Каких рек и каналов лишилась Северная Венеция

Петербург принято сравнивать с Венецией и Амстердамом

Более сотни водных артерий — природных и рукотворных — сетью покрывают наш город. Когда-то первостроители рыли все новые каналы и протоки, чтобы осушить питерские болота, обеспечить новую столицу водой и удобными путями сообщения. А потом работы пошли вспять — лишние водные магистрали, наоборот, стали уничтожать. В преддверии Дня города «МК» в Питере» вспомнил стертые с карты, а подчас и из памяти реки и каналы Петербурга.

Петербург принято сравнивать с Венецией и Амстердамом
Фото spbhi.ru

Питер начинался с каналов

История не сохранила даже самые первые каналы Петербурга — рукотворные протоки Петропавловской крепости. По центру фортеции с Востока на Запад шел ров, прорытый по велению Петра I. Он был нужен, чтобы гарнизон крепости, расположенной на острове, никогда не остался без воды, даже оказавшись в окружении врага. Кроме того, по такой водной магистрали было удобно подвозить материалы для развернувшейся стройки. Кусочек этого канала восстановили в начале 2000-х — он виден у северной стены Петропавловского собора. Его засыпали в 1882 году. К этому времени он перестал выполнять свою главную функцию — скапливавшаяся в нем вода цвела и была непригодна для питья. К тому уже появились водокачки, с помощью которых можно было брать воду прямо из Невы.

Еще два рва существовали между основной крепостью и прикрывающими ее равелинами. Их также засыпали в конце XIX века. О них напоминают башенки с мощными решетками.

Название есть, а воды нет

В питерской топонимике остались два канала, хотя самих их уже давно не существует. Рядом с Витебским вокзалом проходит улица Введенского канала. Сам он протекал в этих местах более полутора сотен лет. Его прорыли в 1810 году, связав Обводный и Фонтанку. Свое название он получил от стоявшего недалеко от вокзала Введенского собора. Изначально канал использовали для судоходства и забора воды, позже — как сточную канаву. Его постепенно засыпали в 1960–1970-е годы. На месте бывшей водной артерии образовалась широкая улица.

Другой сухой канал — Масляный — «течет» на Васильевском острове — между 23-й и Кожевенной линиями. В конце XVIII века его прорыли, чтобы защитить от пожара располагавшийся в тех краях Масляный буян — то есть склады с маслами. К началу XX века складов уже не осталось. И в 1920-е зарыли за ненадобностью и сам канал, а названия для образовавшейся улицы выдумывать не стали.

Неподалеку от Масляного канала можно прогуляться по еще одной несуществующей водной артерии — Шкиперскому протоку. Улица так и называется в память о том, что здесь когда-то действительно был проток, получивший в 1859 году свое название от поселения шкиперов (капитанов торговых судов). Эта водная артерия была не искусственной, а природной, ранее известной как Черная речка. Ее закопали в начале XX века.

А самый хрестоматийный пример «обезвоживания» Петербурга — конечно же, каналы Васильевского острова, чьи набережные стали именоваться линиями. Идею превратить этот остров в подобие Амстердама высказал сам Петр I. Архитектор Доменико Трезини разработал план. Но он так и не был реализован. Каналы прорыли только до 13-й линии, да и то не целиком. Меншиков — первый губернатор Петербурга — был не в восторге от трудоемкой затеи царя и строительство тихо саботировал, прокладка каналов шла вяло, да еще и делались они слишком узкими, больше похожими на канавы. После смерти императора никто не рвался работу продолжать. В итоге в 1767 году Екатерина II распорядилась зарыть эти каналы, превратившиеся в зловонные стоки.

Жерновка напомнила о себе

Засыпали в Петербурге не только искусственные водоемы, которые теряли свое значение. Жертвой мегаполиса стали и несколько естественных речек. Одной из первых пала Кривуша (она же Глухая). До того, как Петр пришел в наши края, она вытекала из болот между нынешними площадями Искусств и Конюшенной и пробивала себе извилистый путь (потому и Кривушка) к югу в сторону Фонтанки. Течения в ней почти не было. Некоторое время ее использовали для отведения канализации из богатых домов и дворцов. А потом и вовсе засыпали. На месте Кривуши с 1764 года начали строить нынешний канал Грибоедова (бывший Екатерининский).

В 1920-е в Петрограде стали засыпать сразу две речки Ольховки. Одна испокон веку вытекала из Екатерингофки и несла свои воды к заливу. Она разделяла Гутуевский и Большой Резвый острова. От нее осталось лишь небольшое озерцо да мост, который теперь нависает над землей.

Вторая Ольховка была притоком Таракановки. Другое ее название — Тентелевка, по имени бывшей деревни, располагавшейся в районе Нарвской заставы. Когда город стал расширяться, берега этой реки постепенно застраивали, а потом и вовсе решили, что без нее лучше. Сейчас на месте Тентелевки — улицы 9-го Января и Маршала Говорова.

Не совсем бесследно пропала речка Жерновка — приток Охты. Она текла в районе Охтинских пороховых заводов, где на жерновах перемалывали порох — отсюда и название. В 1970-е при строительстве новых кварталов на Ржевке ее частично заключили в трубу, частично закопали (глубиной Жерновка была от 10 сантиметров до метра). Но недавно она о себе напомнила. Жители Индустриального проспекта стали замечать, что асфальт возле дома № 40 без видимых причин трескается и проваливается. Дорожники начали разбираться, и оказалось, что как раз в этом месте и протекала раньше Жерновка. А при раскопках в прошлом году еще и мост через нее нашли, зарытый вместе со старым руслом. Теперь обещают закопать речку понадежнее, чтобы больше не подмывала асфальт.

23 бесполезных километра

Больше всего мороки питерским строителям доставил Лиговский канал. Сначала пришлось прорыть 23 километра, а потом засыпать или заточить в трубы 12 из них. Этот водовод задумывался для подпитки фонтанов Летнего сада. Его провели (в 1718–1720 годах) от реки Лиги (сейчас Дудергофки) почти до Невы. Он заканчивался большим бассейном в районе нынешнего пересечения улицы Некрасова и Греческого проспекта. Далее по трубам, проложенным в том числе и над Фонтанкой, вода подавалась к фонтанам. В 1777 году при сильном наводнении они были разрушены. Вся система Лиговского канала стала не нужна, да и сам он пострадал. И все же его сохраняли еще больше века, мирясь с неудобствами. Например, из бассейна пробилась речка Саморойка. Она текла по территории будущего Таврического сада. Ее частично зарыли первой еще в 1780-м. В начале XIX века при создании Обводного канала пересекавший его Лиговский пришлось убрать в трубу и пустить под Ново-Каменным мостом — получился водный перекресток.

Засыпать Лиговский стали лишь в 1891-м. Сначала до Обводного. В 1926-м зарыли участок до Московского проспекта. А в 1969-м до реки Красненькой, направив в нее воду канала. В наши дни Лиговский канал, местами спрятанный в трубы, заканчивается в районе пересечения ЗСД с Краснопутиловской улицей.

Медный всадник и Исаакий на разных берегах

Еще несколько каналов когда-то прорезали центр Петербурга.

Параллельно Лебяжьей канавке, вдоль западного края нынешнего Марсова поля, существовал Красный канал. Его прорыли от Невы до Мойки для осушения территории в 1711 году. Именно над ним архитекторы Фельтен и Росси хотели создать красивейший мост с арками. Но как раз в это время началось возведение Мраморного дворца, которому Красный канал мешал. Водоем уничтожили. Дворец построили. А мост перенесли и соорудили над Зимней канавкой, где он до сих пор и остается.

О другом забытом канале петербуржцам сейчас напоминает мемориальная доска, которую можно увидеть в подземном переходе под площадью Труда. Табличка извещает, что прежде тут пролегал Адмиралтейский канал. Он шел от Крюкова канала и Новой Голландии, где хранился корабельный лес, к Адмиралтейству, в котором строили суда. Теперь на этом месте Конногвардейский бульвар.

Частью Адмиралтейского был Мастерской канал. Он находился там, где сейчас улица Якубовича, и также подступал к Адмиралтейству, упираясь в окружавший его ров так, что Медный всадник и площадка, где вскоре появился Исаакиевский собор, находились на разных его берегах. Но при строительстве Манежа в 1842 году его зарыли, чтобы не мешал.

Едва не закопали

В список исчезнувших питерских каналов в 1869 году едва не попал и Екатерининский (ныне Грибоедова). Инженер Мюссар и архитектор Бенуа предложили устроить на «мокром» месте бульвар. Причем слева от Невского проспекта хотели сделать парк с бюстами всех правителей Отечества и грандиозным памятником «Апофеоз России». А справа можно было бы создать торговые ряды. Городские власти уже было одобрили эту затею, но денег на реализацию не нашлось. К тому же выяснилось, что Мюссар — душевнобольной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру