«Волчья вахта»
Сейчас школы могут самостоятельно определять график работы, и большинство так и делает, отдавая предпочтение шестидневке.
Но родители уже не первый год активно голосуют за дополнительный выходной, жалуясь, что дети сильно переутомляются, ведь после школы еще приходится выполнять массу уроков. В результате школьники не знают ни отдыха, ни развлечений, на которые просто не хватает времени. «Для чего мы переходили с десяти лет обучения на одиннадцать? — возмущаются родители на школьных форумах в Интернете. — Ведь Министерство образования обещало, что это снизит нагрузку на учащихся, а вышло все наоборот. О восьмичасовом рабочем дне, что у взрослых, наши дети могут только мечтать».
Минздрав приводит свою статистику, свидетельствующую об увеличении количества простудных, хронических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата у школьников. По мнению врачей, это вызвано общим физическим и психическим переутомлением.
— Мы зимой живем по летнему времени, мучения испытывают все — и взрослые, и дети, — говорит детский психолог Арина Заболоцкая. — Чтобы успеть в школу к 9 часам, ученику приходится вставать в 7, что по астрономическому времени для нашего Северо-Запада равно пяти часам утра! Знаете, у ночных дежурств есть такое время, которое называют «волчья вахта». Так вот наши бедные детки мучаются на этой вахте уже второй год. И все болеют, болеют, потому что накапливающиеся недосып, усталость убивают иммунитет, и без того слабый в темные и пасмурные осенние дни.
У меня есть фотографии, сделанные на телефон одиннадцатиклассницей довольно престижной школы: несколько ребят спят на уроке, положив головы на парты! Выпускники — они вообще мученики, ведь многие из них еще и к репетиторам ездят несколько раз в неделю, а потом до глубокой ночи выполняют уроки на завтра для школы. Так что не только ученикам с 1-го по 9-й класс надо бы дать второй выходной, но и выпускникам — чтобы могли хоть немного сосредоточиться и передохнуть от гонки и невероятной загруженности.
Высыпаться два раза в неделю
Учиться по субботам в младших классах — прерогатива гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением языков. Общеобразовательные могут позволить детям и взрослым высыпаться два раза в неделю. Но они этого не делают. Почему? Учителя говорят, что если лишить школы рабочей субботы, то упадет уровень образования, а пятидневка — это для тех, кто не желает учиться. Приводят и такой аргумент — мол, родители в субботу заняты хозяйственными делами, дети часто предоставлены сами себе и сидят перед телевизором, так что пусть лучше ребятки в школу ходят. Но если директоров школ беспокоит, куда дети денутся в субботу, то почему их не волнует, чем занимаются ученики на каникулах, когда родители работают, а школы закрыты... В школах пугают, что в случае перехода на пятидневный режим придется сокращать часы каких-нибудь предметов, и учителю придется задавать больше на дом.
В Петербурге даже сформировалось родительское движение, требующее вернуть пятидневку в школу. «Истинная причина учительского несогласия ввести еще один выходной в субботу — это борьба за часы, боязнь потерять учебную нагрузку и, соответственно, зарплату, — считают борцы за пятидневку.
— Большинство московских школ перешло на пятидневную систему обучения, так решили сами москвичи, проголосовав на портале «Активный гражданин», — рассказывает Надежда Глуханкина, одна из активисток питерского движения. — Поэтому мы тоже решили напрямую обратиться к городским властям с просьбой организовать открытый общегородской педсовет.
А как у них?
В Германии учатся пять дней в неделю.
В Японии тоже пятидневка, а ученикам младших классов уроков не задают вовсе.
Во Франции в школах не только выходные субботы и воскресенья, но и введен дополнительный выходной — в среду. Каникулы у французских школьников тоже большие — они учатся всего 144 дня.
Фото: flagvruki.com