В России создают космический корабль для полета на Луну в 2030 году

На минувших выходных в Петербурге прошел крупнейший в СНГ и странах Балтии научно-фантастический фестиваль «Старкон»

Его посетители не только развлекались: смотрели фантастические фильмы, переодевались в костюмы вымышленных героев, — но и слушали лекции о космосе, робототехнике, физике и кибернетике. Одним из лекторов стал инженер ракетно-космической корпорации «Энергия», популяризатор науки Станислав Юрченко. В этом году «Энергия» приступила к созданию опытного образца нового космического корабля «Федерация», предназначенного для дальних полетов в космос, в том числе на Луну. Станислав Юрченко рассказал «МК» в Питере», чем «Федерация» отличается от «Союза» и американских аналогов и как астронавты будут управлять новым космическим кораблем.

На минувших выходных в Петербурге прошел крупнейший в СНГ и странах Балтии научно-фантастический фестиваль «Старкон»
Фото: mir-znaniy.com

За штурвалом звездолета

— Чем «Федерация» будет отличаться от уже проверенного и надежного «Союза»?

— Основная цель «Союза» — доставка космонавтов на МКС. Но для полетов на Луну и тем более для высадки там космонавтов (это планируется сделать в 2029–2030 годах. — Ред.) ресурсов «Союза» в его текущей модификации уже недостаточно. Для этих целей строится «Федерация». В новом космическом корабле жилой объем будет значительно больше: 18 кубических метров вместо девяти. Полет на МКС длится около шести часов. А вот на Луну — уже примерно три дня. Вместе со спуском на поверхность спутника Земли, проведением там работ и возвращением обратно домой лунная экспедиция может занять до двух недель! Находиться столько времени в корабле размером с «Союз» крайне сложно. Поэтому в «Федерации» и предусмотрено свободное пространство для экипажа. То есть после выхода на орбиту космонавты смогут отстегнуться, снять скафандры и заняться какой-то работой. В новом корабле разместятся четыре члена экипажа (в «Союзе» — трое. — Ред.), а управлять им сможет один человек. В «Союзе» для управления кораблем существуют две специальные рукоятки: одна контролирует движение влево, вправо, вверх, вниз, а другая — наклоны вперед, назад, влево, вправо. В «Федерации» хотят объединить две рукоятки в один специальный джойстик.

— Частная американская компания Lockheed Martin сейчас тоже пытается создать пилотируемый корабль для дальних полетов в космос. Можно ли его сравнить с «Федерацией»?

— Американцы работают над кораблем «Орион». При его разработке очень многое взято из программы «Аполлон» (принята в 1961 году, завершена в 1975-м. — Ред.). По сути, «Орион» — это тот же самый космический корабль «Аполлон», только увеличенный в размерах и с использованием новых технологий. В плане управления наша «Федерация» пока лучше «Ориона»: американцы не закладывают возможность пилотирования корабля одним человеком. Зато их аппарат, возможно, сможет долететь не только до Луны, но и до Марса. У нас в космической программе планов по поводу этой планеты пока нет. В остальном «Федерация» и «Орион» очень похожи друг на друга.

— Это значит, кто-то у кого-то подсматривал?

— Я бы так не сказал. Просто, когда ученым ставят похожие задачи, то они с большой долей вероятности в какой-то момент выберут схожие решения. Хотя взаимодействие между российскими и американскими специалистами, обмен технологиями, безусловно, есть. Например, наши инженеры ездят в США в командировки, а американцы приезжают к нам. В Центре управления полетами «Роскосмоса» постоянно присутствует группа Европейского космического агентства. Правда, в силу политической обстановки наше взаимодействие с американцами в последнее время снижается.

Лунное будущее

— Как планируется запускать «Федерацию» в космос?

— Пока что в России нет подходящей ракеты-носителя. Правда, в настоящее время у нас разрабатывается «Ангара». Поэтому один из вариантов российской лунной программы предусматривает запуск четырех ракет-носителей «Ангара». Предполагается, что первая и вторая выведут на орбиту разгонный блок и посадочный аппарат, третья и четвертая — второй разгонный блок и корабль с космонавтами. Посадочный аппарат и пилотируемый корабль отправятся на лунную орбиту по отдельности, а уже там будет осуществляться сборка этих модулей в единый блок. Благодаря работе разгонных блоков корабли смогут приобрести необходимый импульс для полета к Луне и в нужный момент затормозить, чтобы не пролететь спутник Земли. После того, как «Федерация» выйдет на круговую орбиту Луны, от нее отделится спускаемый модуль с космонавтами, который затем опустится непосредственно на поверхность спутника. Часть экипажа останется на орбите наблюдать и контролировать корабль. Когда все работы на поверхности будут закончены, лунный модуль с помощью собственных двигателей поднимется обратно на окололунную орбиту. Взлет с Луны намного проще, чем с Земли, мощные ракеты для этого уже не нужны. Пожалуй, самое слабое место всего проекта — четыре запуска ракеты. Если одна из них не взлетит, это может поставить под угрозу всю миссию.

— Американцы уже летали на Луну и высаживались там в рамках миссии «Аполлон-11» в 1969 году. Они тоже использовали четыре ракеты?

— Нет, только одну. Но после прекращения полетов на Луну многие заводы в США были закрыты, сборочные линии разобраны, большая часть документации уничтожена за ненадобностью. Реанимировать сейчас все наработки по старой лунной ракете «Сатурн-5» чуть ли не сложнее, чем построить новую ракету по современным технологиям. В том числе, поэтому для будущих миссий американцы работают над созданием новой ракеты-носителя. Она должна быть мощнее старой, но незначительно. Ее хватит, чтобы запустить на околоземную орбиту «Орион» и еще что-нибудь в придачу. В то же время эта ракета-носитель довольно дорогостоящая. Но у американцев хорошее финансирование, и они могут себе это позволить.

— То есть у нас предполагается использовать четыре ракеты-носителя по причине экономии, а вовсе не потому, что мы не можем додуматься, как создать одну мощную ракету?

— Именно. В нашей стране уже создавались мощные ракеты во время космической гонки и для программы «Буран». На данном этапе посчитали, что создание большой ракеты только ради Луны нецелесообразно и можно обойтись несколькими меньшими, но более универсальными.

— Можно ли сказать, что, готовясь к полету на Луну, мы придумали что-то кардинально новое в космонавтике? Или мы, скорее, повторяем решения, уже опробованные во время полета американцев на спутник Земли?

— План полета во многом повторяет американский, но используемые технологии (компьютеры и оборудование), конечно, уже на голову выше тех, что были в 1970-х. Россия еще никогда не реализовала подобные проекты, поэтому для нас это хорошее достижение. И когда мы туда полетим — это будет уже не просто для галочки, а с более долгосрочным целями, с основанием базы на орбите Луны или на ее поверхности. И наверняка это также перерастет в международный проект после прекращения работ на МКС предположительно в 2025 году.

— А, например, полезные ископаемые на Луне мы пока добывать не будем?

— Пока мы летим только с научными целями.

Ракета с крылышками

— Какие вообще перспективные космические разработки вы бы выделили?

— Я внимательно слежу за США, там сейчас происходит больше всего сенсаций. Очень интересные проекты реализует частная компания SpaceX (производитель космической техники, основана в 2002 году Илоном Маском с целью сокращения расходов на полеты в космос. — Ред.). В числе прочего они создали ракету-носитель Falcon 9. Ее особенностью является то, что после запуска она способна возвращаться на стартовый комплекс в полной сохранности, совершив вход в атмосферу и выполнив мягкую посадку с помощью все тех же реактивных двигателей! В марте американцы смогли повторно использовать Falcon 9, который уже совершил в 2016 году полет в космос. Сейчас он вновь поднялся в воздух с полезным грузом на борту и успешно вернулся на плавучую платформу в Атлантическом океане. Это очень круто. Ведь вместо того, чтобы каждый раз строить новую ракету-носитель и тратить на это огромное количество денег и ресурсов, лучше возвращать ее обратно, заправлять топливом и снова отправлять в космос! Терять аппарат после первого же запуска — это не рационально. Как говорил сам основатель компании Илон Маск: «Мы же не выкидываем самолеты, совершившие только один полет».

— У нас разработки, которые касаются повторного использования ракеты-носителя, есть?

— Вообще идея повторного использования первой ступени ракеты-носителя не нова. В советских архивах можно найти множество чертежей, в том числе даже крылатых ракет, которые спускались с орбиты и садились на посадочную полосу, как самолет. Но в СССР решили, что это нецелесообразно, и не стали развивать проект. Сейчас, насколько я знаю, реальных разработок не ведется. В плане многоразовых систем у нас пока нет ответа американскому Falcon 9.

— В США космосом занимается немало частных компаний. Например, «Боинг» строит свой пилотируемый корабль, который может помочь американцам отказаться от использования наших «Союзов». У нас частников в космонавтике нет. Как вы к этому относитесь?

— По некоторым оценкам, американцы действительно могут отказаться от наших «Союзов» уже через 2–3 года. Что касается частного сектора в космонавтике, то это уже принесло США ощутимую выгоду. Дело в том, что частная компания заточена под то, чтобы использовать по максимуму свои немногочисленные ресурсы. Она лучше десять раз все пересчитает, подойдет к делу с большей ответственностью, перепроверит, чтобы не допустить ошибки, в результате которой можно потерять немало собственных денег.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру