МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

«Алые паруса» потеснили марафонцев

«Белым ночам» не могут найти времени ни днем, ни ночью

В минувшее воскресенье в Петербурге прошел традиционный городской марафон «Белые ночи». Он, как обычно, вызвал раздражение у автомобилистов, которые приветствовали бегунов из разных стран гудками клаксонов и недовольными репликами за то, что те перекрыли им путь.

фото 42km.ru

Возможно, они были бы чуть дружелюбнее, узнав, что этот престижный марафон — последнее крупное международное соревнование по легкой атлетике, которое еще доверяют проводить Петербургу. О том, кто, как и зачем бежал от Дворцовой, узнал «МК» в Питере».

Главный приз — эйфория

2 часа 14 минут и 30 секунд потребовалось, чтобы стать победителем марафона «Белые ночи» кенийцу Петеру Наиби Квалиру. На четыре минуты хуже пробежал его соотечественник Джефри Киплагат Тороитич — серебряный призер. Третьим преодолел дистанцию 42 километра 195 метров россиянин Павел Теплых. Победителей еще четыре часа догоняли бегуны из 52 стран мира.

Среди марафонцев было много людей в возрасте. Один из них 66-летний Иван, федеральный судья и доцент Академии правосудия из Нижнего Новгорода, объяснил, что заставляет его приезжать в Петербург.

— Стараюсь побывать на всех российских марафонах, — рассказал он. — И на Московском международном, и на Омском сибирском марафоне, там, кстати, первое место брал. А по Петербургу бежать так и вовсе удовольствие, жаль, что головой крутить по сторонам особенно некогда. У нас раньше говорили: «Не хочешь бегать, пока здоров, побежишь больной по врачам». Я занимаюсь с 35 лет каждый день. Люблю бежать один в лесу или на шоссе за городом. А марафоны, на которых ты бежишь рядом с тысячами людей, — это стимул быть в форме.

Другая бегунья, Ирина Горохова из Пушкина, призналась, что бежать 42 км не так уж тяжело:

— На финише приходит непередаваемое ощущение эйфории. Усталость как рукой снимает. А муж мой устал, вы только посмотрите на него! Он всю трассу за нами на велосипеде проехал. (Муж слабо кивнул, беседовать он явно не мог.) Я на «Белых ночах» уже лет 10 бегаю, здорово здесь. Да и организация неплохая. А вот люди в Питере... В Европе и США весь город поддерживает марафонцев. А наши злые, нервные, сигналят. Жаль, что такое отношение, мероприятие-то — класс!

«Алые паруса» потеснили марафонцев

О том, какое значение имеет для города марафон, мы узнали у главного секретаря «Белых ночей» Бориса Вязнера.

— Сколько лет этому марафону, столько я и принимаю участие в его организации, — признался Борис Яковлевич. — Раньше он соответствовал своему названию. Старт был ровно в 12 часов ночи, и это придавало марафону свою прелесть. Но возникало много проблем с организацией. Оказалось, что ночной город еще более заполнен, чем дневной: гуляния, концерты... Сначала нам пришлось сдвинуться на неделю, чтобы не попасть на «Алые паруса», а потом и вовсе на утро. Каждый уважающий себя город имеет свой крупный марафон. Он повышает рейтинг мегаполиса, его привлекательность.

Если посмотреть статистику, то 90 процентов из тех, кто сегодня бежал, не питерцы, и очень много было иностранцев. В таких марафонах участвуют не только профессиональные спортсмены. Много людей, которые хотят проверить свои силы или просто неравнодушны к нашему городу. Все иностранные участники в восторге от трассы. А возраст бегунов от 12 лет (на любительской дистанции в 10 км) до 85–86 лет. Сейчас марафону помогают частные спонсоры, Федерация легкой атлетики и Спорткомитет. Но, чтобы вывести «Белые ночи» на уровень Чикагского, Лондонского, Бостонского или Парижского марафонов, необходима поддержка правительства города.

Во время крупнейших мировых марафонов в центре городов полностью перекрывается движение, не только частного, но и общественного транспорта. Мероприятия тщательно согласовываются, и спортсмены бегут в очень комфортных условиях. Питерский марафон становится все популярнее, последний собрал рекордное количество — больше 3,5 тысяч участников. На следующий год приедет 5 тысяч человек, и мы просто не сможем своими силами его провести. Если же марафон проходит под эгидой городского правительства, проблемы решаются быстрее. Да, есть неудобства, дороги в Питере частично перекрывали. Но один раз в год можно и потерпеть. «Белые ночи» — это международный марофон. Им стоит гордиться.

Марафонские байки

— На третьем по счету марафоне «Белые ночи» трасса пролегала по бывшей улице Каляева, где находится Военный инженерно-строительный университет. В день забега у курсантов был дембель. Увидев спортсменов, будущие офицеры высыпали на улицу и начали бросаться к марафонцам с объятиями, поцелуям и предложениями выпить. Толпа восторженных нетрезвых курсантов перекрыла улицу и едва не сорвала марафон.

— В 90-е годы на трассе не было биотуалетов. Однажды на Крестовском острове зарубежный марафонец обратился к нашей судье с красноречивой просьбой: «Пи-пи?» Отзывчивая женщина объяснила бегуну жестом: «Так вот же везде кусты и деревья». Но иностранец отказался это понимать.

— Другого иностранца, финна, во время бега приперло, и он не придумал ничего лучше, как прибежать облегчиться в свою гостиницу. Но от усталости в номере прилег он отдохнуть и на трассу не вернулся. А поскольку никого не предупредил, что сходит с дистанции, на финише его отсутствие вызвало переполох. Мобильный финна на звонки не отвечал (в заявке марафонцы указывают номер телефона) — так крепко спортсмен заснул. К поискам уже хотели подключать милицию. К счастью, это не потребовалось. Финн проснулся и снял трубку.

— Иностранцы не очень доверяют нашей медицине. Один из них пожаловался на боль в ноге. Вызвали скорую. Увидев, как врач выходит из машины и наполняет шприц каким-то лекарством, марафонец тут же подпрыгнул и, прихрамывая, продолжил забег.

— Сейчас в номер каждого марафонца вшит чип (для фиксации на главном и промежуточном финишах), раньше их выдавали только тем бегунам, которые претендовали на хорошие результаты. «Ну и куда я его должен приделать — в стринги?» — на ломаном английском спросил итальянский участник. Судьи покатились со смеху. Они не знали, что «стринги» по итальянски означает «шнурки».

— С итальянцами вообще часто что-нибудь происходит. В прошлом году одного из них пограничники не выпустили из аэропорта Пулково — в паспорте в графе «пол» вместо первой буквы слова «мужчина» у марафонца ошибочно стояла первая буква слова «женщина». «Фамилия указана правильно, неужели на фото не видно, что это мужчина? Разве можно отправлять человека обратно в Италию из-за одной буквы?» — возмущалась жена бегуна, которой пришлось в одиночку участвовать в марафоне.

— Тогда же десять итальянцев стали жертвой мошенников — они зарегистрировались для участия в «Белых ночах» не «левом» сайте, специально созданном у них на родине, заплатили по 35 евро. И, только прибыв в Питер, узнали, что про них устроители марафона ничего не знают. Пришлось итальянцам снова оплачивать взнос.

— В нынешнем марафоне не участвовали роллеры, так как в прошлом году один из них — мужчина в годах — врезался в машину и угодил в больницу. Судьи от отсутствия этих «марафонцев» только вздохнули с облегчением. Особенно те, кто дежурят на пунктах питания. Они протягивают бутылки с водой бегущим спортсменам. Большинство марафонцев доброжелательны, всегда благодарят за это. Роллеры ведут себя иначе — на большой скорости пытаясь схватить бутылку, они часто промахиваются, просто бьют судей по рукам, а бутылку не удерживают. Некоторые при этом еще матерятся, орут на судью: «Как подаешь?» В общем, публика та еще….

— Из-за пробок, образующихся во время перекрытия движения, прохождение дистанции с некоторых пор ограничили шестью часами. Если марафонец не уложился, его снимают с пробега. Особенно испытывала терпение автомобилистов одна и та же бабуся. В свои почти 70 лет она регулярно записывалась в участницы марафона и еле плелась по дистанции последней — с огромным отрывом от всех. Тогда судьи, наученные горьким опытом, стали запускать эту бабушку на трассу на два часа раньше.

— Марафон — яркое свидетельство неравнодушия питерцев к халяве. Проходя мимо пунктов питания марафонцев, редкий прохожий не поинтересуется — может, это акция по бесплатной раздаче бананов и воды? Некоторые начинают клянчить продукты, самые хитрые даже изображают спортсменов — выбегают из-за поворота и прямиком к пункту питания (их вычисляют по отсутствию номеров). Гаишники, которых выделяют марафонцам для сопровождения или перекрытия улиц, тоже не считают зазорным выпрашивать бананы.

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах