«Петровский», не похожий на себя
Дебютант РФПЛ «Тосно», формально представляющий Ленинградскую область, весь прошлый сезон играл в Великом Новгороде. Там даже болельщиками обзавелся. Только руководство лиги тщательно следит за формальным соблюдением регламента. Команде нужно иметь определенную вместимость трибун и даже ложи прессы, места VIP, раздевалки европейского уровня. И никого не волнует, что, если на матчи будут ходить по 5–7 тысяч зрителей, совершенно не нужно для этого иметь громадную арену.
Вот и получилось, что «Тосно» вынужден был перебазироваться в Санкт-Петербург, платить куда большие деньги, чем в Великом Новгороде, за аренду «Петровского» и… играть при пустых трибунах. По официальным данным, на матче с «Уфой», который «Тосно» проиграл 0:1, присутствовали 4053 зрителя. Главный тренер уфимцев Сергей Семак, привыкший на скамейке запасных «Зенита» к аншлагам, не скрывал удивления. Его визави Дмитрий Парфенов просто поблагодарил тех болельщиков, которые пришли поддержать его команду, и пообещал, что она будет биться в каждом матче. Только этого мало, чтобы привлечь зрителей на трибуны. Заниматься этим вопросом должен не главный тренер, а менеджмент клуба. В Питере за образец можно взять хоккейный СКА, который не только своими победами, но и умелой работой со зрителями добился аншлагов на каждом матче регулярного чемпионата КХЛ.
В «Тосно» просто пустили это дело на самотек. Даже депутаты областного Законодательного Собрания проявили в этом большую заинтересованность. Экс-капитан «Зенита», а ныне депутат областного парламента Алексей Игонин написал специальное письмо генеральному директору «Тосно» Вячеславу Матюшенко. Только время упущено. Начинать работу по привлечению болельщиков нужно было еще года два назад, когда вопрос появления клуба из Ленинградской области в РФПЛ стал делом времени.
Игонин был еще и капитаном «Сатурна», представлявшего всю Московскую область и базировавшегося в Раменском. Перед каждым матчем «инопланетян» на трибунах стадиона устраивалась перекличка фанатов из различных районов Подмосковья. «Между «Сатурном» и «Тосно» громадные различия, — сказал корреспонденту «МК» в Питере» Игонин. — Подмосковный клуб был полностью бюджетным проектом, а в Ленинградской области его содержат частные структуры».
Честность ничего не гарантирует
Сейчас много говорится о том, что именно такие команды выведут российский футбол на новый уровень. Только это возможно, если футбольный бизнес будет организован так, как в «Краснодаре» Сергея Галицкого. Сам по себе статус частной команды, как показывает опыт «Тосно», ничего не гарантирует. В клубе даже пресс-служба осталась такой же, как во втором дивизионе, и аккредитации на сезон единственный ее сотрудник вынужден был заполнять от руки. О том, чтобы привлечь специалистов по «раскрутке» клуба и работе с болельщиками, в «Тосно» никто не думает. Зачем, если и футболистам, и менеджменту платят независимо от количества зрителей, пришедших на матч?
А ведь даже в советские времена, когда зарплаты футболистов были строго регламентированы, существовало положение о возможности премирования в зависимости от доходов от продажи билетов. Это позволяло «Зениту», игравшему на 100-тысячном стадионе имени С. М. Кирова, быть в привилегированном положении по сравнению со многими командами класса А. Сейчас же и менеджменту сине-бело-голубых нужно искать новые идеи, чтобы заполнить стадион на Крестовском острове. Удивительно, но во вторник утром на сайте клуба продажа билетов еще не началась. Хотя, как сообщил руководитель пресс-службы «Зенита» Дмитрий Циммерман, клуб планирует пустить в открытую продажу все свободные от VIP-персон, прессы и владельцев абонементов (их реализовано около десяти тысяч) места.