МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

Петербуржцы бесплатно учат детей мигрантов «великому и могучему»

К детям из Таджикистана и Киргизии погода назад присоединились украинцы

Сколько в Петербурге детей мигрантов, толком не знает никто. По некоторым данным, в школы ходит около 8 тысяч таких ребят. Но есть среди маленьких иностранцев и такие, кто вообще нигде не учится. Они проводят время либо на улице, либо дома, нянчась с младшими братьями и сестрами. И чаще всего не могут переступить порог школы просто потому, что вообще не знают русского языка. Разобраться с этой проблемой решили в волонтерской организации «Дети Петербурга». Там бесплатно учат детей из стран СНГ языку Пушкина. 

Фото предоставлено фондом «Дети Петербурга»

Учеников собирали на вокзале

Бесплатные курсы русского языка для детей мигрантов (или инофонов, как их называют по-научному) появились в Петербурге три года назад.

— В городе огромное количество ребят, которые приехали вместе с родителями из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, — говорит координатор волонтеров организации «Дети Петербурга» Юлия Алимова. — Большинство из них практически не знают русского языка. А теперь представьте, что происходит, когда они идут учиться в нашу школу. Страдают сами дети мигрантов, не понимая толком, что им говорит учитель, мучаются преподаватели, пытаясь объяснить им свой предмет. Все это может сказаться и на обучении русских одноклассников инофонов. Поэтому изначально целью наших курсов была именно подготовка детей мигрантов к школе.

Площадки для занятий нашли быстро: «учебные классы» организовали в городских библиотеках, социально-реабилитационных центрах. С учителями тоже проблем не возникло. Только прослышав об открытии курсов, в организацию «Дети Петербурга» сами стали приходить студенты и выпускники филологических факультетов, журналисты, историки. А вот с учениками поначалу было туго. Чтобы родители-мигранты узнали о существовании курсов, волонтеры встречали поезда из Средней Азии и раздавали приехавшим специальные листовки. Они же расклеивали объявления в подъездах. А дальше заработало «сарафанное радио»: гастарбайтеры рассказывали друг другу о бесплатных уроках русского языка, приводили детей своих знакомых. Сейчас «великий и могучий» благодаря «Детям Петербурга» изучают около 100 маленьких мигрантов.

Смотрят и молчат

«Преподавательский состав» на курсах — 40 учителей-волонтеров. Среди них и студентка филологического факультета СПбГУ Яна Ролдугина.

— У меня не было ощущения, что я иду менять мир, — говорит девушка. — Просто хотелось совершить что-то нужное для людей. Знаете, как это бывает: сначала ты кому-то хорошее сделаешь, а потом и сам себя лучше чувствовать начинаешь. Вроде как живешь не зря. Некоторые знакомые у меня спрашивали: как ты вообще занимаешься с этими детьми, у тебя нет к ним отвращения? Приходилось объяснять, что для меня нет никакой разницы, кого учить. А в некоторых случаях работа с детьми мигрантов даже приносит больше радости, чем репетиторство за деньги. Им приходится тяжеловато. Многие из них какие-то забитые, затюканные, не верящие в себя. И когда я вижу, что после наших уроков они хоть немного раскрываются, начинают лучше говорить по-русски, приносят из школы не одни двойки, а уже и тройки, то на душе становится как-то легче.

В группе Яны Ролдугиной учатся ребята из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Сколько человек придет на урок, заранее не знает никто: может, будет 10 учеников, а может — ни одного. Разный и возраст ребят: за одной партой запросто могут сидеть 4-летняя девочка и 16-летний подросток. Естественно, уровень владения языком у них будет отличаться.

— По моим наблюдениям, лучше всего по-русски говорят дети из Узбекистана, — рассказывает Яна Ролдугина. — А хуже всего почему-то киргизы. С ними вообще непросто работать: в отличие от узбеков, они довольно сильно зажаты и молчаливы. А еще зачастую лучше по-русски говорят совсем маленькие дети. На днях ко мне на урок первый раз пришла 4-летняя девочка. И она отвечала на мои вопросы куда более уверенно и бойко, чем 15-летние.

Большую часть занятия дети мигрантов играют в игры, которые развивают лексический запас.

— Многие не знают даже элементарных слов. И это колоссальная проблема, — говорит Яна. — Недавно ко мне на занятие пришел

10-летний Марсель. Он из Киргизии. В сентябре собирается идти в школу, но по-русски еще вообще не говорит. Я задаю вопрос, а он смотрит на меня большими грустными глазами и молчит. Ребята-киргизы тут же начинают ему что-то подсказывать, переводить, а он слушает их и еще печальнее становится...

Те ученики, у которых уже «продвинутый» уровень, занимаются грамматикой: разбираются с падежами, склонениями и окончаниями.

В России — как дома

— Со временем мы поняли, что проблема образования детей мигрантов стоит куда острее, чем казалось сначала, — признается Юлия Алимова. — Дело в том, что некоторые инофоны вообще не ходят в школу. Зачастую родителям-мигрантам просто невыгодно с финансовой точки зрения отправлять своих детей учиться. Ведь для этого надо не только покупать учебники, тетради, одежду, так еще и регулярно продлевать регистрацию. Поэтому сидят их отпрыски дома, ухаживают за маленькими братьями и сестрами. Или проводят время на улице.

Поэтому на плечи учителей-волонтеров легла еще и задача «воспитания» родителей-мигрантов. Но объяснить им, почему их детям надо ходить в школу, не всегда просто. Во-первых, некоторые мамы с папами и сами толком нигде не учились. Во-вторых, большинство родителей говорят по-русски еще хуже детей. Вот и попробуй с ними объясниться...

— Но успехи все равно есть, — считает Юлия Алимова. — Например, в 2012 году к нам пришла 17-летняя девочка из Узбекистана. По-русски она практически не говорила, в школе не была два года. Походив к нам, она смогла закончить 9 классов...

Есть такие дети и в группе Яны Ролдугиной.

— На прошлое занятие пришли ребята из Киргизии — мальчик Тамерлан и девочка Айзирек, — рассказывает Яна. — Я у них спрашиваю: «Сколько вам лет?» — «15». — «Сколько живете в России?» — «10 лет. В школу мы никогда не ходили. И вроде пока не собираемся». Теперь буду разыскивать их родителей, пытаться с ними поговорить...

В последние полгода на курсах русского языка появились новые ученики — беженцы с Украины. Они учатся отдельно от азиатов. Конечно, по-русски эти дети хорошо говорят, но с пунктуацией и орфографией у них настоящая беда. Поэтому волонтеры фактически становятся бесплатными репетиторами для маленьких украинцев. Для родителей таких ребят это настоящий подарок, ведь денег на дополнительные занятия у них попросту нет.

— У меня двое таких учеников — 15-летние Катя и Кирилл из Донецка, — говорит Яна. — В школе им очень непросто. Один наш волонтер общался с учительницей этих детей. И она о них отзывалась как-то плохо, оскорбительно... Якобы совсем они ничего не понимают. А это не так. Вот Кирилл, например, после наших занятий получил за четверть не двойку, а тройку. И мы с ним празднуем эту победу вместе. Ребята стараются, я это вижу. К тому же у них очень теплые чувства к России. Как-то зашел у нас разговор про Украину. И Катя сказала: «Мы — украинцы...», а Кирилл тут же толкнул ее в бок и исправил: «Нет, мы теперь русские». Но если спросить, скучают ли они по Донецку, то ребята опустят глаза в пол и молча кивнут. Очень сильно по ним эта война ударила... Но в наших силах помочь им и ребятам из Средней Азии почувствовать себя в России как дома. 

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах