«Антикирпич» и серпантин на парковке
Справка "МК"
<p style="text-align: center;"><strong>Кардиограмма улицы </strong></p><p>По мнению Анны Желниной, в Петербурге уличное искусство преобразования дорожных знаков еще только зарождается. Тем временем на Западе уже появились художники, ставшие признанными мастерами «издевательств» над знаками и разметкой. Один из самых известных арт-вандалов — француз Клет Абрахам. Он тоже не любит знак, запрещающий проезд, и то и дело облагораживает «кирпичи», добавляя к ним, например, пейзаж Парижа. Стрелочки у Клета превращаются в ангелов и демонов, джентльменов, наклоняющихся за цветочками, или даже в Эйфелеву башню. На знаке тупика он как-то распял человечка. Канадский художник Питер Гибсон рисует под псевдонимом Roadsworth (буквально значит «дорожная ценность»). Он специализируется на разметке. Гибсон превращал обычную прерывистую линию в кардиограмму, а пешеходные переходы то в красную дорожку, то в проход концлагеря. Важно заметить, что практически всегда мастера стрит-арта не просто портят знаки, а так их дополняют, что и новая мысль добавляется, и главный смысл знака остается, ведь водители и пешеходы не должны страдать от чужого творческого зуда.</p>Интересный пример «трансформации» дорожного знака можно было наблюдать пару недель назад на Крестовском острове. В конце февраля какие-то умники модифицировали там знак парковки, пририсовав к нему лишнюю горизонтальную черточку. И вместо «Р» стал «P». Такой символ сейчас иногда используется, чтобы обозначить рубль (подобно $, символизирующему доллар). Таким образом вандалы то ли придумали новый знак для платной парковки, то ли намекали на зажиточность обитателей Крестовского острова.И это далеко не первый случай переделки городских дорожных знаков. Правда, обычно вносятся куда менее оригинальные изменения. Милое дело пририсовать пешеходу рожки и хвост, как у черта, или «дать» в руку бутылку. Таблички, обозначающие варианты парковки и начало населенных пунктов, населяют людьми. Несколько штрихов черным маркером и белой замазкой — и человечек на знаке «Дорожные работы» превращается в инопланетянина, ищущего клад. Кроме того, встречались варианты перевоплощения обычного черного человечка в панка, а пары со знака «Осторожно: дети!» — в полицейского, бегущего за алкоголиком. Часто достается знаку «Проезд запрещен», именуемому в народе просто «кирпич». Его то и дело превращают в сигарету, дорисовывая облачко дыма. Интересный вариант был замечен пару лет назад на улице Салова. Там кто-то нарисовал знак в «обратном» варианте — то есть фон был белый, а сам «кирпич» — красный.
Еще один новый знак придумали владельцы четырехэтажной парковки — они изобрели предупреждение «движение по спирали».
— Чаще всего в Петербурге на знаки просто лепят стикеры. Большие указатели превращаются то в выставочное пространство, когда их заклеивают картинками, то в доски объявлений, — рассказывает доцент факультета социологии Высшей школы экономики Анна Желнина, посвятившая целое исследование «испорченным» дорожным знакам.
Белок не давить!
Очень любят в нашем городе животных. Для них то и дело придумывают отдельные дорожные знаки. Долгое время на самой узкой улочке Петербурга — улице Репина — висел круглый знак, предупреждавший, что там ходят слоны. Место едва не стало еще одной городской достопримечательностью, но знак кто-то стащил.
Свой предупредительный красный треугольник придумали в Эрмитаже и в теплое время года его выставляют у стен дворца. Знак гласит: «Осторожно, кошки!», он призван действительно оберегать местное кошачье население, которое живет в подвалах музея в несчетном количестве. Правда, и этот знак доработали — кошке пририсовали вздыбленную шерсть и ошарашенные глаза.
Знаки «Осторожно: белки!» осенью прошлого года установили сразу в двух местах. Сначала на Елагином острове. Но там они рассчитаны, скорее, на велосипедистов и роллеров. Машины в ЦПКиО заезжают редко. Чуть позже аналогичные предупреждения разместили на Свердловской набережной. В тех краях пушистых зверьков нередко встречают на парковке возле крупного бизнес-центра, живут они в саду «Нева», но могут выскакивать и на дорогу с оживленным движением.
А вот кого надо опасаться или беречь на набережной канала Грибоедова, так и осталось загадкой. Там на дорожном знаке, извещавшем о выезде с второстепенной дороги на главную (перевернутый треугольник), кто-то дорисовал черное пятно, которое, точно по Экзюпери, похоже не то на шляпу, не то на удава, проглотившего слона.
Литературные персонажи не только у нас удостаиваются собственных дорожных знаков. В Москве на Патриарших прудах имеется такой знак: перечеркнутые силуэты Берлиоза, Коровьева и кота Бегемота. А в Белоруссии под Минском запрещено бороться с ветряными мельницами. Об этом путешественников, приближающихся к старинной мельнице, извещает перечеркнутый Дон Кихот.
Город поделили на зоны
— Набор дорожных знаков и разметки, пожалуй, самая унифицированная система выражения смыслов, которую можно представить. Но в больших городах она порой принимает гипертрофированные формы, и в ответ на это ее превращают в пространство для творчества. Изменение стандартных знаков, придумывание своих — это городской протест против давления правил, — объясняет Анна Желнина.
Ее коллекция значительно пополнилась осенью 2011 года. Тогда в Петербурге появилось несколько табличек, стилизованных под дорожные знаки. И это были не просто подростковые приколы, а произведения современного уличного искусства. Их размещали анонимные художники, оставлявшие общую подпись #этоневойна. «Послания» чаще всего были прикреплены на опорах официальных знаков.
На Дворцовой площади появилась табличка: «Эта территория объявила о своей независимости». Возле Литейного моста можно было прочитать: «Это место уже оккупировано» — это явный отсыл к акции группы «Война» «Х*й в плену у ФСБ» (в 2010 году активисты группы перед самым разводом моста нарисовали на одном из его «крыльев» фаллический символ, «поднявшийся» аккурат перед окнами Большого дома). У железнодорожной станции Удельная, неподалеку от блошиного рынка, арт-вандалы разместили знак «Зона свободного обмена. Ростовщичество запрещено», на Думской улице написали «Зона легального распространения и употребления марихуаны. Курение табака запрещено» (эта улочка славится обилием ночных клубов и кабаков). Наконец, на улице Рубинштейна к ограде сквера была прикреплена табличка, гласившая: «Зона падения гигантских сосуль».
— В Москве тоже обнаружились похожие таблички. Недалеко от Кремля красовался знак, на котором был изображен двухместный велосипед и надпись: «Осторожно! Впереди тандем», — говорит Анна Желнина.