Взял взятку, покаялся, пошел домой

Неожиданные повороты в коррупционном скандале в Коми: экс-глава Контрольно-счетной палаты получил условный срок, а из обвинительного заключения пропал фигурант

В Республике Коми продолжаются расследование и судебные заседания по фигурантам «дела Гайзера». По данным следствия, в крупном коррупционном скандале, так или иначе, оказалось задействовано практически все руководством региона. Этакая круговая порука. Очередную запятую в этом деле (до точки еще очень и очень далеко) поставил 24 марта сыктывкарский городской суд. Рассматривалось дело бывшего главы Контрольно-счетной палаты Михаила Евдокимова.

Неожиданные повороты в коррупционном скандале в Коми: экс-глава Контрольно-счетной палаты получил условный срок, а из обвинительного заключения пропал фигурант

Подсудимого признали виновным в получении взятки в особо крупном размере. Статья 290, по которой был осужден Евдокимов, подразумевает до 15 лет лишения свободы и солидный штраф. Прокурор, сославших на то, что подсудимый сразу во всем сознался, «содействовал следствию» и «участвовал в изобличении участников других преступлений», попросил оштрафовать Евдокимова на 15,6 миллиона рублей, взыскать в пользу государства размер взятки – 7,8 миллиона рублей - и посадить на 7 лет. Судья, выслушав доводы прокурора и адвоката Евдокимова, приговорил экс-главу КПК к штрафам. И к 7 годам лишения свободы. Условно. В общем, погрозили пальцем и отправили на свободу исправляться и думать над своим плохим поведением, попутно выискивая деньги, чтобы оплатить штрафы за взятку в особо крупном размере.

В России реальные, а не условные сроки давали и за мзду в меньших размерах. Так, например, бывшего директора кировского госпредприятия Владимира Мамаева за взятку в 1,5 миллиона отправили в колонию строгого режима на 8,5 лет, дополнив наказание штрафом в 3 миллиона. Бывший вице-спикер Городской думы Волгограда Павел Караев отправлен на зону за взятку в 10 тысяч долларов. В Краснодарском крае экс-начальник управления краевого департамента потребительской сферы Игорь Загреба приговорен к 9 годам колонии строгого режима и штрафу в 240 миллионов рублей с конфискацией имущества. Да что там чиновники, сколько в стране сажают рядовых граждан за гораздо меньшие суммы? Вспомнить хотя бы жителя Бурятии, которого отправили на 3 года в исправительную колонию за попытку дать полицейскому взятку в размере 100 рублей.

Обвинения, которые предъявляли Евдокимову, были более чем серьезными. Приговор же более чем мягкий. Интересно и другое: к моменту утверждения обвинительного заключения из следственных документов пропал один из фигурантов, проходящих по делу.

Так, 31 мая 2016 года Следственное управление Следственного комитета России по Республике Коми сообщило: «По данным следствия, с января 2012-го по август 2015 года Евдокимов получал (как правило, ежемесячно) от действовавших в то время заместителей главы Республики Коми Алексея Чернова и Константина Ромаданова денежные средства за общее покровительство и попустительство по службе, а именно, непроведение проверок эффективности использования бюджетных средств, которые могли бы навредить взяткодателю и представляемым им лицам, предотвращение широкой огласки и ненаправление в правоохранительные органы результатов проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой. Всего в течение указанного периода фигурантом получено в качестве денежного вознаграждения не менее 6 млн рублей».

А вот что значится на сайте того же СУ СКР по Республике Коми 24 марта, в день вынесения приговора: «Следствием и судом установлено, что с мая 2011 года по август 2015 года Евдокимов, будучи должностным лицом, занимавшим государственную должность субъекта Российской Федерации, систематически (ежемесячно) получал от действовавшего в то время заместителя главы Республики Коми Алексея Чернова денежные средства за общее покровительство и попустительство по службе. Всего в течение указанного периода фигурантом получено в качестве денежного вознаграждения 7 млн 800 тысяч рублей».

Исчезла его фамилия и из новостей про других участников коррупционного скандала. Так, в сообщении Следственного комитета России от 21 января о завершении расследования «в отношении В. Гайзера и его соучастников» сообщается, что в преступное сообщество, которым «Гайзер, по версии следствия, руководил, в частности, входили Владимир Торлопов, Александр Зарубин, Александр Чернов и Валерий Веселов». Помимо этого, как сообщают следователи, двое обвиняемых заключили досудебные соглашения о сотрудничестве, во всем сознались и изобличили соучастников. Их фамилии в сообщении Следственного комитета не раскрываются. Но иногда молчание говорит больше. Так, например, СКР не называет фамилию Константина Ромаданова, который между тем считался одной из ключевых фигур этого коррупционного скандала. Более того, как сообщает «Новая газета», по сути признал себя «казначеем» всей группы. Может быть, мы стали свидетелями работы программы по защите свидетелей?

Между тем в конце прошлого года завершилось расследование уголовного дела по взяткам против бывшего главы службы по тарифам Коми Ильи Первакова и его референта. Согласно материалам дела, четыре года они ежемесячно получали «премии» от Ромаданова за свои услуги – установку выгодных тарифов для подконтрольных Ромаданову компаний в энергетике и сфере ЖКХ. А это только один из эпизодов, по которым проходила фамилия бывшего заместителя главы республики.

Теперь же, когда один из основных фигурантов дела начинает исчезать из документов, возникает множество вопросов. Например, а были ли взятки Первакову и его референту? Будет ли отдан под суд сам Ромаданов? Кого же в итоге посадят, а кого отпустят (по «делу Гайзера» проходит около 20 человек)? Продолжения и развязки этого «сериала» с неожиданными поворотами в сюжете ждет не только Коми, но и весь Северо-Запад России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру