Первую плавучую АЭС отправили в Мурманск

Испытания атомных реакторов «Академика Ломоносова» решили не проводить в центре Петербурга

03.05.2018 в 16:01, просмотров: 553

Задача экспериментального проекта, обладающего мощностью в 70 МВТ, — обеспечить энергией населенные пункты Чукотки. Так уверяет Рос­атом.

Первую плавучую АЭС отправили в Мурманск
В случае аварии на этой гигантской батарейке миру будет грозить экологическая катастрофа. Фото: rosatom.ru

28 апреля первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» (ПАТЭС) покинула Северную столицу и направилась в сторону Мурманска. Еще год назад ее атомные реакторы планировали испытать прямо на «Балтийском заводе» в двух километрах от Исаакиевского собора, но в итоге от этой идеи отказались. Но опасения и возражения у экологов остались.

Еще год назад работу реакторов планировали испытать прямо на «Балтийском заводе». В планы вмешались эксперты программы «Гринпис». Они не единожды объясняли неоправданность и опасность подобных экспериментов. В случае аварии, при которой радиоактивное топливо может выйти за пределы судна, заражению подвергнутся обширные территории. В итоге было принято решение перенести испытания в Мурманск. Когда плавучая атомная электростанция доберется до Мурманска, в нее погрузят ядерное топливо и запустят реакторы. Если испытания пройдут успешно, в 2019 году «Академика Ломоносова» отбуксируют на пять тысяч километров по Северному морскому пути и запустят вблизи порта Певек на Чукотке.

Экологи считают всю эту затею крайне опасной. Как заявил руководитель программы «Гринпис» России Рашид Алимов, испытания ядерных реакторов должны проводиться за пределами городов. И для того, чтобы запустить реактор в городе, нужно получить согласие местных жителей, проведя открытые общественные слушания.

Небезопасно и буксировать такое судно. Среди факторов риска, способных спровоцировать аварию на ПАТЭС, экологи называют природные явления, вроде цунами или землетрясения, суровые ледовые условия и даже морское пиратство. Например, в случае захвата судна, в руках преступников окажется огромное количество высокообогащенного урана, что даст им шанс прибегнуть к ядерному шантажу. Тем более что крупное судно очень сложно защитить от нападений извне. Даже если Россия планирует задействовать для охраны АЭС военно-морские силы, невозможно обеспечить абсолютную защиту станции, например, от торпедного удара под водой.

К слову, проекты, в которых атомная энергия используется в транспортных установках, не новы. Они разрабатывались в Германии и США, но эти страны давно отказались от работ над плавучими АЭС, придя к выводу, что радиационные испытания на водном пространстве неоправданно опасны.

Представители российского «Гринписа» убеждены, что появление плавучей АЭС «Академик Ломоносов» не связано с реальными потребностями Чукотки. Скорее всего, испытания нужны для того, чтобы продемонстрировать их иностранным заказчикам и в дальнейшем экспортировать ПАТЭС за рубеж. Правда, с экономической точки зрения выгода от этого проекта невелика — плавучие реакторы изначально крайне дорогой способ производства электроэнергии.

 




Партнеры