Советские приметы еще работают
Похоже, именно право возглавить предвыборный штаб Владимира Путина, а не разговоры о смене Полтавченко на мифического молодого губернатора волнует сегодня влиятельные круги Петербурга больше всего. И накал внутренней борьбы тут настолько высок, что даже в обычно тихом омуте петербургской политики вдруг все забурлило.
Людям постарше хорошо памятна такая примета. Кто возглавит комиссию по организации похорон очередного почившего генсека, тот и займет место покойника на троне. Приметы современные не настолько скорбные, но при этом не менее точные. Считается, что тот, кто возглавит предвыборный штаб Путина, будет после успешной кампании оказывать серьезное влияние на кадровую политику региона. В том числе подбирать кандидатуру следующего губернатора.
На ответственную позицию претендуют сразу несколько политических групп. Тут и полпредство по Северо-Западу совместно с влиятельными фигурами — близкими к президенту братьями Ковальчуками. И традиционный штаб Путина, возглавляемый ректором Горного университета Литвиненко. Не прочь взять на себя центральную роль и люди в окружении губернатора Полтавченко. У амбициозного спикера Законодательного Собрания Макарова есть свой сценарий развития событий.
Все эти фигуры малопубличные, хотя именно они многие годы определяют векторы петербургской политики. Но, видимо, отношения между ними далеко не благостные, и конкуренция нет-нет да и проявится в медийном поле.
Журналисты наступили на чью-то «мозоль»
На прошлой неделе центром раздражения стала популярная в Петербурге интернет-газета «Фонтанка.ру». Причина недовольства — небольшая заметка о краже сейфа из здания полпредства. В криминальном репортаже Евгения Вышенкова руководство ведомства расслышало оскорбительные нотки. Так совпало, что это был уже не первый текст автора, который вызвал раздражение в этих кругах. Причудливая логика рулевых петербургской политики привела к тому, что со специальным заявлением относительно недопустимости оскорбительных интонаций в медиапространстве пришлось выступать… Смольному. В заявлении журналистов обвинили ни много ни мало в подрыве общественных отношений.
Издатели газеты поняли, что наступили на чью-то больную мозоль и извинились лично перед полномочным представителем президента Цукановым. «Фонтанку» это, впрочем, не спасло от серии «наездов» со стороны ряда СМИ — прежде всего телекомпаний, входящих в холдинг «Известий». Сначала новорожденный канал «78» обвинил журналистов влиятельного издания, что те-де слишком часто оказываются на месте событий раньше других. А затем другой телеканал сообщил о том, что «Фонтанка» подозрительно лояльно относится к структурам Смольного, отказываясь критиковать и распекать нерадивых чиновников.
Маловероятно, что тайные и явные властители петербургской политики всерьез обиделись на журналистов, до которых им в обычное время никакого дела нет. Скорее, это свидетельство тому, что политическая борьба входит в активную фазу. И тут традиционного набора политических интриг уже недостаточно.
Георгий Сергеевич не сидит на чемоданах
Многие обратили внимание на первое за длительный срок полноценное интервью губернатора Полтавченко. Любопытно, что дал он его не подконтрольным СМИ, а оппозиционному изданию «Новая газета». Само интервью дает немного пространства для конспирологии, но сам по себе факт прерванного молчания наблюдатели оценили однозначно: Георгий Сергеевич больше не сидит на чемоданах, а продолжает активную работу на посту губернатора. И подготовка к выборам президента — одна из главных тем повестки дня.
Публикация на «Фонтанке», похоже, была воспринята как еще одно свидетельство активизации губернаторского окружения, а именно — как попытка Смольного организовать медиаатаку на институт полпредства через якобы лояльное им издание. Подозрение настолько ошеломительное, что полководцы подковерной политики сначала нажаловались в Москву, а потом тут же выдвинули свои медийные легионы в сторону неприятельских окопов.
Вялая перебранка журналистов из разных СМИ между собой — явление само по себе малопривлекательное. Но ведь это только начало. Какие причудливые формы примет эта борьба в следующий раз, остается только догадываться. Ведь бьются эти «боги политики» не за наши с вами голоса. Во всей Вселенной им интересен голос только одного человека.