Без вариантов
О том, что из ЕГЭ необходимо убрать часть «А», говорили давно и много. Мол, выполнение этих заданий сводится только к угадыванию ответа, а значит, толком не отражает уровень знаний учащихся.
— В части «А» школьники должны ответить на 10–15 вопросов, в зависимости от предмета, — говорит победитель конкурса «Учитель года России — 2007», учитель математики Дмитрий Гущин. — Вы думаете, можно угадать ответы на все эти вопросы? Так нет же, иначе выпускники всегда правильно отвечали бы на все вопросы части «А». Статистика говорит о том, что экзамены в существующей форме достаточно трудные, хорошо их пишет довольно мало выпускников.
Более того, по мнению Дмитрия Гущина, без части «А» экзамен только проиграет.
— Ничего плохого в заданиях с выбором ответа в общем-то нет, — считает учитель. — Они позволяют задать такие вопросы, которые сложно чем-то заменить. Например, ученику показывают четыре схемы и спрашивают, на какой из них изображено наступление войск Наполеона на Москву. Или показывают четыре диаграммы, и требуется выбрать ту, которая отображает ситуацию на рынке в том или ином географическом регионе.
И, кстати, в тех предметах, где задания с выбором ответа не нужны, например, в ЕГЭ по литературе или математике, их и нет.
С ним не согласен победитель конкурса «Учитель года — 2003», директор 166-й гимназии Игорь Карачавцев:
— Я думаю, отказаться от части «А» — это разумное решение, — говорит он. — Дело в том, что учителя в последнее время все чаще ориентируются только на один способ проверки знаний: написание тестов. Их можно понять, ведь они переживают за то, как выпускники сдадут ЕГЭ. Но из-за этого устная речь на уроке уходит на третий-четвертый план. Это неправильно.
Возможно, отмена части «А» в ЕГЭ исправит это положение. Так или иначе, если от вопросов с вариантами ответа все-таки откажутся, то делать это будут поэтапно. Сначала, предположим, отменят часть «А» в экзамене по русскому языку, потом дело дойдет до истории и остальных предметов. Сейчас в Федеральном институте педагогических измерений уже создан научный совет, который изучает возможности сокращения части «А».
Экзамен с магнитофоном
Немало вопросов и к введению устного экзамена по всем гуманитарным предметам.
— Устный ответ, конечно, дает больше возможностей понять, как ученик умеет анализировать, сравнивать, высказываться по поводу полученных в школе знаний, — говорит Игорь Карачавцев. — Вопрос в том, как именно будет проходить этот устный экзамен. Возможно, по той же схеме, что и нынешний ЕГЭ по иностранному языку. Ученик дает ответ, который организаторы экзамена записывают на магнитофон. Потом эти записи анализируют и оценивают эксперты из других школ. Такой вариант мне кажется недостаточно хорошим. Потому что ученик может что-то не договорить, а возможности задать уточняющие вопросы не будет. Не исключено, что оценивать ответ выпускника будет комиссия из числа преподавателей данной школы.
— Отдать выставление оценок на откуп учителям — значит лишиться главного плюса и идеи ЕГЭ — объективности выставления оценок, — считает Дмитрий Гущин. — В любом случае, чтобы внести такие довольно масштабные изменения в экзамен, нужны большой срок и опытная база. Необходима апробация в пилотных регионах, которые согласятся проводить ЕГЭ с устной частью.
Но и это еще не все изменения. Так, например, планируется ввести двухуровневые экзамены: профильный (более сложный, продвинутый) и базовый (простой). Выпускники школ сами смогут выбрать уровень сложности ЕГЭ. Например, если ученик поступает, предположим, на физмат в СПбГУ, то он берет профильный ЕГЭ по математике и базовый — по русскому языку.
— Здесь тоже очень много вопросов, — признается Дмитрий Гущин. — Я не понимаю, зачем еще больше усложнять экзамен, вводя профильную часть? У нас разве слишком много человек сдает экзамен на максимальное количество баллов? Нет. Например, ЕГЭ по математике на 100 баллов по России пишет от 50 до 500 выпускников в зависимости от года. А всего экзамен сдают 800–900 тысяч человек... К тому же на законодательном уровне не предусмотрены многоуровневые экзамены. У нас есть единая для всех выпускников государственная аттестация в форме ЕГЭ.
Как именно изменится итоговый экзамен, станет известно уже к августу-сентябрю этого года.
— То, что происходит с государственной аттестацией, вызывает недоумение, — говорит Дмитрий Гущин. — Только в 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников. И с того времени этот экзамен постоянно меняется. То убираются какие-то задания, то появляются новые.
И правда. В прошлом году, например, новые вопросы в ЕГЭ изумили учителей истории. Школьникам предлагалась картинка с изображением какого-либо здания. И они должны были ответить, кто руководил государством в то время, когда было построено это сооружение.
— Зачем придумывать такие экзаменационные задания, которые являются шоковыми для детей, родителей и учителей? — недоумевает Дмитрий Гущин. — Вы хотя бы тогда опубликуйте 300 таких картинок, чтобы выпускники смогли нормально подготовиться. В начале года нам обещали сделать открытый банк заданий, а сделали его «для галочки»: в действительности задания в нем к будущим ЕГЭ отношения не имеют. Мне вообще не очень понятно, зачем вводить постоянные изменения в ЕГЭ.
Отчасти, наверно, это делают для формальных вещей: надо же отрапортовать, что экзамен совершенствуется. Возможно, конечно, что постоянные изменения в ЕГЭ связаны с желанием что-то улучшить. Но экзаменом улучшить ничего нельзя. Позитивные изменения происходят благодаря повышению квалификации учителей, внедрению современных методик преподавания, новым поколениям учебников. Надо учить детей по программе и спрашивать по ней же, а не каждый год менять что-то в едином экзамене. Так, может, прекратить уже? Может, пора взять паузу и хотя бы на время оставить ЕГЭ в покое?
Кстати
Новинки ЕГЭ-2014
- Конверты с заданиями 2014 года будут упакованы в специальные пластиковые пакеты, которые поместят в запечатанные коробки. Каждый Контрольно-измерительный материал будет содержать семь специальных идентификаторов, по которым легко распознать, кому из учеников он принадлежал.
- В каждый экзаменационный пакет будет вложена специальная анкета, в которой выпускник сможет написать свое мнение о проведении госэкзамена, а также указать моменты, которые могли ему помешать сдать ЕГЭ. Все заполненные анкеты будут изучены и отсканированы.
- Участки сдачи ЕГЭ будут оснащены системой видеонаблюдения. В ход пойдут те камеры, которые были задействованы на последних президентских выборах. К слову, в качестве эксперимента в прошлом году камеры уже были установлены в школах Ленинградской области. Правда, уже тогда учителя недоумевали, кто будет после ЕГЭ осматривать многочасовые записи. Неясно это и сейчас.
Фото: ptr-vlad.ru