Покупатель подсел на скидки

Как санкции, импортозамещение и девальвация сказались на запросах россиян

Санкции и курс на импортозамещение существенно отразились на ассортименте магазинных прилавков, а девальвация рубля — на доходах россиян. Наши и иностранные эксперты оценили метаморфозы покупательского спроса в последнее время.

Как санкции, импортозамещение и девальвация сказались на запросах россиян

Покупают не бренды, а калории

 

Спрос диктует предложение. И изменившийся спрос «продиктовал» питерским предпринимателям новые форматы магазинов. Это могли заметить все гости форума, достаточно было им проехать по Пулковскому шоссе к экспоцентру. Помимо уже привычных гипермаркетов, за последние пару лет там выросло сразу два огромных «распродажных» комплекса — аутлет, торгующий брендовой одеждой, обувью и аксессуарами с постоянными скидками, и оптоклуб, предлагающий покупателям «затариваться» едой и товарами для дома мелким оптом.

Главная тенденция, сформировавшаяся за последние полтора года, — покупатель подсел на скидки. Это отмечали и руководители крупных сетевых магазинов, и аналитики. Логика проста: потребители, несмотря на финансовые трудности, не готовы отказываться от привычного уровня жизни. Люди по-прежнему хотят вкусно есть и пить, красиво одеваться, но сейчас делают это, все чаще выискивая различные акции, рекламные предложения, распродажи, а также переходят на покупки в Интернете.

— Люди теперь приобретают не бренды, а калории, — уверен главный исполнительный директор сети Х5 Retail Group N. V. («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Игорь Шехтерман.
— Покупатели стали действовать более рационально и вдумчиво. Они стали дольше размышлять, прежде чем принять решение о покупке, — обратил внимание известный консультант по вопросам розничной торговли Мартайн Пейтерс.

В этой новой любви к распродажам мы идем по европейскому пути. Там сейчас также процветают дискаунтеры, предлагающие десятки тысячи наименований товаров зараз.

Заглядывая в будущее, вице-президент компании P&G Сотириос Маринидис обратил внимание на еще одну важную тенденцию, которая наверняка ярко проявится в ближайшие 10–15 лет, — население страны быстро стареет. Еще немного — и 80 процентов покупок будет приходиться на людей от 50 лет и старше. На них, а не на молодежь будут равняться производители. И очень активно начнет развиваться фармакологический рынок. Пенсионерам нужны лекарства. И тут российской индустрии важно будет не упустить шанс.

Пакеты с едой стали легче

Однако, возвращаясь от будущего к настоящему, эксперты рынка не могли не отметить важную роль импортозамещения, «накрывшего» наши магазины в последние полтора года.

По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сейчас отечественные предприятия обеспечивают 90 процентов потребности в свинине и мясе птицы. А через 5–7 лет, по прогнозу министра, так же будет с овощами и фруктами. И даже по рыбе российские поставщики уже закрывают 75 процентов рынка.

Питерские покупатели научились разбираться в российских марках, коих стало в разы больше.
И в этой ситуации торговые сети с опаской ждут внесения изменений в закон о торговле. Если Госдума их утвердит, то серьезные ограничения коснутся рекламных акций в магазинах («собери крышечки», «купи три банки по цене двух» и т. п.). Законодатели хотят ограничить аппетиты торговых сетей и услуги, навязываемые ими поставщикам. Однако в ответ сетевики пугают тем, что рекламных акций вообще не будет. А значит, не будет скидок, которых так ждут покупатели (и это может отразиться на малообеспеченных слоях населения). Кроме того, именно подобные способы продвижения помогли многим отечественным компаниям заявить о себе.

— Промоакции для локальных производителей — это возможность продвигать себя в сетях. Ограничения могут привести в краткосрочной перспективе к исчезновению новинок, а впоследствии — к увеличению цены, — считает Игорь Шехтерман.

Еще один повод для больших трат, конечно, никого из покупателей не обрадует. Но вот парадокс: чем выше цены и меньше зарплаты, тем чаще наши сограждане ходят в магазины (особенно это касается больших городов). Это еще один признак кризисной эволюции. Люди стали реже закупаться впрок. И если прежде могли прийти в гипермаркет раз в неделю, а то и две, и загрузить тележку доверху, то теперь наведываются в магазины чаще, но берут меньше — на один-два дня.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру