МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

В Эрмитаже реставрируют экспонаты с помощью «нанотехнологий»

Любимая чашка Екатерины II, фарфоровый сервиз Александра III — все эти вещи давно бы рассыпались, если бы не реставраторы Эрмитажа.

Над одним экспонатом они могут трудиться несколько лет. Чего только стоит собрать из сотен черепков одну вазу или очистить предмет от застарелых загрязнений! Впрочем, теперь петербургским реставраторам станет чуть полегче. В Фондохранилище Эрмитажа открылась новая лаборатория реставрации керамики, стекла и фарфора с самым современным оборудованием. Такое есть разве что в лучших зарубежных музеях. Руководитель сектора керамики и стекла новой лаборатории Наталья Павлухина рассказала «МК» в Питере», как сейчас «реанимируют» царские вещи.

«Доисторический» пазл

— У нас — реставраторов — нет четкой специализации, но у каждого какая-то своя сфера интересов. Я, например, много работаю с античной керамикой из старых коллекций, которые поступили в Эрмитаж еще в ХIХ веке, — говорит Наталья Павлухина. — Это сложные экспонаты, археологические. Некоторые из них относятся еще к VI веку до нашей эры. Все они «вышли» из-под земли: например, были найдены во время раскопок в местах погребения.

Керамика, безусловно, сохраняется куда лучше, чем кость, железо или, скажем, ткань. Но зато она очень хрупкая и может быть разбита или раздавлена землей. Поэтому довольно часто к нам на реставрацию поступают вещи, состоящие из нескольких сотен маленьких фрагментов. И мы должны собрать все эти черепки воедино. Иной раз это похоже на пазл.

Сначала мы сортируем все фрагменты: вот эти относятся к ручке, эти к горлышку или ножке... Затем по толщине черепка, по каким-то пятнышкам, следам от пальцев гончара, по рисунку потихонечку собираем черепки в определенные группки. Постепенно из них уже начинает складываться какая-то форма. Конечно, это довольно долгий и кропотливый труд.

Кроме того, вещи, которые приходят к нам из раскопок, зачастую загрязнены, покрыты корочками известковых наслоений, солей. Удалить это все, не повредив краску, очень сложно. Например, один из способов «избавления» от солей — многократная промывка предмета в дистиллированной воде. Как только специальный анализ показывает, что в жидкости отрицательный анализ содержания солей, мы тут же прекращаем промывку.

— Сколько по времени может длиться реставрация одного предмета?

— От недели до нескольких лет. Например, зачастую довольно долго приходится реставрировать вещи из старых коллекций, которые в ХIХ веке наши предшественники — собратья по мастерству — уже восстанавливали. Дело в том, что тогда существовал иной принцип реставрации: вещь после «восстановления» должна была быть как новая, чтобы ее можно было, например, продать. Это мы сейчас ничего не можем дорисовать за автора, а тогда подобное было в порядке вещей. Поэтому какой-нибудь сосуд или вазу склеивали из существующих фрагментов, а недостающие части восполняли новыми. Швы же тщательно маскировали, закрашивая фактически весь предмет, чтобы он обрел товарный вид. И нам сейчас приходится очень тщательно расчищать экспонат от этих записей, работая под микроскопом или лупой.

Цветочки по золоту для Екатерины II

— В Эрмитаже теперь появилась новая лаборатория реставрации стекла, керамики и фарфора с самым современным оборудованием. Получается, ушли в прошлое времена, когда главным инструментом реставратора были руки?

— Они не ушли. Мы, реставраторы, в некотором роде как зубные врачи. Можно иметь самый навороченный инструмент, но если ты ошибешься, дрогнет рука, то последствия будут печальны. Поэтому руки и голова в нашей профессии по-прежнему очень важны. Хотя оборудование существенно упрощает работу. Например, с помощью ультрафиолетовых ламп можно определить следы старой реставрации или какие-то скрытые трещины в предмете. А аэрографы дают возможность делать реставрационные тонировки не вручную кисточкой, а более быстрым способом. К тому же в результате получается более равномерное покрытие.

Для очистки керамики, фарфора от стойких загрязнений можно использовать пароструйный генератор. Внутрь аппарата заливают дистиллированную воду, она нагревается, а потом тоненькой струйкой пара вырывается наружу. Но, пожалуй, самый наш инновационный прибор — лазерная система для очистки керамики. При этом лазер на сегодняшний день — один из самых безопасных «инструментов» для реставрируемых экспонатов. Скальпелем их можно поцарапать. А из-за обработки водой некоторые предметы и вовсе могут просто рассыпаться в прах. Кстати, первыми лазер в реставрации применили итальянцы для очистки скульптуры.

— Вам приходится работать с предметами, которые принадлежали российским императорам. С какими чувствами вы берете в руки эти вещи?

— Конечно, к таким вещам относишься с большим пиететом. Сразу видно, если тем или иным предметом раньше пользовались. Например, на тарелках остаются следы ножей и вилок. При этом наши императоры очень по-разному относились к фарфору. Например, Александр II был к нему равнодушен. А Александр III, напротив, любил. Он сам часто бывал на Императорском фарфоровом заводе и даже давал указания, как и что делать. Нравился фарфор и Екатерине II. При этом парадные сервизы она заказывала в стиле классицизма. Это были очень строгие, красивые предметы. А вот для личного обихода предпочитала совершенно другие вещи. В архиве Императорского фарфорового завода даже сохранилась записка, в которой Екатерина просит сделать для нее «сервиз по золоту с цветами, что пестрее, то лучше, однако со вкусом». Однажды у меня на реставрации были чашки, принадлежавшие Екатерине II. Кстати, чуть проще реставрировать предметы, которыми не пользовались, так как они куда лучше сохранились.

Токсичная пыль веков

— Чья школа реставрации сейчас в мире больше ценится: наша или европейская? Чьи специалисты лучше?

— В чем-то мы немного отстали от Европы. Например, за границей появляются новые материалы — клеи, средства для очистки, — которых у нас просто не производят. Конечно, сегодня мы можем их приобрести. А вот у моих коллег, которые работали лет 20 назад, такой возможности не было. Но сейчас оказалось, что в этой ситуации были и свои плюсы. Например, мы счастливо избежали неудачных экспериментов с некоторыми клеями, через которые прошли многие западные музеи. Так что мы сейчас берем у Европы только самые лучшие, проверенные временем средства.

— Насколько эти клеи и средства для очистки вредны для здоровья реставратора?

— Конечно, мы работаем с вредными и токсичными веществами. Бывает, принесут нам на реставрацию керамику, а ее в руки нельзя взять, она буквально рассыпается. Чтобы экспонат «укрепить», его приходится пропитывать растворами, которые выделяют вредные пары. Но если это делать в специальных вытяжных шкафах, да еще и в маске, то риск отравиться сводится к нулю. А вообще среди наших профессиональных рисков — близорукость, потому что часто приходится работать с микроскопом, лупой. И еще — аллергия. Сами понимаете, пыль веков…

 

Фото из архива героя

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах