Нужна ли Северной столице летняя Олимпиада

На прошлой неделе в России отметили третью годовщину со дня открытия Олимпиады-2014

Воспоминания о празднике, который блестяще организовала наша страна, переполнили чувства вице-премьера Дмитрия Козака. Выступая в Сочи, он объявил, что правительство России поддержит выдвижение Петербурга на проведение летней Олимпиады-2028.

На прошлой неделе в России отметили третью годовщину со дня открытия Олимпиады-2014
Фото ugrapro.ru

Зрелище в отсутствие хлеба

Безусловно, сам Козак сделал очень многое для успешного проведения Игр в Сочи. Он был назначен председателем наблюдательного совета госкорпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города как горноклиматического курорта, а в октябре 2008 года стал вице-премьером, ответственным за проведение Олимпиады. Если бы не Козак, в Сочи наверняка появились бы такие же памятники коррупции, как стадион на Крестовском острове.

Однако даже управление возведением олимпийских объектов «в ручном режиме» не позволило уложиться в заранее запланированную смету. Все сочинские проекты изначально были дороже, чем аналогичные, но осуществляемые вне рамок олимпийского проекта. Затраты на проведение Олимпиады оцениваются по-разному, но наиболее точной является, пожалуй, сумма в 1,5 триллиона рублей.

Безусловно, после Олимпиады Сочи стал другим городом. Исчезли вечные проблемы с электричеством и отоплением в зимнее время, появились новые дороги и жилые кварталы. Спортивные объекты, построенные к Играм-2014, заставляют испытывать гордость за страну. Но даже трасса «Формулы-1», проложенная в Олимпийском парке, не решает проблемы использования олимпийского наследия.

Первоначально планировалось, что после завершения Олимпиады некоторые дворцы спорта перенесут в другие города. От этих планов отказались. И теперь объекты прибрежного олимпийского кластера еще худо-бедно загружают за счет созданного в Сочи президентским указом центра для одаренных детей «Сириус». Исключение составляет «Адлер Арена», где проходили соревнования конькобежцев. Холодильные установки там давно отключили, а теннисную школу так и не создали. Загрузить же первоклассные объекты горного кластера, построенные в Красной Поляне, не удается.

В Бразилии все еще хуже

Олимпиады с каждым годом становятся все более затратным мероприятием. Хотя еще в 1980 году, когда летние Игры принимала Москва, уложиться в первоначальную смету не удалось. Даже в условиях социалистической экономики. Москва тогда к Олимпиаде, конечно, преобразилась, но при этом во всей стране было свернуто финансирование социальных проектов.

С подобной проблемой сталкиваются все страны, замахивающиеся на проведение Игр. Например, в Бразилии, которая ликовала, выиграв право стать олимпийской столицей 2016 года, первоначальная смета оценивалась в 7,2 миллиарда долларов. В результате она была превышена вдвое, а многие из заявленных планов осуществить все равно не удалось. К Олимпийскому парку так и не провели ветку метро, в которой бразильский мегаполис очень нуждался. Пустили скоростной автобус, на котором из центра нужно было ехать полтора-два часа.

Чем ближе был старт, тем больше затягивал пояса оргкомитет «Рио-2016». Даже количество волонтеров уменьшили с 70 до 50 тысяч, чтобы снизить расходы на транспорт, униформу и питание. Вместо пяти тысяч машин для обслуживания членов олимпийской семьи выделили четыре тысячи. Самым страшным был прокол в сфере обеспечения безопасности. Частная фирма, с которой был заключен контракт, не смогла… набрать сотрудников. В результате в спешном порядке пришлось привлекать регулярную армию.

Какие там доходы, какое олимпийское наследие! Сегодня, спустя несколько месяцев после завершения Олимпиады и Паралимпиады (на нее вообще в Бразилии деньги нашли в последний момент), на знаменитой «Маракане» отключено электричество за неуплату по счетам, разваливается чуть ли не на глазах «Акватик-центр», где проходили соревнования по плаванию.

В Афинах расхлебывают олимпийское наследие

В 2004 году летние Игры проходили на родине олимпийского движения. В Греции были страшно уязвлены решением МОК отдать Олимпиаду-1996 американской Атланте. Эллины полагали, что в год столетия олимпийского движения Игры должны были проходить на их родине. Только прошли они в городе, где располагается штаб-квартира «Кока-Колы», одного из главных спонсоров МОК.

Уязвленные греки сделали все возможное, чтобы взять реванш при проведении конкурса в 1997 году. Афины его выиграли и посчитали, что дело сделано. Подготовка к Олимпиаде-2004 стала головной болью МОК. Многие проекты финансировались из бюджета Евросоюза. И все равно в Афинах многое сделать не успели. Ну, а часть того, что сделали, использовали только во время Игр. В последние годы неоднократно доводилось бывать в греческой столице и видеть разрушающиеся на глазах дворцы спорта, пустынный старый аэропорт в районе Глифада, где в 2004-м шли спортивные соревнования, заколоченные гостиницы, владельцы которых взвинтили цены во время Олимпиады, не стали снижать их после ее завершения — и прогорели.

Конечно, в России все будет по-другому. Только рассчитывать на то, что Олимпиада станет прорывом в развитии инфраструктуры Петербурга, совершенно точно не приходится. Это губернатор Георгий Полтавченко и спикер городского парламента Вячеслав Макаров могут обманывать себя и горожан оптимистичными прогнозами. Из их уст уже прозвучали слова о том, что Петербург достоин права провести Олимпиаду и уже сегодня имеет для этого многое.

Мы и Казани уступаем

На самом деле так могут говорить лишь те, кто не представляет масштабов Олимпиад и требований МОК к спортивным объектам для их проведения. В Петербурге сегодня есть только шесть арен, которые не потребуют серьезных вложений для подготовки к олимпийским стартам. Это памятник коррупции (он же стадион на Крестовском острове), где, правда, можно проводить лишь церемонии открытия и закрытия, футбольные матчи и соревнования по конному спорту. Есть четыре дворца спорта с необходимым количеством зрительских мест — Ледовый, «Юбилейный», СКК «Петербургский» и «Сибур Арена». Наконец, в качестве спортивного объекта может быть задействован недавно построенный «Экспоцентр», где вполне реально организовать соревнования по спортивным единоборствам, фехтованию, боксу, тяжелой атлетике. В Лондоне и Рио-де-Жанейро именно так и поступили.

Но, помимо всего перечисленного, нужно будет построить новый стадион на 80 тысяч зрителей. А также по крайней мере три дворца спорта с трибунами на 8–10 тысяч зрителей, теннисный центр, гребной канал, для сооружения которого в городской черте и места не сыщешь. Про велотрек и стрельбище, парусный центр и поле для гольфа, стадионы для проведения турниров по хоккею на траве, регби и бейсболу уже и не вспоминаем.

Сегодня наш город, к великому сожалению, в плане спортивной инфраструктуры уступает не только Москве и Сочи, но уже и Казани, где прошла Универсиада-2013. Многие объекты, сооруженные к студенческим Играм, вполне могут быть задействованы в качестве олимпийских. В этом убеждает и опыт Москвы, где за семь лет до Олимпиады как раз и состоялась летняя Универсиада.

Деньги на заявку — деньги на ветер

Когда во время зимней Олимпиады в Турине был впервые презентован проект «Сочи-2014», многие западные коллеги недоумевали: неужели в России соревнования по лыжам можно проводить только в субтропиках? Тем не менее при всей парадоксальности этого проекта он изначально имел все шансы на успех. Да, в Сочи вообще не было никакой спортивной инфраструктуры. Членам Оценочной комиссии МОК, приехавшим в будущую олимпийскую столицу весной 2007 года, сильнейшие российские фигуристы демонстрировали свое мастерство в надувном манеже во дворе одной из сочинских школ. Но за семь лет все построили. Другое дело, какой ценой.

При этом у Сочи был один сильный козырь: предыдущая зимняя Олимпиада проходила на американском континенте — в Ванкувере. Согласно неписаной олимпийской очередности шансы европейского города получить Игры-2014 были весьма высоки, а основным конкурентом российской заявки был корейский Пхенчхан, а не австрийский Зальцбург. С летней Олимпиадой-2028 ситуация диаметрально противоположная. После Рио в 2020 году Игры будет принимать Токио. С большой долей вероятности можно утверждать, что Олимпиада-2024 пройдет в Европе. Шансы Лос-Анджелеса в борьбе с Будапештом, Парижем и Римом просто призрачны.

Учитывая, что с 1952 года еще ни разу две подряд летние Олимпиады не проходили на одном континенте, европейским городам даже не стоит подавать заявки на Олимпиаду-2028. Это все равно что выбросить деньги на ветер. Любой город, претендующий на Олимпиаду и пытающийся убедить МОК в том, что он проведет ее на высоком уровне, сегодня должен быть готов выложить только на эту работу сотни миллионов долларов. Естественно, в России сегодня, кроме как из бюджета, взять такие деньги неоткуда.

Похоже, что и сам Козак понял: озвученная в Сочи идея сегодня несвоевременна. Вице-премьер России уже заявил, что до 2020 года к ней возвращаться не будут. Главное, чтобы инициативу сверху не подхватили в Смольном и Мариинском дворце. Ведь расплачиваться за нее, как показал опыт строительства памятника коррупции на Крестовском, придется всем петербуржцам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру