МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Санкт-Петербург

«Путин не допустит кризиса!»

Петербуржцев ждет повышение цен на лекарства, мясо и молоко

Рубль сдает свои позиции. Только с начала года он обесценился почти на 5 процентов. Если 1 января за доллар давали 32,66 рубля, то сейчас — больше 35. Не лучше ситуация и с евро. Вместо прежних 45 рублей его приходится покупать почти за 48. Для обычных питерцев это грозит ростом цен на импортные товары, прежде всего на лекарства. Многим придется отказаться и от отдыха за границей. Впрочем, не все так плохо. Слабеющая российская валюта вполне может избавить страну от засилья импорта. Профессор, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин и писатель, автор бестселлеров по истории и экономике Николай Стариков рассказали «МК» в Питере», стоит ли нам ждать экономического кризиса и массовых увольнений.

Происки Запада

— С чем может быть связано падение курса рубля?

Николай Стариков: — Сегодня редкий случай, когда я полностью согласен с финансовыми аналитиками. Нет никаких экономических предпосылок для падения российской валюты. Быть может, случилось резкое снижение цены на нефть или рухнул рынок акций? Нет. В России наступила политическая нестабильность? Тоже нет. И, тем не менее, рубль обесценился достаточно сильно. Значит, причины произошедшего мы должны искать не в экономике, а в политике.

Сейчас многие крупные международные структуры, например, банк JP Morgan, сознательно играют против рубля. Они активно скупают валюту, оказывая давление на рубль. И все это с целью подорвать стабильность нашей финансовой системы. Это реакция Запада на те внешнеполитические успехи, которые Россия продемонстрировала в 2013 году — прежде всего в Сирии и на Украине. Ведь то же самое было сразу после августа 2008 года — тогда наша валюта тоже подверглась атаке, и ее курс упал.

Яков Миркин: — Весь прошлый год наша экономика слабела, цены на нефть снижались. Кроме того, продолжался массовый вывоз капитала из России: он вырос в 1,6 раза и достиг 43 миллиардов долларов. На пару десятков миллиардов долларов сократились валютные резервы страны. В апреле–декабре 2013 года Банк России еще поддерживал нашу валюту: покупал рубль, чтобы удержать его от падения, или продавал, чтобы он слишком не укреплялся. Но 2013 год подвел рубль ближе к тому краю, когда его невозможно удержать от ослабления. Поэтому в начале 2014 года Банк России гордо удалился с рынка, объявив, что вернется, только если рубль будет совсем тонуть.

Все это похоже на то, как детей учат плавать. Сначала поддерживают, потом отпускают в воде и бросаются им на помощь, если они вдруг пускают пузыри. Когда такой главный покупатель уходит с рынка, цена товара неизбежно падает. Особенно если все понимают, что эта цена искусственно завышена. Рубль был долгое время переоценен.

— Как вы думаете, курс рубля и дальше будет падать?

Н.С.: — Падение рубля не будет продолжаться долго. Возможности западных банков тоже не безграничны. В ближайшей перспективе мы увидим сначала стабилизацию, а потом курс будет отыгран назад. Но не до тех рубежей, с которых наша валюта начала «падение». Назвать точные сроки, когда произойдет усиление рубля, — это то же самое, что предсказать день окончания гражданской войны в Сирии. Это зависит не только от нас.

Я.М.: — В ближайшие два-три месяца многое будет зависеть от Банка России. Скорее всего, он снова войдет на рынок с валютными интервенциями, чтобы сбить накал страстей. Социальная напряженность никому не нужна, и все успокоится на время. В период Олимпиады рубль, вероятнее всего, будет стабилизирован. В районе 34,5–35,5 рублей за доллар. Что произойдет потом, в течение года? Рынок и люди — сложные машины, всего не учтешь. Но, по общему ощущению, у рубля гораздо больше шансов потихоньку слабеть, чем усиливаться. Двигаясь, скорее всего, по нисходящей, рубль будет временами, рывками становиться чуть сильнее, успокаиваться, а затем вновь бежать вниз с холма по дорожке.

Скупать евро и доллары уже поздно

— Многие боятся, что нас скоро ждет экономический кризис. Это возможно?

Н. С.: — А вы назовите свою статью: «Не надо бояться!». Вы помните хоть один страшный экономический кризис, случившийся во времена, когда у власти находился Владимир Путин? 2008 год? А что такого страшного тогда случилось? Были трудности, которые невозможно сравнить с 1998 годом или годами горбачевщины. Я хочу подчеркнуть: когда во главе страны находятся разумные политики, ставящие своей целью развитие страны, никаких катастрофических экономических катаклизмов случиться не может. Потому что они просто не допускают такого развития событий.

Я. М.: — Шансы на кризис пока невелики. В этом году ожидается экономическое потепление в Европе, переход стран ЕС к устойчивому росту. А 50 процентов внешнего товарооборота России приходится на ЕС. Значит, и наша экономика начнет ускоряться, увеличится спрос на российское сырье. Европа потащит нас за собой. Но есть пятна и на Солнце. Обозначилось снижение цен на нефть. Это вычет из экономики, хотя пока и небольшой.

— Как падение курса рубля может сказаться на простых петербуржцах?

Н. С.: — К сожалению, это приведет к определенному удорожанию товаров. Мы с вами живем в экономике, в которой процесс первоначального накопления капитала, видимо, еще не закончился. Недаром любые негативные новости у нас всегда используются для того, чтобы увеличить стоимость того или иного продукта. А позитивные события вовсе не приводят к снижению цен. Хочется надеяться, что рубль уже скоро начнет возвращать свои позиции, а потому подорожание будет не таким сильным.

Я. М. : — Если рубль будет так же резко падать, как и в январе, то мы столкнемся со скачком внутренних цен. Станут намного дороже импортные товары. А ведь доля импорта в лекарствах — около 70 процентов, в говядине, молоке — 60, сырах — 50, свинине — 30, кожаной обуви — 90, в потребительской технике — от 50 до 100. Плохо станет, если рост цен зашкалит за 15–20 процентов в год. Это ситуация кризиса с неизбежным повсеместным ростом безработицы. Причем больше всех пострадают те, у кого зарплата плохо адаптируется к инфляции: бюджетники, малый и средний бизнес. Другое дело, если дальнейшее ослабление рубля будет медленным и осторожным. В этом случае изменение цен произойдет в рамках обычной инфляции, ну, может быть, с ускорением на пару пунктов. К этому мы привыкли.

— Узнав о падении курса рубля, многие побежали покупать евро и доллары. Это правильное решение?

Н. С.: — Я бы советовал сейчас держать свои сбережения все-таки в рублях. К сожалению, мы часто стараемся что-то купить, когда это что-то начинает дорожать. Год назад, когда курс был значительно более выгодным, большинство граждан почему-то не ставило себе цель срочно покупать валюту. А как только она стала дороже, все бросились за ней в обменники, сильно рискуя на этом потерять. Приобретать евро и доллары надо было раньше, когда курс был не такой высокий.

Я. М.: — Не нужно гонять активы туда-сюда: из рублей в доллары, а потом опять в рубли. Больше потеряете на разнице при обменах. Не пытайтесь перехитрить рынок и заработать. Из этого ничего не выйдет, это поле для больших игроков. Не играйтесь в «Форекс». Если вы непрофессионал — обязательно проиграете. Лучше всего держать сбережения в двух-трех валютах, включая рубли, а деньги вкладывать в свой профессиональный рост и образование детей. А вообще, абсолютно надежных конструкций не существует. Мы все сидим за спиной российских властей, как водителя, который управляет экономикой в целом. Мы зависим от того, какие он делает повороты руля и куда нас завезет. Пока же только мечтаем о том, чтобы не повторился XX век, когда каждое, подчеркиваю — каждое поколение россиян теряло все свои активы в смутах, войнах и реформах.

Рубль спасет свинину

— Есть ли какие-то плюсы от падения курса рубля? Кому может быть выгодно ослабление нашей валюты?

Н. С.: — Снижение курса национальной валюты имеет и положительную сторону. Из-за высоких цен на импортные товары их место могут занять отечественные. Приведу простой пример. Из-за вступления России в ВТО первой отраслью нашей экономики, которая начала испытывать сложности, стало производство свинины. Мы оказались в ситуации, когда себестоимость килограмма этого мяса стала выше, чем продажная цена, по которой международные концерны продают свинину на мировом рынке. Сегодня эта ситуация может измениться, и отечественные производители выгонят иностранных из некоторых секторов экономики. Конечно, из всего этого не следует, что нужно автоматически ронять курс национальной валюты до минимума. Во всем должны быть разум и «золотая середина».

Я. М.: — Если рубль будет сдавать по-тихому, то станет намного выгоднее экспорт. Оживится производство более сложной продукции. Ее может стать выгоднее производить в России, чем импортировать. Российская рабочая сила для иностранцев подешевеет, и это значит, что мы станем чуть конкурентоспособнее для прямых инвестиций из-за рубежа. Может быть, внутри страны мы сможем отдыхать дешевле, чем за границей. Ведь там все станет для нас дороже. Но очень важно, чтобы не произошел взрыв цен внутри России. Если цены на отдых в Краснодарском крае опять уйдут куда-то в небо, и «цена — качество» будет снова в пользу Греции, даже несмотря на девальвацию рубля, значит, зря боролись и страдали. Все полезные эффекты от ослабления национальной валюты будут съедены, а мы окажемся внутри цепочки 1990-х годов: девальвация — рост цен — опять девальвация — и снова рост цен.

 

Фото Замира Усманова

Следите за яркими событиями Санкт-Петербурга у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах