Чего добивается «Сент-Этьен»?
Пока Молло на сборе в ОАЭ доказывает Луческу свои притязания на место в основе «Зенита», о нем вспомнили во Франции. Нет, в сборную его не вызвали. Даже угроза заиграть Йоана в национальной российской команде на наставника «трехцветных» Дидье Дешама не подействовала.
Зато президент клуба «Сент-Этьен» Ролан Ромейер рассказал одному из местных журналистов, что на трансфере Молло из «Крыльев Советов» в «Зенит» удалось заработать какие-то крохи. В контракте французского легионера с самарцами была прописана опция о паритетных доходах «Крыльев» и «Сент-Этьена» при дальнейших трансферах футболиста. Основываясь на данных российской прессы, месье Ромейер полагал, что продали Молло за 3–3,2 миллиона евро.
Французы уже руки потирали, предвкушая пополнение клубного бюджета на 1,5 миллиона евро как минимум. Каково же было удивление менеджмента французского клуба, когда из России сообщили о переводе 250 тысяч! Согласно официальным данным, «Крылья» продали своего ведущего полузащитника за 500 тысяч евро.
Ромейер не поверил. Хотя главный источник знаний в области трансферной политики сайт transfermarkt напротив фамилии Молло поставил именно сумму в 500 тысяч евро. В пылу праведного гнева представители «Сент-Этьена» даже пригрозили пожаловаться в ФИФА, чтобы вывести российских супостатов на чистую воду.
Только при внимательном изучении трансферной истории Молло выяснились прелюбопытнейшие вещи. Летом 2014 года «Сент-Этьен» купил его у «Нанси» за 4 миллиона евро. В новом клубе карьера у Йоана не задалась. Бывает. Просидев год на скамейке запасных, он отправился в аренду в Самару. Но в «Крыльях» у французского легионера все стало получаться, а российские девушки произвели на него должное впечатление. Летом 2016-го волжане воспользовались правом первоочередного выкупа Молло. Благо конкурентов из числа ведущих европейских клубов у них не было.
Дальше начинается самое интересное. Сколько «Крылья» заплатили «Сент-Этьену», не знает даже всезнающий transfermarkt. В российской прессе мелькала сумма 3 миллиона евро, но, как убедился Ромейер, эта информация не может считаться достоверной. А угрозы французов добиться правды с помощью ФИФА, УЕФА или Международного спортивного арбитража можно сравнить со стремлением представителей демократической партии США обвинить российских хакеров в результатах недавних президентских выборов.
«Реалу» не обломилось
Недавний прецедент с обращением в Международный спортивный арбитраж мадридского «Реала» тому подтверждение. Предметом иска стало недовольство испанского супергранда доходами при трансфере Эсекиеля Гарая из «Бенфики» в «Зенит» летом 2014 года.
Так получилось, что Жозе Моуринью, который возглавил «Реал» летом 2010 года, аргентинский защитник не приглянулся, и Гарай прочно осел в запасе. Амбициозного футболиста такое положение дел не устраивало, и следующим летом он настоял на трансфере. «Реал» и «Бенфика» договорились, что за Гарая португальцы заплатят всего 5,5 миллионов евро, но при дальнейших трансферах Королевский клуб получит половину трансферной суммы. «Бенфике» при этом перепадет 40 процентов, а оставшиеся 10 заберет фирма с показательным названием Benfica Starts Fund. Без посредников в футбольном бизнесе сейчас никак.
Так и произошло, когда летом 2014 года португальцы согласились расстаться со своей звездой и отпустили Гарая в «Зенит» за 6 миллионов евро. Между тем спрос на аргентинского защитника, который еще и на чемпионате мира блеснул, в Европе был высок. Никто не поверил, что менеджеры из Лиссабона отказались заработать 15–18 миллионов, которые, по данным прессы, предлагали за Гарая английские клубы, а также мюнхенская «Бавария».
Но «Бенфика» с «Зенитом» стояли на своем и напирали на то, что Эсекиель хотел играть в команде, которую тренировал обожаемый им наставник Андре Виллаш-Боаш. Кто там ругал португальского специалиста, якобы развалившего «Зенит»? К нему звезды мирового уровня рвались, а менеджеры их бывших клубов не могли удержать и отдавали за полцены. Даже с женой Гарая, из-за которой он летом 2016-го уехал из Петербурга в Испанию, тогда удалось договориться.
И только у финансового департамента «Реала» возникли сомнения в этой сделке. Хотя для Королевского клуба какие-то 3–4 миллиона евро, которых недосчитались при трансфере Гарая, сущая мелочь. Только у мадридцев собственная гордость, и они решили потерять еще сотню тысяч, но доказать в Международном спортивном арбитраже: футбольный бизнес должен быть чистым, прозрачным и взаимовыгодным.
Увы, даже нанятые «Реалом» первоклассные адвокаты не смогли найти улик, свидетельствовавших о передаче черного нала в аэропорту Лиссабона или на конспиративной квартире на Петроградской стороне. В качестве свидетелей были допрошены Максим Митрофанов и представлявший интересы аргентинского футболиста при трансфере агент Риккардо Шлипер. И в их показаниях не обнаружили никаких противоречий и указаний на то, что «Бенфика» явно продешевила, «кинув» при этом сам «Реал». Процесс Королевский клуб проиграл.
Летом 2016-го Гарай покинул «Зенит». Инициатором трансфера выступила его супруга, которая настаивала на переходе только в испанский клуб. Даже Роман Абрамович, пытавшийся уговорить Эсекиеля и его половину на переход в «Челси» и предлагавший более выгодные финансовые условия, не сумел повлиять на трансфер. По данным испанской прессы, Гарая продали за 20 миллионов евро. Генеральный директор «Зенита» в откровенном интервью сказал, что за 24 миллиона. Только «Реалу» уже ничего с этого трансфера не светит, и нового обращения в Международный спортивный арбитраж ожидать не стоит.
Камышев в одном ряду с Гараем и Молло
Зато грозится обратиться в Лозанну футбольный клуб «Носта» из Новотроицка, о чем уже заявил представляющий его интересы юрист Антон Смирнов. Предметом иска может стать трансфер полузащитника Ильи Камышева из московского клуба «Чертаново» в «Зенит». Вы впервые услышали о том, что цвета сине-бело-голубых защищает такой футболист? Действительно, Камышев играет в «Зените-2», выступающем в ФНЛ, и в качестве игрока основной команды пока даже не рассматривается.
Откуда же такие страсти? Оказывается, когда в 2014 году «Чертаново» получил возможность выступать в ФНЛ, ему не был предоставлен статус профессионального клуба. Футболистов разрешили заявлять без составленных по всем правилам контрактов. Намерения были самые благие. «Чертаново» позиционировал себя как, в первую очередь, футбольная школа, в которой готовили игроков для сборных России разных возрастов. Чтобы они росли и совершенствовали свое футбольное мастерство, команде было позволено играть в ПФЛ, не проходя строгого лицензирования.
Через год руководители отечественного футбола пошли дальше. «Чертаново» получил право продавать футболистов, не имея обязанностей по их контрактам. Вот и Камышева, которого получили из Новотроицка бесплатно (естественно, в интересах молодежной сборной России), продали в «Зенит». По данным transfermarkt, за 175 тысяч евро. Чуть поменьше, чем стоил Молло, ну а до Гарая вообще далеко. Только «Носта» — это не «Реал» и даже не «Сент-Этьен». Менеджмент из Оренбуржья с большой готовностью и эти деньги освоил бы. Правда, перспективы выиграть разбирательство в Лозанне с учетом прецедента «Реала» выглядят далеко не радужными. Вот и напирает адвокат на то, что вмешаться в дело должен президент РФС Виталий Мутко.
…Многие специалисты сейчас задаются вопросом: зачем «Зенит» покупает игроков из ФНЛ, которые и место в команде Владислава Радимова должны выгрызать? Ведь «Зенит-2», по задумке руководителей питерского клуба, должен быть своеобразным мостиком на пути из клубной академии в основную команду. Получается, что есть куда больше оснований сравнить его с прачечной. Впрочем, и сделки по покупке звезд для основной команды могут попасть под данное определение. Топ-менеджеры «Зенита» не боятся громких разоблачений. Особенно после рассмотрения «дела Гарая» в Международном спортивном арбитраже. В офисе клуба уверены, что «финансового Родченкова», который может слить компромат, нет и быть не может. Вот и руководители российского спорта были уверены, что все манипуляции с допингом останутся внутренним делом. Хотя, возможно, неправы те, кто не верит, что Гарая можно было купить за 6 миллионов евро при рыночной стоимости как минимум в 2,5 раза дороже. Может, он и вправду считает Виллаш-Боаша тренером своей мечты.