Ремонт без охраны
Зимний дворец. Конец августа. Через открытое окно первого этажа видно, как внутри здания пара работников что-то старательно ремонтируют. К окну с внешней стороны здания заботливо приставлена лестница. Видимо, чтобы работникам в случае необходимости было проще выйти из Эрмитажа. А возможным грабителям — зайти. Открытое окно огорожено от любопытствующих лишь красно-белой сигнальной лентой. Преодолеть ее проще простого. Охраны или полиции нет. Рядом стоит одинокий мужчина, видимо, сотрудник ремонтной бригады или самого Эрмитажа, и курит. Если бы в этот момент грабители решились на «штурм» Зимнего, то они быстро бы «обезвредили» и его, и ремонтников из Эрмитажа. Кстати, некоторые из них, судя по внешности, являются выходцами из Средней Азии.
В главном музее страны корреспонденту «МК» в Питере» лишь подтвердили, что ремонтные работы в Эрмитаже действительно ведутся. Но на вопрос о том, почему не выставлена охрана рядом с открытыми окнами, отвечать не стали и посоветовали прислать официальный запрос.
Украл унты в назидание
Судя по всему, экспонаты во многих петербургских музеях охраняют не очень хорошо. В начале августа из Музея этнографии украли расшитые бисером унты ХIХ века. Рано утром злоумышленник проник в музей под видом научного сотрудника (причем у него никто не потребовал документов), спокойно зашел в зал народов Сибири, где и снял унты с манекена. Правда, вскоре он сам принес их в полицию. Своим поступком он захотел продемонстрировать, что экспонаты защищены не так надежно, как хотелось бы. Мол, охраны нет, видеозаписи — тоже. А ведь на месте этого псевдограбителя вполне мог быть и настоящий. Из происшествия с унтами сотрудники Музея этнографии извлекли уроки.
— Теперь наша охрана у каждого посетителя требует документы, — рассказали «МК» в Питере» в Музее этнографии. — Проверяют всех: и работников музея, которых знают в лицо, и научных сотрудников, которые приходят к нам в связи со своей исследовательской деятельностью.
Возможно, в Эрмитаже тоже ждут своего «лжеграбителя». Главное, чтобы на музейные сокровища не покусились настоящие воры. А ведь такие случаи в Эрмитаже тоже были. Например, в марте 2001 года из главного музея страны похитили картину «Бассейн в гареме» кисти Жан-Леона Жерома (по некоторым оценкам, минимальная стоимость шедевра около миллиона долларов). Тогда всем посетителям Эрмитажа пришлось пережить малоприятную процедуру обыска. Но грабителя так и не нашли. Только в январе 2007 года полотно вернули Эрмитажу. При этом картина была в аварийном состоянии. А в 2006 году в Эрмитаже случилось еще одно ЧП. Тогда в ходе очередной плановой проверки было обнаружено исчезновение около 200 экспонатов. В основном это были ювелирные изделия и эмали русских мастеров XVII–XIX веков. Сокровища выносила хранительница Лариса Завадская. Приблизительная стоимость похищенного — 130 миллионов рублей. Часть ценностей была затем возвращена в Эрмитаж.
МК-Справка
Самые громкие музейные ограбления в Петербурге
- В декабре 1999 года из Музея Академии художеств украли 16 полотен ХVIII–ХIХ веков, среди которых картины Репина, Тропинина и Шишкина.
- 6 апреля 1999 года из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге похитили две работы Василия Перова: картина «Гитарист-бобыль» и эскиз к картине «Тройка».
- 19 июня 2001 года из Русского географического общества в Петербурге похитили картину Айвазовского «Солнечное затмение в Феодосии в 1851 году».
- 28 мая 2002 года из Голубой гостиной Военно-морского института имени Петра Великого похищены три картины маринистов середины ХIХ века: «Севастополь» Боголюбова, а также «Ревель» и «Кронштадт» Круговихина.
Фото Александра Цыпина