Чем безумнее, тем лучше
Red Bull Flugtag проводится в мире с 1991 года, в России проходит уже в пятый раз. Чтобы поучаствовать в соревновании, не нужно быть летчиком, авиаконструктором или спортсменом, главное — иметь силу воображения, чувство юмора и не бояться прослыть чудаком. Проходит конкурс так: свой летательный аппарат авиаторы вывозят на «взлетную полосу», сажают внутрь пилота, разгоняют и запускают в полет с 6-метровой высоты. В идеале их детище должно максимально долго планировать над Гребным каналом, но в большинстве случаев самодельный аппарат просто плюхается в воду. Любые виды моторов запрещены, только мускульная сила команды и помощь ветра. Мировой рекорд был поставлен несколько лет назад в Калифорнии, когда пилот умудрился пролететь над водой более 78 метров. В России результаты куда скромнее — всего 19 метров. Но каждый год многие из финалистов уверены, что именно им удастся стать теми счастливчиками, кто сумеет победить силу тяжести. Хотя изюминка соревнований не в этом: жюри ставит баллы за креативность конструкции, эффектность исполнения полета и шоу участников, которые перед стартом должны исполнить на взлетном поле какой-то номер.
Гигантская втулка от туалетной бумаги, 5-метровая гитара, ковер-самолет... Это лишь малая часть сумасшедших идей, которые воплотили в жизнь умельцы-авиаторы. Зона «аэропорта» за день до начала соревнований была больше похожа на место съемок фантастического фильма. Эйфелева башня соседствовала с бутылкой шампанского, коробка из-под попкорна размером с грузовик рядом с космической ракетой, сделанной чуть ли не из марли. Вокруг каждого летательного аппарата суетилась команда, занимавшаяся спешной сборкой: многие участники приехали издалека, громоздкие «самолеты» им пришлось везти в разобранном виде. Финалисты приехали из Екатеринбурга, Череповца, Костомукши, Воронежа, Нижнего Новгорода. Сразу шесть команд прибыли из Петербурга.
Шлёпок развалился, птеродактиль застрял
Хотя большинство команд строит летательные аппараты исключительно за свой счет (лишь некоторым удается найти спонсоров), а дорога и проживание в Москве оплачиваются тоже самостоятельно, в этом году было подано более полутора тысяч заявок, из них в финал попали всего 42 команды.
— Мы уже участвовали в прошлом соревновании, — рассказал «МК» в Питере» Алексей Айвазов, пилот петербургской команды «Шлёпок». — Тогда мы хотели взлететь на большой конфете. В этот раз сконструировали огромный шлепанец из пенопласта. Мы поставим его на тележку на колесиках, разгоним, пилот будет держаться за лямки и сможет спрыгнуть в воду в любой момент. (Впрочем, во время выступления Алексей так и приземлился на воду вместе со шлёпком. Пролетел он не так и мало для аппарата без крыльев, 11 метров. Правда, шлёпок не выдержал удара и развалился ровно посередине. — Ред.)
Летательные аппараты можно условно разделить на две категории. Одни делают упор на фантазию и даже не надеются далеко улететь. Другие, наоборот, продумывают аэродинамику и размах крыльев, рассчитывают траектории и силу толчка. К первому типу можно отнести столичную команду «Никита Сергеевич». Они создали уменьшенную копию хрущевки — с балкончиками, занавесками на окнах и пилотом, восседающим на крыше, обыграв острую для Москвы тему реновации (хрущевка летела эффектно, но, конечно, недолго. — Ред.).
Авиаторы из Звездного городка (в обычной жизни — сотрудники центра подготовки космонавтов) сделали из деревянного, обтянутого бязью каркаса свой вариант «Зенит Арены». Впрочем, сходство было приблизительным, и никто из московского жюри его не понял. Другая команда построила аппарат под названием «Рубль на нефти», подразумевая уверенный взлет национальной валюты, но, к сожалению, оптимизма их выступление не внушило — и нефть, и рубль, пролетев всего пару метров, рухнули в воду.
Одним из самых эффектных «самолетов» стал трехметровый птеродактиль, слепленный из монтажной пены. Шансов, что «птичка» полетит, особо не было, хотя аппарат обошелся команде почти в 60 тысяч рублей — из-за дороговизны материала. Тем не менее птеродактиль во время соревнования поставил своеобразный рекорд — он застрял на конце взлетной полосы и вообще никуда не улетел.
Часть команд подготовили сюрприз — их с виду «безнадежные» в полетном смысле аппараты в последний момент превращались в нечто с крыльями. Так, например, маловразумительное «Яйцо Фаберже» в полете раскрылось и пролетело достаточно далеко. А тяжеловесная Эйфелева башня, детище команды «Фанера над Парижем», во время взлета откинула верхнюю и нижнюю «ступени», оставив в воздухе пилота, держащего над головой кусок фанеры наподобие дельтаплана.
Дракон рухнул, а носколет воспарил
Были и те, кто мечтал о настоящем полете. Так, петербургские «Толкатели Супрематизма» целую неделю строили на даче в Орехово полноценный летательный аппарат из деревянного каркаса и пеноплекса, обмотанного полиэтиленом. Выпускники факультета ракетно-космической техники из Военмеха, они серьезно подошли к вопросам аэродинамики, максимально облегчали свой «самолет», смоделировали полет в специальной компьютерной программе. И, по расчетам, должны были пролететь 30 метров. Но в реальности преодолели всего три. Расстроенные пилоты во всем винили сильный ветер, но признавались, что не до конца продумали конструкцию стартовой тележки, поэтому самолет во время взлета «повело». Похожая участь постигла конкурентов, соорудивших самолет в виде черного дракона.
— В основе нашего аппарата — планер, его конструкцией занимался специалист по авиамоделированию, каркас обтянут парашютной тканью, — с гордостью говорили авиаторы из Видного. Но дракон рухнул в воду, как и надежды его создателей.
Победить силу тяжести в итоге удалось только одной команде — создателям «Носколета» из Жуковского. Огромные крылья, сделанные в виде разноцветных носков, начали разваливаться еще до старта — их перекосило. Девушке-пилоту пришлось руками удерживать конструкцию, чтобы она не развалилась, но неожиданно «Носколет» поднялся в воздух и спланировал — хоть и по дуге, но на 19 метров, повторив рекорд России, поставленный в 2011 году.
Божья коровка потерялась в пути
Если «Носколету» повезло, то команду «Божьи бычки» из Сочи преследовало невезение — их летательный аппарат в виде четырехметровой крылатой божьей коровки потеряла по пути грузовая компания.
— Я буду с ними судиться! — возмутился расстроенный капитан команды Давид Горчаков. — Аппарат стоил мне 15 тысяч рублей, а доставка — 30 тысяч! Все костюмы тоже застряли в дороге. В итоге нам пришлось за два дня из каких-то остатков и обрезков на месте смастерить замену.
Во время старта Давид влез в ящик, раскрашенный в цвета божьей коровки, просто разбежался и прыгнул в воду. Между прочим, он долетел до отметки в 6 метров, оставив позади дюжину «серьезных» самолетов.
У команды из Петербурга «Горячие братья» тоже все шло не слишком гладко — строители по профессии, они с зимы придумывали концепцию своего судна, три недели трудились над его созданием в гараже одного из членов команды, прорабатывая мельчайшие детали. Их детище — пожарная машина из пенопласта с крыльями на крыше.
— Мы строители, поэтому удалось в чем-то сэкономить на стройматериалах, брали то, что завалялось в гараже, — рассказали «Горячие братья». — Но для доставки нашего творения в Москву пришлось заказать грузовую «Газель». И она попала в ДТП!
Пострадала и сама «Газель», и пенопластовая пожарная машина — у нее помяло бампер. Пришлось в срочном порядке проводить ремонт. Изначально «Горячие братья» делали упор на зрелищность — нарядившись в костюмы пожарных, они устроили на рампе целое шоу с дымовой завесой и огнетушителями. Но и пролетели немало — 13 метров. Получив высшие баллы от жюри, питерцы заняли первое место и стали победителями Red Bull Flugtag 2017.