Петербургская художница поселила на стенах домов проституток и Сталина

Уличное искусство в современном понимании — это вовсе не размалеванные краской из баллончика стены

В Петербурге то тут, то там можно увидеть странные надписи или рисунки — часто смешные, порой глубокомысленные. Корреспондент «МК» в Питере» встретилась с автором таких работ и узнала, как они появляются и зачем.

Уличное искусство в современном понимании — это вовсе не размалеванные краской из баллончика стены
Фото vk.com/zoa_art

Блокадники снова пошли за водой

В конце января, когда в Петербурге отмечали 73-ю годовщину полного снятия блокады, на стене заброшенного дома на улице Чапаева появилось изображение женщины с чайником и ведром. Не ясно, идет ли она к реке, чтобы набрать воды, или уже с тяжелой ношей возвращается домой. Но точно понятно: это блокадница — так в осажденном городе пробирались по заснеженным улицам. Картинка была бумажная (большой, распечатанный на принтере рисунок), приклеенная к исписанной граффити стене. Автор — художница, которая называет себя Зоей.

— Вообще-то этому рисунку уже года три. Первый раз я его тоже к блокадной дате делала. Но тогда он висел у «колодца» на проспекте Непокоренных (этот памятник находится у дома № 6 и напоминает о блокадном быте. — Ред.). У меня прабабушка так за водой ходила. Так что это отчасти личная история. Но на рисунке не моя бабушка, просто старушка, — рассказывает Зоя.

Постер на Чапаева провисел неделю, а потом его кто-то содрал — то ли дворники решили побороться за чистоту, то ли кому-то было завидно, что он не умеет так рисовать. Впрочем, уличное искусство недолговечно.

— Но не в том и цель. Я это делаю не на века, а чтобы получить удовольствие от своей работы, от того, как арт-объект удалось вписать в окружающую среду, — объясняет Зоя.

Она делает постеры и клеит их в городе уже несколько лет. Не ради славы — стрит-арт (уличное искусство) в принципе анонимен, бесплатен и нелегален. За «вандализм» Зою никто не ловил. Но пару раз полиция искала (не нашла).

— Вот такое у меня развлечение. Уж лучше, чем пить, — рассуждает девушка.

Ее работы можно увидеть в разных частях города. Сюжеты самые разнообразные. Один из последних постеров был посвящен годовщине Февральской революции.

— Нашла старую фотографию, демонстранты с плакатом, на котором написано «Да здравствует народ, земля, свобода, мир». Сначала хотела что-то изменить — людей или надпись. А потом подумала: а что, собственно, изменилось за сто лет? В итоге оставила все, как было в оригинале.

Фото: Вадим Ф. Лурье

До этого у Зои еще были Ленин и Сталин, оказавшиеся в нашем времени. Ленин все так же рвался на баррикады, но его быстро скрутили омоновцы. А Сталин оказался грузчиком. Такое преображение вождя художница объяснила сменой идеалов у разных поколений.

«Когда-то перед поколением были распахнуты невиданные перспективы — непаханая целина, великие стройки, добыча ископаемых и строительство городов. Теперь мечта современной молодежи — теплое и спокойное местечко где-то в городе», — написал Зоя. То есть, живи Иосиф Виссаринович в наши дни, может, и не стал бы он великим и ужасным, а довольствовался бы теплым местечком грузчика на рынке.

Послание нелюбящему мужу

Видя странную картинку, кем-то приклеенную на стену, прохожие часто не понимают, что это значит. Может, какой-то тайный знак? Или послание? Как оказалось, все проще.

— По-разному бывает. Когда-то откликаюсь на актуальные события, исторические даты. А пару лет назад я размышляла об архитектурных стилях. Я вообще-то архитектор по профессии. Вот есть у нас в Питере красивый центр, все ходят, смотрят. А живет большинство в унылых спальных районах. Стрит-арт вообще-то не призван украшать что-то, как многие думают. Но я решила: почему бы и нет?! Сделала постеры с архитектурными элементами, расклеила их на панельных домах.

Так, например, на богом забытом Канонерском острове появился «каменный» лев, а на Удельной и в Озерках — витиеватая «лепнина».

Кроме того, что Зоя художница и архитектор, она еще и феминистка. И потому появились постеры на тему проституции и портрет Натальи Гончаровой, которой «не стыдно», а на стене сарая у железной дороги довольно долго красовалась надпись «Я что, Пушкин — стреляться из-за тебя?» Мимо ехали пассажиры электричек и не знали, что это было «посвящение» бывшему Зоиному мужу.

— Мой отец был алкоголик. Я росла запуганным ребенком, который не знал, что такое любовь. Так и не понимая, какой она должна быть, я вышла замуж. Муж зарабатывал, но мной пренебрегал, считал, что я никуда не денусь. А мне это надоело, и я развелась, — рассказывает Зоя. — И эта надпись про Пушкина была как будто от его лица. Он ее, кстати, видел. Даже сказал, что ему понравилось. Сомневаюсь, что он что-то понял. Но мне уже все равно. Я потом целую книжку сделала про отношения, точнее про себя. Оказалось, что если писать про себя или рисовать про себя, не выдумывая что-то сверх, то тогда будет понятнее. И уличные работы по тому же принципу появляются. У меня был трафарет (надпись, выполненная с помощью трафарета. — Ред.): «Своего сначала роди». Родители же постоянно такое детям говорят. Они же этой фразой их низводят до «недолюдей», а потом удивляются, что дети злые. Может, кто-то прочитает на улице, задумается об этом...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру