Число «педальных коней» в Петербурге ежегодно удваивается

В этом месяце в центре Петербурга наконец-то появились велодорожки и велополосы

Развитие велосипедной инфраструктуры в Северной столице дает надежду на то, что воздух в городе наконец-то станет чище — ведь велики считаются одним из самых эффективных инструментов снижения выбросов углекислого газа в атмосферу.

В этом месяце в центре Петербурга наконец-то появились велодорожки и велополосы
Фото krti.gov.spb.ru и vk.com/velosipedization

Не врежьтесь в стену

До этого августа велодорожки в Петербурге и пригородах можно было пересчитать по пальцам одной руки, а у велосипедистов было всего два варианта — либо ехать по тротуару, мешая пешеходам, либо по проезжей части, вместе с автомобилями. Но теперь передвигаться по городу на велике станет проще: закончено создание первых пяти веломаршрутов на Арсенальной, Свердловской, Пироговской набережных и на части набережной Фонтанки. На первых трех велодорожки сделаны прямо на тротуарах — они обозначены специальными знаками и разметкой, подразумевающей, что пешеходы идут по своей части набережной, а велосипедисты едут по своей. На Фонтанке велополосы выделены на проезжей части — на нечетной стороне от Гороховой улицы до площади Ломоносова, от Невского проспекта до набережной Мойки, а также по четной стороне от набережной Кутузова до улицы Чайковского и от Гороховой до Бородинской улицы. Общую протяженность маршрутов оценивают в 45 километров. До конца лета должна появиться также и велодорожка по проспекту Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставели.

В рапортах чиновников все выглядит впечатляюще, но на деле оказывается, что у первых официальных питерских велодорожек очень много недоработок, многие из которых дискредитируют саму идею выделенных полос.

— На Петроградской стороне, например, на самых опасных для движения участках велодорожки просто обрываются, — рассказала «МК» в Питере» координатор общественного движения «Велосипедизация» Ольга Мнишко. — Например, там, где проходит ремонт домов, стоят деревянные леса. Или на перекрестках. Какой смысл в километрах спокойных велодорожек по набережным, если потом нет возможности быстро и безопасно пересечь перекресток.

Ольга поразилась — о чем думали проектировщики велодорожек?! — когда сама на велике протестировала новую разметку на Свердловской набережной. Прямая велодорожка утыкается… в стену.

— Наверное, мы можем пройти сквозь стену, как в «Гарри Поттере», и попасть в Хогвартс?! — смеется активистка.

Подобные ляпы заметили и другие велосипедисты. Например, неудачно установленные знаки «велополосы», плохо работающую ливневку, из-за чего после дождей ехать приходится по глубоким лужам. Автомобилисты паркуются прямо на велодорожках. За это полагается штраф — полторы тысячи рублей. Но будут ли его активно взимать — большой вопрос. Приз за «самый неприятный участок» был отдан съезду с Гренадерского моста. Велодорожка, идущая вдоль Аптекарской набережной, прерывается, и, чтобы пересечь съезд с моста, нужно потратить семь минут на большой крюк, пять раз перейти улицы, чтобы снова вернуться на набережную. «Это полный ад», — описала маршрут Ольга Мнишко.

«Велосипедные (и велопешеходные) дорожки, на которых приходится спешиваться, чтобы преодолеть перекресток по пешеходному переходу, — абсурд сами по себе, — написал отзыв в своем блоге энтузиаст велодвижения Алексей Панков. — А если при этом еще и нет перехода — абсурд в квадрате. Таких ситуаций в принципе не должно существовать. Появление только одного пешеходного перехода в этом месте больше сделало бы для велосипедного и пешеходного движения по набережным, нежели километры этих велотротуаров, и знаки, установленные прямо на пути движения велосипедистов и пешеходов».

Полтора километра — самая вредная дистанция

Несмотря на недочеты, количество велосипедистов в Петербурге с каждым годом растет. По подсчетам Городского центра управления парковками, количество велосипедистов на активных учаcтках дороги составляет 8 процентов от общего транспортного потока. Конечно, это невеликие цифры по сравнению с европейскими показателями — в Германии, Дании и Нидерландах до 30 процентов всех поездок совершают на велосипедах.

— Мы делаем замеры количества велосипедистов в городе раз в два года, — рассказала Ольга Мнишко. — Ежегодный прирост активных ездоков составляет 100 процентов.

По словам велосипедных энтузиастов, если бы горожане хоть иногда пересаживались на велосипед, это бы значительно улучшило экологию в городе, сильно уменьшив загазованность и пробки. Оказывается, 90 процентов выбросов в атмосферу во время езды на автомобиле происходит на протяжении первых полутора километров поездки, пока двигатель еще не прогрелся. При этом американские исследования (в России подобных еще не проводили) говорят о том, что 40 процентов поездок совершаются на расстояние в пять километров, 25 процентов — всего на полтора километра. Стоит пересесть на велосипеды — и углекислого газа в атмосфере стало бы значительно меньше.

— Дело, кстати, не только в загазованности Петербурга, которую можно было бы сильно уменьшить, пересев на велосипеды, — считает Ольга Мнишко. — Но еще и в уровне шума, который создают автомобили. Считается, что более 75 децибелл для человека уже вредно. Мы замеряли уровень шума на Невском, в метро. Там стабильно выше 100 децибелл.

Душ на работе и специальный светофор

Многие страны (в первую очередь ЕС) на правительственном уровне признали необходимость максимального развития велосипедного движения — только таким образом можно снизить выбросы углекислого газа в атмосферу и снизить загазованность городов. Разветвленная сеть велодорожек, огромное количество велопарковок — это еще не все. Так, в Западной Германии в прошлом году на месте заброшенных железнодорожных путей начали строить 100-километровый автобан для велосипедов, соединяющий несколько городов. По планам строителей, этот шаг уменьшит количество машин на 50 тысяч ежедневно. В США под давлением экологов некоторые фирмы стали ставить души прямо в офисах, чтобы служащие могли освежиться после трудного велопути. В Нидерландах, Японии и других странах велосипедисты при пересечении перекрестков имеют преимущество перед автомобилистами — для них работает отдельный светофор, который загорается зеленым на полминуты раньше. Кстати, уже в следующем году подобные светофоры появятся кое-где и в Петербурге.

Петербург — в лидерах по загазованности

Петербург был признан одним из самых загазованных городов России — выбросы в воздух составляют 488 тонн в год. По результатам исследований становится ясно, что у нас основным источником загрязнения воздуха являются автомобили, на их долю приходится 85,9 процента всех выбросов. Среди самых неблагоприятных — Центральный, Адмиралтейский, Калининский районы. В России Петербург обгоняют только Норильск и Москва. При этом в столице с каждым годом идет уменьшение количества выбросов — в 2014 году они составляли почти миллион тонн вредных веществ, в 2015 году — уже 880 тысяч тонн, в 2016-м — еще на 100 тысяч тонн меньше. Для сравнения: в Нью-Йорке ежегодный выброс парниковых газов равен примерно 50 миллионам тонн. По расчетам экологов, озвученном на Парижском климатическом саммите в прошлом году, общий мировой объем выбросов не может превышать 40 миллиардов тонн, иначе климатические изменения станут фатальными.

О правилах езды на велосипеде по городу читайте на страничках наших соцсетей vk.com/mkvpitere, facebook.com/mk.v.pitere.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Пересядь на велосипед — спаси планету

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру