Не пустив российских паралимпийцев на Игры, Запад расписался в собственной трусости и бессилии

Из Петербурга на Паралимпиаду в Рио собирались ехать 17 спортсменов

Собирались и до сих пор собираются, тая в душе надежду на чудо. Никто из них не прекратил тренировки. Все готовы по первому звонку сесть на самолет и вылететь в Бразилию. «МК» в Питере» связался с некоторыми паралимпийцами и узнал, что для них значит это предательство на международном уровне.

Из Петербурга на Паралимпиаду в Рио собирались ехать 17 спортсменов
Фото vk.com/svet, smotri19-30.ru и paralymp.ru

Единственный шанс

— Сейчас все, кто собирался поехать на Паралимпиаду в Рио, по-прежнему находятся на сборах. Если ничего не изменится, то, конечно, они приедут домой, — говорит директор благотворительного фонда «Точка опоры» Анна Афанасьева.

Этот фонд помогал питерским атлетам готовиться к их главному старту четырехлетия. Тренировки и сборы давались этим спортсменам с большим трудом. Так, в конце 2015-го благотворители собирали средства на курс медицинской реабилитации для параканоистки Надежды Андреевой. В декабре она успела съездить на тренировки в Бразилию. Первой из петербуржцев отобралась на Паралимпиаду. И вообще она уникальный человек — участвует и в зимних соревнованиях (лыжи и биатлон), и в летних. Притом, что у нее инвалидность с рождения. Но... Международный паралимпийский комитет постановил, что она, как и еще 266 спортсменов, не достойна соревноваться в Рио. А как стало известно совсем недавно, решение Спортивного арбитражного суда, на которое опирался комитет, распространяется еще и на зимние Игры в Южной Корее 2018 года. То есть Надежду лишили сразу двух Паралимпиад.

— Наши спортсмены готовились к Играм, не просто тренируясь, а преодолевая физическую боль, справляясь с массой неудобств, — для многих было трудно даже просто добираться каждый день от дома до зала или бассейна, — объясняет Анна Афанасьева. — К тому же, в отличие от обычной Олимпиады, парасоревнование может оказаться единственным в жизни.

Дело не в желаниях и физическом состоянии спортсменов с ограниченными возможностями. Просто в этих состязаниях правила и условия меняются слишком часто. Так было с питерским легкоатлетом Денисом Гулиным. В 2012-м он участвовал в лондонских Играх. Завоевал золотую медаль в тройном прыжке. И стал последним чемпионом в этом виде. Потому что вскоре эту дисциплину исключили из паралимпийских. Денис не смог найти себя в чем-то другом. В Рио он ехать даже не собирался. И все же он успел. А те, кто намеревался выступить в этом году, нет. Под вопросом, например, паралимпийский футбол для игроков с ДЦП. Велика вероятность, что в Играх-2020 его уже не будет.

«Конкретно избавлялись от лидеров»

Российских паралимпийцев лишили Игр с особой циничностью и жестокостью. «Просвещенный, толерантный Запад» не пустил на соревнования сильнейших в мире спортсменов. На прошлых Играх наша сборная заняла второе место в медальном зачете. В этот раз показатели были бы не хуже, все шансы имелись, чтобы выйти и на первое место, как это произошло на зимних Играх в Сочи.

— Такая большая делегация с таким количеством очень сильных спортсменов… Тут конкретно избавлялись от лидеров, — уверен питерский пловец Александр Голинтовский. — Для всех это огромная трагедия.

Александр — один из немногих, кто не тешит себя надеждой на участие:

— На мой взгляд, никто не поедет. Я не думаю, что окажусь в Рио. Впрочем, я, когда отбирался на эту Олимпиаду, никому не говорил, что я еду. Отвечал на все расспросы так: «Пока не сяду в самолет, я вам ничего не скажу, произойти может всякое» — так и оказалось. Сейчас среди спортсменов и тренеров смятение после первого шока. Но думаю, что, когда мы увидим, как другие люди идут по дорожкам Рио, по стадиону на параде открытия, вот тогда мы все прочувствуем, тогда будут главные эмоции.

Александр на прошлой Паралимпиаде завоевал две бронзовые медали на дистанции 100 и 400 метров вольным стилем. В Рио рассчитывал побороться за победу в дисциплинах 50, 100, 400 метров вольным стилем и 100 метров на спине. Целенаправленно к ним готовился.

— Все силы в последний год были брошены на эти главные старты четырехлетия. Ограничивать себя приходилось во всем: в общении с близкими, в развлечениях — никуда не съездить, никуда не сходить. В течение сезона полностью отдавал себя тренировкам, все подчинил одной цели. И такое решение перечеркнуло целый год жизни, — пытается объяснить свои чувства Александр. — Спорт — это не физкультура, где ты работаешь на здоровье. Спорт связан с тем, что здоровье ты тратишь. И после такого износа должна быть реализация, итог проделанной работы, а затем реабилитация, в том числе на призовые деньги. Но для меня стала важнее не материальная сторона вопроса, а то, что я не могу представить свою страну, показать, чего я достиг. Для меня это сейчас самое грустное.

Соревноваться параллельно неинтересно

— Непонятно, за что нас наказывают! — возмущен питерский паралегкоатлет Федор Триколич. — Никаких доказательств нет. Голословные обвинения, мифические то ли пропавшие, то ли поцарапанные пробирки — и при этом отстраняют всю команду. Олимпийцев не смогли не пропустить, так отыгрываются на нас. Я состою в пуле международного тестирования 2,5 года. Меня проверяют на допинг регулярно каждые 1,5–2 месяца. Приезжают на дом, на соревнованиях ведут контроль. Никаких претензий не было. И на каких основаниях меня и других таких же чистых ребят отстраняют?

Федор в числе тех, кто подал индивидуальный иск в Спортивный арбитражный суд. Борьба за право соревноваться продолжается. Но квоты уже все перераспределены, наши места отдали спортсменам из других стран.

С прошлых Паралимпийских игр Федор привез три медали — два золота (бег на 100 метров и эстафета 4 по 100) и серебро (бег на 200 метров). Спорт сейчас — это все, чем он живет. Постоянные тренировки, сборы вдали от семьи по полгода. У Федора с рождения проблемы со зрением. Но с детства он увлекался спортом. Наравне с обычными мальчишками гонял в футбол во дворе. Когда поступил в медицинский колледж, с группой единомышленников собрал команду по мини-футболу. Но хотелось поехать на Олимпиаду, и в 2004-м Федор ушел в легкую атлетику, начинал с прыжков в длину, потом переориентировался на бег. В его копилке многочисленные победы на соревнованиях от региональных до мировых.

— Но я могу точно сказать: Паралимпийские игры ни с чем не сравнить. Это совсем другие соревнования, другой мир, другая атмосфера. Их нельзя заменить. Они вдохновляют людей на рекорды, на новые результаты, — объясняет Федор. — Нам сейчас власти обещают провести свои параллельные соревнования. Но мы не понимаем, с кем будем соревноваться? Друг с другом? Говорят, что наши результаты потом сравнят с паралимпийскими. Но как их можно сравнивать? Совершенно разный накал борьбы, разные стадионы, условия. Теряется сам соревновательный смысл. Но... хотя бы так пусть будет. Только настроение уже все равно испорчено всеми этими пересудами.

Партия сказала: «Не надо»

Один из тренеров Федора — Алексей Лашманов — оказался отстранен от Паралимпиады уже во второй раз. Сейчас — как наставник, а в 1984-м — как спортсмен. Тогда сборная СССР бойкотировала Олимпиаду в Лос-Анджелесе в ответ на то, что американцы не приехали на нашу Олимпиаду-80.

— Но тогда мы были к этому готовы, предвидели такой вариант. В апреле нас вызвали на сборы, а спустя несколько дней сообщили, что все отменяется, так партия решила. Мы были молоды, у меня это была первая возможность оказаться на Паралимпиаде. Но в то время все было иначе, спорт для людей с ограниченными возможностями в нашей стране не особо развивали, разве что общество слепых для своих проводило соревнования. На государственном уровне помощи мы не замечали. Особых тренировочных мероприятий не проводилось, экипировки тоже не давали, — вспоминает Алексей Лашманов. — Сейчас все изменилось. Нас поддерживают и регионы, и государство. Если в 1984-м мы не боролись за право попасть в сборную, то теперь множество спортсменов соревнуются за это, сдают нормативы, проходят проверки.

Но кажется, мировое сообщество не хочет этого видеть, не желает замечать, что делается у нас в стране для инвалидов, что мы уже давно не отсталое захолустье, где людей с особенностями просто не замечают. Все давно не так. Питерские паралимпийцы говорят, что ситуация начала меняться в 2008-м, когда стали готовиться к Играм в Лондоне. А уж Паралимпиада в Сочи всем показала, на что мы способны.

— Бороться с паралимпийцами — это очень трусливо, — мягко сформулировал свое возмущение Алексей Лашманов.

Кстати

Виноваты все

Отстранение сборной России от Паралимпиады 2016 и 2018 годов означает не только то, что наши спортсмены не смогут соревноваться в Рио и Пхенчхане, — автоматически под вопросом оказывается их участие во всех остальных турнирах, проводимых под эгидой Паралимпийского комитета.

Так, в Петербурге под угрозой срыва был Кубок мира по спортивным танцам на колясках, намеченный на 9–11 сентября.

— Этот вид спорта пока не входит в программу Паралимпийских игр. Но он также проводится под эгидой Международного паралимпийского комитета, — говорит пресс-секретарь Федерации спортивных танцев на колясках Ирина Людиновскова. — Ценой больших усилий нам удалось отстоять право провести наши соревнования в привычном виде. На паркет выйдут все спортсмены, независимо от их страны. Это победа, но для того, чтобы наши петербургские и российские танцоры смогли и дальше участвовать во всех соревнованиях по этому виду спорта, сражений предстоит еще много.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру