Досуг чекиста
Справка "МК"
<p style="text-align: center;"><strong>«Война» на улицах города</strong></p> <p>- В конце прошлого года стрельбой закончился хоккейный матч юношеских команд в Ледовом дворце СКА. Отец одного из игроков проигравшей команды был так обижен на тренера, что в расстроенных чувствах открыл пальбу по людям из своего травматического пистолета. В результате пострадали тренер и 16-летний спортсмен, случайно проходивший мимо.</p> <p>- Летом 2011 года машинист петербургского метрополитена поссорился со своим коллегой на станции «Волковская», на пересменке. Один принимал пригнанный состав из депо, другой — сдавал. То ли из-за женщины, то ли из-за работы, но разгорелся конфликт. Один из машинистов достал травматический пистолет «Оса» и выстрелил в коллегу. Пуля пробила легкое. 27-летний машинист погиб.</p> <p>- 4 июля 2011 года 36-летний фельдшер городской поликлиники № 40, по данным правоохранительных органов, на Приморском шоссе в Сестрорецке выстрелил в 41-летнего мужчину «на почве внезапно возникших неприязненных отношений». А затем скрылся. Раненого госпитализировали с проникающим ранением брюшной полости.</p> <p>- В марте прошлого года в салоне сотовой связи покупатель, выражая претензии к продавцу, достал «Осу» и трижды выстрелил в того. Причем вторым выстрелом он случайно задел другого покупателя.</p> <p>- 24 февраля этого года 35-летний Джалал Гусейнов, работающий водителем в ООО «Питеравто», среди бела дня выстрелил из «Осы» в глаз своему коллеге. Он вошел в маршрутное такси, припаркованное на площади у Балтийского вокзала, и начал беседовать с водителем маршрутки. Разгорелся конфликт по рабочему вопросу. Когда словесная перебранка накалилась, водитель использовал свой пистолет в качестве последнего аргумента в споре.</p>Ночью 28 октября прошлого года двое сотрудников питерского Управления Федеральной службы безопасности Иван Круглов и Дмитрий Анохин засиделись в баре. Пили водку, смотрели футбол. (По словам Анохина на суде, выпили порядка 800 грамм на двоих.) Около двух ночи вдребезги пьяные чекисты вышли на Среднеохтинский проспект, где им на пути повстречался петербуржец Звиади Хачатурян. 39-летний мужчина был почти в ста метрах от дома — он возвращался от друга к семье — жене Наталье и детям. После нескольких минут общения офицер Круглов достал свою «Осу» и дважды выстрелил Хачатуряну в голову. Силовик не сделал ни одного предупредительного выстрела в воздух. Услышав стрельбу, продавщица близлежащего цветочного ларька выбежала на дорогу и остановила проезжавших мимо сотрудников ГИБДД. Те задержали Круглова и Анохина. Уже в отделе полиции выяснилось, что молодые люди, еле ворочавшие языком, — действующие сотрудники спецслужбы.Круглов имел разрешение на оружие. По рассказу оперативника, держать за решеткой их не стали: Анохина отпустили домой, а Круглова забрали из отдела старшие товарищи.
Смертельный провал в памяти
39-летний Звиади Хачатурян вскоре скончался в больнице. Но за что его лишили жизни — никто из фээсбэшников так и не вспомнил. Как рассказал суду оперативный сотрудник полиции Андрей Орлов, на первом допросе Иван Круглов «сидел, трясся, был с похмелья, после обильной ночи ничего не помнил». Через несколько часов он стал приходить в себя и припоминать обстоятельства бурно проведенной ночи. По словам полицейского, чекист заявил, что между ними и прохожим «лицом кавказской национальности» завязалась словесная перебранка. Затем Анохин и Хачатурян якобы упали на землю, и Круглов, дескать, «выстрелил, чтобы защитить друга». О чем конкретно спорили мужчины и кто начал первым — память чекиста не восстановила.
— Никакой потасовки не было. Инцидент наблюдали жильцы из окон близлежащего дома — по их словам, вся «ссора» длилась около пяти минут, — рассказывает «МК» в Питере» супруга погибшего Наталья Хачатурян. — Жители видели и слышали, как Анохин и Круглов громко кричали, а Звиади попытался им что-то ответить — мужчины находились на расстоянии друг от друга, никаких ударов не было. Круглов сразу достал пистолет и два раза выстрелил. Мой муж упал на землю, а они посмотрели на него, и один сказал другому: «Пошли». Эти показания свидетелей я прочитала, когда знакомилась с уголовным делом. Муж был человеком неконфликтным, он никогда бы не стал провоцировать драку.
Оба сотрудника ФСБ после трагедии написали заявления об увольнении. В отношении Анохина уголовного дела нет — он стал свидетелем происшествия. Ивана Круглова обвиняют в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека (наказание — до 15 лет неволи). Уже на первом заседании в суде он частично признал вину, но заявил, что «умысла убивать не имел». На судебных процессах ничто не выдает в этом тихом молодом человеке того дерзкого стрелка, от руки которого, вероятно, ни за что, погиб человек. Круглов говорит тихо, извиняется и соболезнует. На каждом заседании вдова Наталья встречается с ним в судебных коридорах. Ведь подсудимый находится под подпиской о невыезде (он ни дня не провел в изоляторе).
— До первого слушания дела ни слова соболезнований от Круглова я не услышала. Только на суде он вдруг извинился, — говорит Наталья Хачатурян. — ФСБ тоже не проявило к нашему горю никакого интереса — от них ни звонка, ни письма. А ведь мой муж был законопослушным гражданином, ни своей жизнью, ни поступками он не заслуживал гибели.
Мать спас, себя не уберег
Друзья до сих пор пишут Звиади на его страничку в социальной сети. «Нет слов выразить скорбь. Он очень много значил в этой жизни. Эта трагедия затронула всех, кто его знал. Это огромная утрата и страшная трагедия», — пишет Наталья Дорошенкова.
— У Звиади были золотые руки, — рассказывает «МК» в Питере» его друг Вячеслав. — Если говорить о человеке одним словом, то он — работяга. Нормальный взрослый мужчина, у которого главным в жизни были семья, дети. Он один обеспечивал семью. Почти не пил, потому что всегда был за рулем. Не ввязывался в драки, наоборот — всегда пытался утихомирить разгорающиеся скандалы. Он гражданин России, у него даже не было акцента в русской речи. Его действительно все любили и уважали.
С петербурженкой Натальей Звиади познакомился еще в девяностые годы. Молодые люди полюбили друг друга и стали жить вместе.
— Я не хотела свадьбы, но муж настоял — он был человек чести, хотел, чтобы все было, как положено. Я была в белом платье… В 2002 году у нас родился первый сын, а в 2008-м — дочка, — вспоминает Наталья. — Его родные — из Ставрополя. Незадолго до гибели мы ездили туда, помогали его маме, которая перенесла инсульт. Сажали огород, делали работу по дому. Мать на ноги подняли… Когда Звиади хоронили, она смогла приехать на его похороны…
Мама Круглова тоже приходит к сыну на суд. Ни она, ни защитник, ни сам Иван Круглов пока не дают комментарии журналистам.
— Я не знаю, что произошло, но только драки не было. Как говорят очевидцы, пьяные фээсбэшники приставали к прохожим, к той же продавщице из цветочного ларька, муж мог сделать замечание, например: «друг, чего раскричался?», но неужели это может стать причиной убийства? — говорит вдова Наталья.
Очевидно, что офицер не мог не знать: выстрел из травматического пистолета в голову может стать смертельным. Но когда в одном кармане — «корочки» офицера ФСБ, а в другом — пистолет, наверное, устоять тяжело... Сегодня «травматику», которая задумывалась как средство самообороны, петербуржцы очень часто используют далеко не в оборонительных целях. Эмоционально неустойчивые, хвастливые, просто трусливые владельцы оружия палят по себе подобным без веской на то причины. Десятки людей гибнут из-за пустяка.