МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

«Байкал» захватили

В Петербурге больше не производят этот напиток

Знаменитый напиток «Байкал», который несколько десятилетий выпускал питерский завод «Полюстрово», вдруг исчез из магазинов Петербурга. «МК» в Питере» выяснил, кто вынудил старейший советский лимонад «сменить имя». 

Справка "МК"

<p style="text-align: center"><strong>МЧС отобрало эмблему у ГРУ</strong></p> <p>Патентуют не только продукты и напитки, но и эмблемы спецслужб. В начале 2000-х годов спецназ ГРУ тоже лишился своего старого символа &mdash; раскинувшей перепончатые крылья черной летучей мыши. А ведь этот символ ночной и незаметной мыши так подходил военным разведчикам! Суровые бойцы невидимого фронта прикипели к своей эмблеме, даже по праздникам дарили сувенирных мышат коллегам. Однако министр Сергей Шойгу умудрился зарегистрировать &laquo;летучую мышь&raquo; как эмблему своего ведомства &mdash; МЧС. Гэрэушники остались с носом. Теперь бойцов Главного разведывательного управления символизирует &laquo;серебряная трехпламенная гренада на цветке красной гвоздики из пяти лепестков&raquo;.&nbsp;</p> 

Советская кока-кола

История популярности «Байкала» началась еще с середины 60-х годов, когда напиток появился на свет и стал советским ответом американской кока-коле. Как уверяют на Заводе минеральных вод «Полюстрово», «Байкал» они начали выпускать еще в 1957 году. То есть, получается, первыми в России! В новейшее время напиток успешно выдержал жесточайшую конкуренцию с импортными лимонадами. Он был узнаваем и популярен. Ведь еще в советское время жители города твердо усвоили, что «Байкал», в отличие от новомодных газировок, содержит много полезных трав. Однако не так давно «Байкал» вдруг исчез с питерских прилавков. Вместо него на привычно оформленных «полюстровских» бутылках теперь значится название «Травы Забайкалья». Причем на вкус они оказались все тем же «Байкалом»! Что же стряслось с советским хитом? Об этом мы решили узнать, позвонив непосредственно на завод «Полюстрово».

— Дело в том, что до 2012 года напиток с названием «Байкал» мог выпускать кто угодно — это имя не было запатентовано. Знаете, он был как народная песня — кто хотел, тот и пел. Потом у песни появился владелец, — с грустью сообщили нам на питерском заводе. — Он купил на нее права, и теперь только он может ее петь.

Оказывается, по словам заводчан, недавно старейший советский бренд запатентовал завод, базирующийся в подмосковной Черноголовке. Там разливают «Байкал» относительно недавно — с 1998 года. Однако теперь конкурент сделал ход конем. Старейшего производителя «Байкала» — «Полюстрово» — по сути вынудили выпускать тот же напиток под другим названием.

Главное — вовремя подсуетиться

Впрочем, многим производителями пришлось сменить песню не только про «Байкал». То, что раньше было общим, теперь имеет правообладателя. Если известные с советских времен сладости, вроде «Мишки на Севере» или «Красной Шапочки», раньше могли выпускать любые заводы, то теперь правами на этот бренд владеет конкретная компания. Остальные вынуждены ухищряться — немного видоизменять дизайн обертки, менять слова в названии на похожие фразы. Причем рецептура конфеты остается у всех одинаковой — то есть под разными обертками может скрываться одна и та же сладость. Например, правообладателем названия «Красная Шапочка» является московская фабрика «Красный Октябрь». Другие фабрики могут делать эту же конфету в такой же обертке, но под другим названием. Например, «Сказки Перро» — это продукт Фабрики им. Крупской, который на вкус на самом деле вовсе не «Перро», а все та же «Красная Шапочка».

Еще недавно шла война за марку «Советское шампанское», разработанную в 1928 году Совнархозом (ее использовали все комбинаты шампанских вин СССР). В итоге в 2004 году Федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» получило свидетельство о регистрации товарного знака «Советское». И предложило заводам заключать с ними лицензионный договор и делиться прибылью с каждой бутылки проданного «Советского». Согласились 8 заводов.

Советские бренды — по-прежнему очень ценны на рынке. Покупатели склонны доверять названию, что называется, с историей. Те, кто купил патент на старые советские бренды, остался в доволен. Остальные идут на уловки, всячески нажимая на потребительские воспоминания: мороженое «Как раньше», чай «Как раньше». Впрочем, в конечном итоге для горожан главное все же не название — а качество и вкус — то, благодаря чему советские бренды обрели в свое время доверие покупателей. 

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах