Как противостояние СССР и Финляндии повлияло на ход Второй мировой

78 лет назад завершилась советско-финляндская война. Ее официальные оценки на протяжении многих лет неоднократно менялись, главным образом из-за изменения политического курса

«МК» в Питере» попытался понять, какими мотивами руководствовались лидеры воюющих стран и какие действия предпринимали мировые державы в своих корыстных целях.

78 лет назад завершилась советско-финляндская война. Ее официальные оценки на протяжении многих лет неоднократно менялись, главным образом из-за изменения политического курса
Красноармейцы позируют с захваченым флагом Финляндии. Фото: dic.academic.ru

Кто на самом деле развязал советско-финляндскую войну

В книге «Этих дней не смолкнет слава», изданной в Москве в 1941 году, написано: «Советско-финляндскую войну нельзя рассматривать изолированно от той сложной международной обстановки, которая создалась в связи с войной между Германией — с одной стороны, с Англией и Францией — с другой. К осени 1939 года международная обстановка стала еще более напряженной. Благодаря проискам англо-французского блока усилилась военная опасность для СССР. Англо-французский блок пытался расширить очаг войны на Скандинавские страны и Финляндию, рассчитывая столкнуть на Балтике интересы СССР и Германии и тем самым повернуть острие войны против нашей страны. Кроме того, англо-французскому блоку было выгодно занять скандинавский и финляндский плацдармы для вооруженного нападения в зависимости от обстановки на СССР или на Германию».

Несмотря на пропагандистскую направленность самого произведения, в книге очень верно охарактеризована ситуация, сложившаяся в Европе на рубеже 1940-х годов. К сожалению, многие наши современники попросту забыли, что 78 лет назад всем казалось вполне очевидным. Придется признать, что советско-финляндская война не являлась каким-то отдельным локальным конфликтом, а была неотъемлемой частью Второй мировой, поскольку поведение воюющих держав во многом зависело от событий, происходивших на советско-финляндском фронте. И именно эти события предопределили дальнейший ход военных действий в Скандинавии.

Центральным вопросом всякой войны является вопрос о мире. Через несколько часов после вторжения советских войск в Финляндию, представители США в Хельсинки и в Москве передали правительствам Финляндии и СССР текст обращения, в котором правительство Соединенных Штатов, «не желая никоим образом вмешиваться в конфликт и ограничивая свой интерес разрешением конфликта исключительно мирными средствами, хотело бы предложить, если обе стороны того пожелают, свое дружеское содействие». Однако американское обращение поддержало только правительство Финляндии, которое 3 декабря 1939 года обратилось в Лигу Наций с просьбой принять все необходимые меры для отражения агрессии.

4 декабря Советское правительство отвергло предложение Финляндии о начале новых переговоров о мире, заявив, что оно признает только «правительство Финляндской Демократической Республики», во главе которого находится Отто Куусинен. Одновременно Вячеслав Молотов ответил на обращение Лиги Наций так: «Советский Союз не находится в состоянии войны с Финляндией и не угрожает войной финляндскому народу». Резолюцией, принятой 14 декабря 1939 года Советом Лиги Наций, Советский Союз был исключен из ее членов как агрессор.

15 декабря министр иностранных дел Финляндии Вяйне Таннер вновь обратился к Молотову с предложением начать мирные переговоры, которое вновь осталось без ответа. Эти факты следует помнить тем, кто до сих пор считает, что Финляндия развязала войну против Советского Союза и пошла на мир, когда Красная Армия уже штурмовала Выборг.

Финские солдаты во время отступления. Фото: photochronograph.ru

Дипломатические игры

Швеция и Норвегия восприняли нападение Советского Союза на Финляндию двойственно. С одной стороны, на помощь финнам спешат норвежские и шведские добровольцы, а с другой, — официально эти страны отказываются от участия в военной поддержке Финляндии.

16 декабря 1939 года Гитлер рекомендует Скандинавским странам соблюдать полный нейтралитет по отношению к событиям в мире. Германии на этом этапе было совершенно невыгодно иметь новый очаг войны в Скандинавии. Но уже через месяц развернувшиеся события заставили Гитлера изменить первоначальную позицию невмешательства.

31 декабря 1939 года в докладе Комитета начальников штабов стран антигитлеровского блока содержались рекомендации о высадке англо-французских войск в Скандинавии для оказания военной помощи Финляндии.

3 января 1940 года на заседании Военного кабинета Великобритании приняли план высадки в Нарвике (портовый норвежский город, граничит на юго-востоке со Швецией. — Ред.), на котором настаивал Черчилль. 

13 января Берия доложил Сталину, что высший Военный совет принял принципиальное решение начать военные действия против СССР, втянув в войну нейтральные страны, а также нанести удар по СССР не только с севера, но и с Кавказа. В этот же день Гитлер отдал распоряжение о подготовке плана военных мер в Скандинавии, чтобы нейтрализовать возможную попытку англо-французов оккупировать Норвегию и Швецию. Через две недели Гитлер назначил генерал-полковника Кейтеля руководителем проекта, который получает название «Везерюбунг» — «Маневры на Везере».

Вряд ли советское политическое руководство не осознавало, к каким последствиям может привести дальнейшее развитие ситуации. Ведь именно с этого момента оно изменило линию поведения по отношению к ненавистной клике Маннергейма–Рюти–Таннера. Уже 21 января 1940 года советские представители в Стокгольме Ярцев и Грауэр получили от финской социалистки Хеллы Вуолийоки неофициальный меморандум мирных переговоров, составленный Вяйне Таннером. Спустя три дня свое посредничество в переговорах между СССР и Финляндией предложил министр иностранных дел Швеции Кристиан Эрнст Гюнтер.

29 января Молотов сообщил ему, что Советский Союз «не имеет принципиальных возражений против заключения соглашения с правительством Рюти—Таннера». Финны ответили, что готовы идти на дополнительные уступки, но принять все советские условия не могут.

2 февраля посол СССР в Швеции Александра Коллонтай известила финскую сторону, что требование о предоставлении полуострова Ханко (полуостров на юго-западе Финляндии. — Ред.) под военную базу является принципиальным условием. Через сутки в Стокгольм инкогнито поехал сам Таннер для беседы с Коллонтай и предложил вместо Ханко предоставить СССР несколько островов в Финском заливе.

6 февраля Коллонтай получила из Москвы отрицательный ответ. Теперь вместо переговоров Советский Союз начал готовиться к штурму линии Маннергейма.

Козыри в рукаве

Информация о тайных сношениях советских и финских дипломатов просачивается в прессу и Таннеру приходится публиковать опровержения. Надежды финнов отныне устремлены на Военный совет антигитлеровского блока, который 5 февраля утвердил план действий по оказанию помощи Финляндии. План высадки в Нарвике получил кодовое название «Стрэдфорд», в Тронхейме — «Эвонмаут», в Бергене и Ставангере — «Плимут». Уже в середине марта две англо-французские бригады должны были захватить эти портовые города, а также железную дорогу, ведущую к шведскому городу Лулео. При переносе военных действий на территорию Финляндии последняя неизбежно оказалась бы в состоянии войны с Германией, а Советский Союз — с Англией и Францией.

Прорыв Красной Армией оборонительных позиций на линии Маннергейма заставил англо-французов ускорить подготовку к вторжению в Скандинавию: 18 февраля отправку Интернационального корпуса переназначают на 12 марта 1940 года. Лулео союзники намеревались оккупировать к 3 апреля, с явной целью отрезать немцев от поставок шведской железной руды. Принимая это во внимание, 20 февраля Гитлер назначает генерала от инфантерии Николауса фон Фалькенхорста командиром экспедиционного корпуса. Его задача — оккупировать Норвегию с целью защиты шведских рудников, путь к которым в зимнее время проходил через Нарвик.

С началом весны колесо европейской военной машины раскручивается в ускоренном темпе.

1 марта Гитлер подписал директиву на операцию «Везерюбунг», начать которую немцы планировали 17 марта. Мероприятия по приведению в готовность подводных лодок начались 4 марта. Гитлер стремился блокировать англо-французских интервентов на море, чтобы захватить Норвегию первым. Эту операцию ему потом пришлось перенести на апрель в связи с заключением мира между СССР и Финляндией.

Насколько близко подошли Германия и СССР к прямому военному союзу в конце марта 1940 года, говорит предложение главнокомандующего Кригсмарине Эриха Редера воспользоваться помощью Красной Армии в случае осложнений в районе Тромсе, чему Гитлер резко воспротивился, не желая подпускать советские войска так близко к рудникам.

6 марта Советский Союз известил о своем согласии вести мирные переговоры с финской делегацией, которая в строжайшей тайне отправилась в Москву через Стокгольм. Хотя финны уже не надеялись на помощь англо-французского корпуса, это был их единственный козырь на переговорах. С другой стороны, у Сталина имелся свой козырь — правительство Куусинена, ожидавшее своего звездного часа, сидя в Терийоках.

Тяжелые переговоры

Переговоры между сторонами шли тяжело, поскольку никакие просьбы финнов не принимались во внимание. Но и ситуация на фронте не оставляла им никаких шансов на лучший исход. Отправившийся в Германию за помощью бывший президент Финляндии Пер Свинхувуд даже не был принят там на должном уровне. Аналогичный прием ждал его и в Риме. Реальную помощь Финляндии могли оказать лишь страны антигитлеровского блока, которые в это время спешно готовили к отправке Интернациональный корпус. Однако у финнов не было уверенности, что он не будет нейтрализован немцами и не застрянет на полпути. Тем не менее, Лондон и Париж до последнего момента ожидали от Финляндии официального запроса о помощи, полагая, что она не пойдет на грабительские условия мира.

В конце концов Военный совет принял решение приступить к решительным действиям: погрузка англо-французского воинского контингента на корабли началась 12 марта, то есть буквально за несколько часов до того, как финская делегация подписала мирный договор с Советским Союзом. Получив на следующий день известие о заключении мира между СССР и Финляндией, западные союзники отложили операцию по захвату Норвегии. Точно также поступил и Гитлер. Впрочем, задержка была короткой.

Мирный договор 1940 года обеспечил Финляндии и СССР отсрочку на полтора года от участия в большой войне, к которой они подошли в совершенно иных условиях и с совершенно иными союзниками. Финляндия переметнулась в стан держав Оси, а Советскому Союзу пришлось воевать против своего бывшего стратегического партнера в паре со своим бывшим заклятым врагом в лице английского империализма.

Дальнейшая оккупация Норвегии и Дании немецкими войсками, а затем и германское военное присутствие в Северной Финляндии стало прямым следствием советско-финляндской войны. Семя, посеянное в 1939-м, проросло в 1940-м, а принесло плоды летом 1941 года.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Очень холодная война

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру