливается
По словам Александра Холодова, подобные инциденты не случайны — рынок такси в Питере сейчас находится в критическом состоянии. Виной этому — те самые Uber, Gettaxi и другие сервисы-агрегаторы. У них нет своих машин и таксистов, они просто выполняют роль посредников и передают заказы через мобильное приложение от клиентов водителям-частникам, с которыми Uber заключает договоры. Стать таким «таксистом» может практически любой автомобилист.
— Таксомоторные компании не могут конкурировать с голландской компанией Uber, которая устанавливает заведомо низкие цены, — считает Холодов. — Она выделила 43 миллиарда долларов на раскрутку своих проектов, поэтому может хоть целый год возить людей бесплатно, доплачивая водителям из своего кармана. А когда рынок такси развалится, не выдержав недобросовестной конкуренции, Uber станет монополистом и будет назначать те цены, которые считает нужными. Мы еще летом писали открытое письмо губернатору Полтавченко, в котором объясняли незаконность работы Uber в Петербурге, например, все налоги от ее деятельности уходят в Голландию. Но реакции пока никакой нет. Пассажиры выбирают, где подешевле, не задумываясь, что водителей-частников никто не проверяет, они могут приехать и нетрезвыми, и на неисправной машине. Так что пассажиры рискуют еще собственным здоровьем и жизнью.
В этой таксомоторной войне каждый сам за себя. Кто-то ведет бой за клиентов честно — устраивая акции и делая скидки. А кто-то — например, такси «Минутка» — не гнушается грязными методами и по-хамски «достает» людей своей рекламой.