Как тратятся деньги городского бюджета, выделяемые на поддержку спортивных команд

В сентябре правительство Петербурга распорядилось выделить городскому Спорткомитету очередные субсидии. На какие команды их потратят и будет ли от этих денег толк?

Как тратятся деньги городского бюджета, выделяемые на поддержку спортивных команд
Фото Замира Усманова

О времена, о нравы!

Сегодня многие спортивные чиновники с ностальгией вспоминают советские времена. Тогда было все просто и ясно: команды мастеров находились в ведении добровольных спортивных обществ. В каждом регионе старались равномерно распределить нагрузки на их бюджеты. В Ленинграде футбол повесили на общество «Зенит», хоккей — на СКА, баскетбол с волейболом — на «Спартак»...

Профессионального спорта в СССР как бы не было. Армейцев и динамовцев, соответственно, финансировали Минобороны и МВД, а сами спортсмены формально числились солдатами-срочниками или офицерами. Все остальные были закреплены за шефствующими предприятиями. Например, шефом «Зенита» был завод ЛОМО, волейбольного «Автомобилиста» — Горэлектротранс, гандбольной «Невы» — завод «Большевик». В Ленинграде всегда условия были хуже, чем в Москве или союзных республиках, где предприятия-шефы были щедрее. Но и наши спортсмены во времена развитого социализма не бедствовали. Футболисты «Зенита» или баскетболисты «Спартака» получали приличную по тем временам зарплату рублей в 400 (средняя зарплата в стране тогда была 160 рэ). А еще спортсменам выделяли квартиры, бесплатные машины, которые они благополучно продавали уроженцам Кавказа или Средней Азии раз в пять дороже реальной цены авто. Плюс приторговывали шмотками, привезенными из-за границы.

Сегодня все иначе. Спорт считается профессиональным, но заработать своей профессией (особенно все то, что прописано в контрактах) представители игровых видов спорта не могут. Даже футбол с хоккеем в России не вышли на уровень самоокупаемости. Многолетний лидер Премьер-лиги по доходам «Зенит», по признанию его руководителей, лишь 60 процентов бюджета обеспечивает за счет самостоятельной деятельности. Остальное вливает Газпром.

Так же и хоккейный СКА, в составе которого 14 из 30 самых высокооплачиваемых игроков КХЛ, сегодня благоденствует за счет олигархов Бориса Ротенберга и Геннадия Тимченко. Даже полный Ледовый в сочетании с телевизионным контрактом не в состоянии покрыть расходы на зарплаты Павла Дацюка, Ильи Ковальчука, Вячеслава Войнова и других звезд.

Что уж говорить тогда про команды в других видах спорта, на матчи которых собираются по несколько сот зрителей, а телевизионщики не только не платят за показ этого зрелища, а напротив, намекают на необходимость заплатить присланной бригаде!

Как выжить без спонсора

Добровольные спортивные общества канули в Лету. В СКА нет теперь ни одного прапорщика, а Витселя с Ломбертсом не оформили фрезеровщиками шестого разряда на ЛОМО. Но тем не менее многие клубы приспособились к нынешним реалиям. На протяжении многих лет они как-то существуют, выжимая средства из бизнеса и власти, взывая к их совести и социальной ответственности: «Не дайте пропасть старейшей команде Петербурга!»

— Если вы посмотрите учредительные документы клубов, то не обнаружите там государственных структур, — сказал в разговоре с корреспондентом «МК» в Питере» первый заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Николай Растворцев. — Тем не менее мы понимаем, что город должен поддерживать команды, многие из которых имеют многолетнюю историю и традиции. Происходит это через механизм выделения субсидий.

В 2016 году их размер составляет 288,864 миллиона рублей. Предусмотрена конкурсная процедура распределения этих денег среди страждущих. Вся информация достаточно прозрачна, и по запросу нашей редакции Спорткомитет предоставил ее за два последних года. В нынешнем году такой конкурс еще предстоит. Как подчеркнул Растворцев, возможна корректировка размеров субсидий с учетом депутатских поправок при рассмотрении бюджета.

Да очень возможна. Например, пока Иван Сысоев, сын депутата, шестикратной олимпийской чемпионки Любови Егоровой, числился в составе футбольного «Динамо», клуб получал чуть ли не вдвое больше денег, чем без него.

Куда уходят деньги

Нужно отдать должное руководителям «Зенита» и СКА. Хотя по положению о субсидиях благодаря своим результатам в России и на международной арене их команды могут рассчитывать на максимальные суммы из городского бюджета, футболисты и хоккеисты не отбирают кусок хлеба у страждущих. Даже женское хоккейное «Динамо» вполне довольствуется тем, что ему перепадает от щедрот Аркадия Ротенберга.

Не просили в свое время дотаций и прежние руководители баскетбольного «Спартака». Правда, после того, как глава администрации президента Сергей Иванов поссорился с владельцем команды Александром Красненковым и лишил «Спартак» спонсорской поддержки «Новотека», клуб был объявлен банкротом. Сегодня даже использовать популярный бренд нельзя — баскетбольный арбитраж запретил «Спартаку» называться «Спартаком», пока он не погасит долг перед одним из его бывших легионеров. Хотя непонятно, почему из выделенных в 2015 году из городского бюджета 8,5 миллионов рублей не нашли 40 тысяч евро, чтобы решить эту проблему.

Вообще то, как клубы распоряжаются полученными деньгами, — отдельная тема. Бюджетные субсидии иногда служат просто бюджетной кормушкой для каких-то своих людей. Ну зачем, скажите, команде третьего дивизиона, о которой пишут в лучшем случае раз в год, штатный пресс-атташе? С его функциями вполне справился бы студент, готовый совместить практику с поддержкой любимой команды. Между тем баскетбольный клуб Кондрашина — Белова первым делом нанял такого специалиста. А в женском баскетбольном клубе «Спартак» был даже тревел-менеджер, о квалификации которого говорит хотя бы такой факт: на игру в Гродно он собирался отправить команду не через Минск, а через Москву. Стоит ли удивляться, что ЖБК «Спартак» был объявлен банкротом, а по его долгам до сих пор приходится платить?

Руководителям Спорткомитета не позавидуешь. За расходование бюджетных средств с них, возможно, спросят, а повлиять на штатное расписание управленческих клубных структур они не могут.

По замкнутому кругу

Глядя на таблицу, в которой фигурируют миллионные суммы на поддержку профессиональных команд, можно позавидовать игрокам «Автомобилиста», «Ленинградки» или «Дианы». Только на деле этих денег хватает лишь на то, чтобы чуть подлатать Тришкин кафтан. Руководители вышеупомянутых клубов каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой: выделяемых сумм, как правило, хватает лишь на половину сезона.

Да и доходили деньги до команд летом, а то и осенью. Между тем комплектование состава происходит весной, сразу после завершения очередного чемпионата страны. В это же время нужно составлять сметы на проведение сборов. Вот и приходится брать кредиты (в некоторых командах, правда, умудряются одалживать наличными у друзей), а затем значительную часть выделенной субсидии тратить на их погашение с процентами.

За четверть века, что существует профессиональный спорт в России, так и не удалось выработать систему управления им. Пробовали стимулировать спонсоров предоставлением налоговых льгот. Баскетбольный «Спартак» одно время содержала строительная фирма «ЮИТ». Только при всех разговорах о социальной ответственности бизнеса побудительным мотивом для выделения ею трех миллионов евро в год на баскетбол было предоставление новых пятен под застройку. Да и холдинг «Петротрест» по той же причине вкладывал средства в содержание футбольной команды «Динамо»… Но подобные схемы плохо приживаются. Бизнесменам (не данным конкретным, а гипотетическим) проще и выгоднее просто давать откаты чиновникам.

Есть еще и другая конструкция. Во многих странах футбольные гранды берут под свое крыло команды по другим игровым видам спорта. Мюнхенская «Бавария» специально купила место в баскетбольной Бундеслиге для своего нового проекта. У «Барселоны», кроме футбола, всегда были сильные команды по баскетболу, гандболу и очень популярному в Испании роликовому хоккею. И у нас сделан первый шаг в этом направлении — в «Зените» появился баскетбольный департамент. Правда, говорят, это решение было не добровольным, а навязанным сверху. И случилось это после ликвидации баскетбольного «Спартака».

— Мы бы очень хотели войти в структуру «Зенита», — признался главный тренер гандбольного «Университета Лесгафта — Невы» Дмитрий Торгованов. — Другого пути для выживания, не говоря уж о каком-то прогрессе, не вижу. Тем же желанием горят и многие другие «не футбольные клубы» Петербурга, вынужденные сегодня прозябать.

Но им всем приходится уповать на бюджетные субсидии. А вице-премьер Виталий Мутко, увы, не проводит обучающие семинары, на которых мог бы рассказать, как в свое время искал спонсоров для «Зенита» и превратил клуб в один из символов Петербурга.

Вся надежда на олигархов

Более или менее уверенно чувствуют себя те виды спорта, где федерации возглавляют топ-менеджеры ведущих компаний: Сергей Шишкарев (группа компаний «Дело») — гандбол; Вячеслав Копьев (АФК «Система») — регби; Владимир Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат) — стрелковый спорт; Василий Титов (банк ВТБ) — спортивная гимнастика. Вице-президентом федерации хоккея, курирующим сборные страны, является Роман Ротенберг («Газпромбанк»). Многолетний президент Федерации фехтования России Алишер Усманов (USM Holdings) оставил свой пост после избрания главой международной федерации, сохранив свое влияние.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру