Боссы «Зенита» не знают, как поступить с Мирчей Луческу

Второй год подряд самый богатый и самый амбициозный клуб России остается без Лиги чемпионов. Румынский специалист Мирча Луческу винит в этом плохие поля на российских стадионах, супостатов со свистком и московской пропиской, питерских журналистов, не оказавших его команде должной моральной поддержки, и даже президента РФС Виталия Мутко. Удивительно, почему тренер с европейским мышлением не внес в свой список президента Владимира Путина, не обеспечившего команде из родного города режим наибольшего благоприятствования в чемпионате России!

Боссы «Зенита» не знают, как поступить с Мирчей Луческу
Фото Замира Усманова и museum.fc-zenit.ru

Колю на поле!

Последний домашний матч «Зенита» против «Краснодара» прошел под знаком прощания с Николасом Ломбертсом, отыгравшим за питерский клуб десять лет. Он предпоследний из чемпионского состава, сыгравшего «золотой» матч в Раменском осенью 2007-го. Последний, Александр Анюков, пока еще числится в команде Луческу, но на поле появляется редко.

Фанатский вираж «Петровского» устроил бельгийскому защитнику трогательные проводы. Похоже, даже исход поединка с «Краснодаром» болельщиков особо не волновал. На протяжении всего матча они держали баннеры в поддержку Ломбертса. Минут за двадцать до финального свистка фанаты начали скандировать: «Остановитесь, Коле надо выйти!» Против такого выражения фанатской любви даже Луческу устоять было трудно. На 90-й минуте он все-таки выпустил Колю на поле.

На прощание Ломбертс заговорил на русском и высказал весьма неприятные вещи. «При Луческу у меня появилось чувство, что больше не умею играть в футбол, — посетовал Коля. — Им наградил меня главный тренер. Хотел закончить свою карьеру в «Зените», но выбор наставника нужно уважать. Очень надеюсь, что вновь почувствую радость от игры в футбол в «Остенде».

А ведь когда эта радость у футболистов «Зенита» еще была, у Ломбертса возникали совсем иные мысли. Вспоминаю нашу беседу в Манчестере после финала Кубка УЕФА. Бельгиец не смог тогда выйти на поле, получив травму в игре 1/16 финала против испанского «Вильяреала». Сделав голевую передачу Павлу Погребняку, он ударился коленом о штангу и покинул поле на носилках. Ни минуты Николас не сожалел о том, что ценой тяжелой травмы принес команде возможность пройти в следующий раунд Кубка УЕФА. И в Манчестере был рядом с партнерами, добывшими победный трофей.

Ломбертс приходил в «Зенит», чтобы расти вместе с командой, а не что-то выигрывать за счет более мастеровитых партнеров. В этом и была сила пусть и не такого богатого, как сейчас, но очень классного клуба.

Ты меня уважаешь?

После завершения игры с «Краснодаром» из уст Луческу в 17-й раз журналисты услышали монолог о виновниках неудач в нынешнем сезоне. Румын снова акцентировал внимание на роковом поражении от «Терека» на безобразном поле стадиона на Крестовском острове. Именно эта осечка, как подчеркнул Луческу, не позволила пробиться в Лигу чемпионов. Как будто «Зенит» не потерял 9 очков на великолепных полях в Грозном, Краснодаре и на московской «Открытие Арене». Причем матч со «Спартаком» был проигран вчистую, что поначалу признавал и сам наставник «Зенита». Потом, правда, включил заезженную пластинку о судейских ошибках.

Хотелось задать Луческу вопрос: кто из зенитовцев за минувший сезон сделал качественный скачок в мастерстве, и не является ли отсутствие Александра Кокорина и Олега Шатова в списке кандидатов в сборную России на Кубок конфедераций происками экс-спартаковца Станислава Черчесова? Увы, пресс-конференция завершилась демаршем главного тренера «Зенита», которому не понравился вопрос моего коллеги. Он покинул зал, назвав журналистов тупыми и не выказывающими ему должного уважения. Правда, выслушал на ходу реплику о том, что, требуя уважения к себе, нужно и журналистов уважать.

Нужно отдать должное Луческу: он поблагодарил корреспондента «МК» в Питере», а на предшествовавшей матчу с «Локомотивом» открытой тренировке даже извинился перед журналистами. Правда, не перед всеми, а только перед теми, кто согласился в 18-й раз выслушать его монолог о причинах неудач «Зенита». Румынский специалист даже высказал несколько новых тезисов, связанных с переносом штаб-квартиры РФПЛ из Москвы в Петербург.

Снова прозвучала мысль о том, что «Зенит» демонстрировал самый современный футбол, в основе которого лежит контроль мяча. Только о том, что остроты у ворот соперника при этом не возникало, Луческу не говорил. Ведь не попали в Лигу чемпионов не из-за ошибок в выборе тактики и состава в принципиальных матчах, не из-за проколов в селекции, вину за которые должен был взять на себя тренерский штаб, не из-за предсезонки, которая удивила всех, а из-за слишком большого давления на игроков со стороны питерских журналистов. Вот московские — те «Спартак» поддержали.

Луческу, подчеркнув, что мы живем в демократической стране, отметил, что на его тренерские взгляды никакие супостаты с диктофонами и телекамерами не повлияют. Только ведь и обратный тезис имеет право на существование. Ну, не обязаны журналисты называть черное белым только потому, что «Зенит» согласился тренировать такой известный и добившийся побед в украинском чемпионате специалист.

Все очень запущено

Многим кажется, что после такого сезона судьба Луческу предрешена. Только все не так просто. Позицию руководства «Зенита» лучше всего отражает фраза героя фильма «Берегись автомобиля» следователя Максима Подберезовикова: «Он, конечно, виноват, но он не виноват». Нет, Луческу не отправлял свои гонорары ни в детские дома, ни в Фонд строительства футбольных полей России. Просто он не виноват в том, что питерский клуб давно уже отступил от той футбольной философии, которая принесла ему и трофеи, и любовь болельщиков.

В том чемпионском сезоне, когда в команду пришел Николас Ломбертс, ее костяк составляли российские футболисты. В финале Кубка УЕФА играли семь кандидатов в национальную сборную нашей страны, да еще такие же «свои парни», как Анатолий Тимощук, Ивица Крижанац и Радек Ширл. В «Зените»-2007 была единая команда, было великолепное взаимодействие между тренерским штабом, менеджментом и руководством клуба.

Неслучайно сейчас заговорили о возможном возвращении на президентский пост Сергея Фурсенко. Только ведь неважно, кто в «Зените» президент. Все равно любое стратегическое решение нужно согласовывать с не занимающим никакой должности в структуре клуба и позиционирующим себя в качестве простого болельщика главой Газпрома Алексеем Миллером. Такое положение привело к тому, что в менеджменте клуба сейчас наблюдаются разброд и шатание. Как следствие — невнятная селекционная политика, которую и Луческу на откуп не отдали, но и сами как следует не вели.

На ближайшие несколько лет можно забыть и о столь любимых Властимилом Петржелой «питерских мальчичках», которые пополнили бы ряды «Зенита». Соответствующий департамент клуба отдан на откуп Артему Фоменко. Когда топ-менеджера одного из автосалонов Санкт-Петербурга отправили поднимать футбол в Томске, удивились все. Из Сибири он вернулся с соответствующей записью в резюме и репутацией крупного футбольного специалиста. В академии «Зенита» сейчас очень много административного персонала — гораздо больше, чем было в СДЮСШОР «Смена». Вот только новых Аршавиных, Денисовых и Малафеевых на горизонте не видно.

Создается впечатление, что в нынешнем «Зените» в усилении нуждаются едва ли не все подразделения — от селекционной службы до пиар-департамента. Настолько все запущено. Да и увольнением Луческу проблем клуба не решишь. Ведь нужно еще найти стоящую замену. Сделать это непросто, а главное, не видно, кто бы мог взять на себя такую миссию. Вот и чувствует себя румынский тренер великолепно. Он-то точно знает, кто виноват. А вот в руководстве клуба никто не может взять на себя ответственность и сказать, что делать. И даже где поставить запятую во фразе, вынесенной в заголовок этой статьи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Уйти нельзя остаться

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру