Кричали, стучали, боялись
ЧП случилось в новом микрорайоне «Тридевяткино царство», что неподалеку от метро «Девяткино». Семья Михаила Починского недавно вселилась в новую квартиру на 13-м этаже. В воскресенье, 17 июля, Михаил позвал гостей. Около 11 утра приглашенные собрались в подъезде многоэтажки и вызвали лифт. Рассказывает один из гостей — Константин Караваев:
— Со мной были моя жена, сестра с мужем и двумя детьми (старшему два года, младшему — семь месяцев), еще две девушки и молодой человек. Подошел грузовой лифт, мы все спокойно туда поместились. Поехали. Внезапно кабина встала, но двери не открылись. «Застряли!» — поняли мы. Первым делом, конечно, нажали на кнопку связи с диспетчером. Ноль реакции! Попробовали позвонить по телефонам компании, обслуживающей лифт: они были написаны на информационном щите внутри кабины. Но мобильная связь не работала — там, в лифте, вообще сети нет. Моей жене стало не хватать воздуха. Илья — ему два годика — испугался, младший Егорка заплакал. Представьте: в тесноте, в духоте зажаты семь человек и еще двое малышей, при этом нет никакой связи абсолютно! Мы кричали, стучали, жали без перерыва на эту кнопку вызова! — эмоционально вспоминает Константин.
По его словам, в лифте начиналась паника. Больше всего женщины боялись за детей. Грудничок Егорка как-то странно пищал.
— Моя жена стояла ближе всех к дверям. Она руками попыталась их раздвинуть, они легко поддались. И — раз! — открылись. Как оказалось, лифт стоял ровно на 12-м этаже. Мы вышли, — рассказывает Константин.
Люди провели в лифте примерно четверть часа. Но из-за пережитого стресса эти минуты показались им часами.
Сразу после избавления пострадавшие решили выяснить, где же все-таки был диспетчер и почему никто не пришел на помощь.
— Диспетчерская расположена в соседнем доме. Когда мы пришли, она оказалась закрыта. Там никого не было! — возмущается Константин.
Потом он дозвонился по одному из телефонов обслуживающей организации, и там ответили, что лифт, в котором застряли люди, еще не принят в эксплуатацию. Поэтому, мол, и претензий никаких быть не может. Застряли — и сами виноваты.
Коммунальщики в атаке
Безответственное и хамское поведение коммунальщиков вынудило Михаила Починского написать письмо в управляющую компанию — ООО «УК «МСК», обслуживающую его дом и еще 256 таких же многоэтажек в Мурино. Михаил попросил гендиректора Евгения Яблокова разобраться, наказать сотрудников, не оказавших помощь, а также провести внеплановую проверку опасного лифта.
Ответ коммунальщиков потряс и жильца, и его гостей. Ни одну из просьб Михаила «УК «МСК» не выполнило. А вместо извинений, наоборот, пошло в атаку. Гендиректор компании прислал Михаилу гневное, но безграмотное письмо.
«При эксплуатации лифта Вами были грубо нарушены правила пользования лифтом. Вы покинули кабину лифта самостоятельно, с применением силы открыли дверь кабины и шахты лифта, чем нанесли ущерб общему имуществу дома… Предлагаем добровольно возместить причиненный ущерб в размере 15 433,65 (пятнадцать тысяч четыреста тридцать три) руб. 65 коп. путем перечисления на наш расчетный счет. В случае Вашего отказа в возмещении вынуждены обратится в суд», — пишет Евгений Яблоков (орфография и пунктуация сохранены).
По его словам, все лифты в новостройке были приняты в эксплуатацию еще 3 июня 2016 года. И, «исходя из Технического регламента ТР ТС 011/2011, освобождение пассажиров из застрявшего лифта происходит в течение 30 минут».
— Да они же переваливают с больной головы на здоровую! — негодует Константин Караваев.
— А меня вообще тогда в лифте не было, почему мне претензии предъявляют? — изумляется Михаил Починский.
Давайте взвесимся
В управляющей компании ситуацию с застрявшими в лифте описывают совершенно иначе. Гендиректор Яблоков — персона очень важная и ввиду его крайней занятости оказался недоступен. На вопросы «МК» в Питере» ответил мастер участка, представившийся как Андрей Александрович. Он оказался замечательным рассказчиком: с богатой фантазией и ярким воображением. Настоящий коммунальщик!
По его словам, кнопка связи с диспетчером во всех лифтах работает, но застрявшие на эту кнопку не нажимали.
— Вот представьте, — начал Андрей Александрович, — стоят в подъезде десять взрослых мужиков, ну, хотя бы по 90 кг каждый. И тут приехал грузовой лифт, рассчитанный на 630 кг. Ждать второго лифта они не захотели, и все вдесятером в него залезли. Плюс у них с собой были продукты питания — еда, закуска, плюс дети… Лифт начал подниматься, и, может, пошевелился там кто или еще что, и лифт встал от перегруза. А они же день рождения праздновали и, соответственно, скорее всего, не в адеквате были, вот и стали ломать двери. А когда вылезли, начали звонить и всем угрожать, — с воодушевлением поведал представитель управляющей компании.
Перегруз и лишний вес, приписанный мастером, возмутил застрявших.
— У меня рост 169 см, вес 75 килограммов. Жена и сестра еще миниатюрнее. Больших и толстых в лифте никого не было! — утверждает Константин Караваев.
Кроме того, все были трезвые: ведь ехали-то в гости, а не оттуда, и все мужчины были за рулем.
Директор под прикрытием
Как бороться с наглыми и лживыми коммунальщиками, жильцы не знают. Сейчас жители дома 87, расположенного на шоссе в Лаврики (названия у улицы пока нет), собирают подписи под обращением в прокуратуру, Роспотребнадзор, Кремль и в другие инстанции. Претензий к компании «УК «МСК» у них уже накопилось множество. Люди жалуются на завышенные и непрозрачные тарифы, невыполнение коммунальщиками своих обязанностей, отписки в ответ на жалобы и прочее. Обращения к руководству самой компании результатов не дали. Жильцы поговаривают, что у непробиваемого директора Яблокова есть покровители где-то «наверху».
«МК» в Питере» поинтересовался прошлым и настоящим этого директора. Поисковые системы Интернета выдали, что некто Яблоков Евгений Борисович является руководителем областного Фонда содействия инновационному развитию и кадровому обеспечению экономики Ленинградской области (СИРИКОЭЛО). Фонд сотрудничает с администрацией Ленобласти, отбирает кадры для Президентской программы. В общем, очень солидный и полезный. Неужели его возглавляет тот самый жадный и безграмотный Яблоков, который вместо извинений требует деньги с пострадавших жильцов? «МК» в Питере» надеется, что прокуратура разберется: не только со злополучным лифтом, но и с самим Яблоковым.
Елена Роткевич.
Комментарий юриста
Помощь — незамедлительно!
Владислав Лапинский, председатель Президиума СПб коллегии адвокатов: «Юристы — за конституционные права граждан»
— Застрявшим нужно составить акт с подписями свидетелей о том, что произошло. В акте зафиксировать, что в лифте не было связи, соответственно, у людей отсутствовала возможность вызвать помощь. Поэтому они были вынуждены спасаться самостоятельно. С этим актом можно обратиться в управляющую компанию с требованием компенсировать моральный вред за причиненные страдания. Если там откажут, дальше можно идти в суд. Сумма компенсации, на мой взгляд, может быть тысяч сорок. Шансов выиграть дело, по моему мнению, у жителей больше, чем у управляющей компании.
— Сколько люди должны находиться в лифте в ожидании помощи?
— В правилах о времени ожидания не говорится. Сказано, что помощь должна прийти незамедлительно после получения сигнала.
P. S. В техническом регламенте ТР ТС 011/2011 (Техрегламент Таможенного союза о безопасности лифтов), на который ссылается управляющая компания, нет ни слова о сроках оказания помощи застрявшим в лифтах.
МК-цифра
По данным Ростехнадзора, всего 6 процентов из почти 30 тысяч российских лифтов признаны безопасными.
Как вести себя застрявшим?
— Свяжитесь с диспетчером. Если связи нет — кричите, стучите руками по стенкам кабины. Звуки разнесутся через шахту на все этажи дома.
— Если стало страшно, дышите глубоко, снимите верхнюю одежду, прислонитесь спиной к стене кабины. Опора позволит почувствовать себя увереннее.
— Не пытайтесь выбраться самостоятельно.
— Если лифт стремительно двигается вниз (падает), нажмите кнопку «Стоп» и примите безопасную позу: сядьте на корточки спиной к стене кабины, при этом руками упритесь в пол.